научный журнал «Актуальные исследования» #4 (83), февраль '22

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций

Статья посвящена рассмотрению различных аспектов духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций.

Аннотация статьи
семья
традиции православной культуры
христианские принципы
русская культура
пасхальные традиции
развитие личности
Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание в России традиционно способствовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры. Русскому человеку это дает возможность более полного восприятия мира и своего места в нем.

Именно христианские принципы любви, гармонии и красоты в мире, обладают очень эффективными образовательными и воспитательными возможностями. Только на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека.

В связи с этим, методологической основой духовно-нравственного воспитания детей должны быть традиции православной культуры и педагогики.

Духовно-нравственный кризис общества невозможно преодолеть без осуществления комплексного культурного влияния на семью.

Семья – это основа формирования системы жизненных ценностей ребенка. Необходимо вернуть семье функцию воспитания, а это возможно лишь при комплексном подходе, а именно при использовании мер духовно-нравственного, социально-культурного, медико-педагогического сопровождения семьи на всех этапах развития. Семья неразрывно связана с национальной культурой. Кризис культуры и кризис семьи имеет одно происхождение – духовное.

Структура процесса формирования духовно-нравственного воспитания приведена ниже (рис.).

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/024e/001251cd-38ef35ae/img5.jpg

Рис. Структура процесса формирования духовно-нравственного воспитания

Академик В.С. Непомнящий, определяя вероисповедание как систему ценностей, сравнил культуры Европы и России по главным праздникам. Он отмечает, что европейская культура имеет Рождественский характер, а культура России – Пасхальный. Если для европейца главное то, что Бог уподобился мне, придя в этот мир в образе человека, и потому нужно научиться любить себя, то для русского человека главное - Воскресение и призыв Бога уподобиться ему, преодолевая свое несовершенство.

Русская культура всегда занимала особенное расположение в ряду других культур. Даже находясь на стыке великих цивилизаций, русская культура всегда имела собственную, не похожую на других судьбу и характер. Стремление к пасхальному идеалу и раскрывает основную особенность русской культуры, ее духовную суть. Культура России направлена на достижение духовного совершенства. Поэтому все значимое и важное в русской культуре обретает духовно-нравственную окраску, проверяется через идеалы любви, правды, жертвенности. Через страдание к Воскресению – такой путь предлагает человеку русская культура.

Только следуя идеалам национальной культуры, воспитание сможет реализовать свою функцию целостного развития личности. Проживание учащимися Пасхальных мотивов совершенно необходимо для постижения ими сути русской культуры, достижения подлинной образованности.

Подлинная культура русского человека рождается из идеи любви, любящего православного сердца – это основа жизненной идеи. Такое понимание русской культуры помогает нам объяснить многие явления в истории мира.

Это помогает нам объяснить, как в России могла сохраняться вера, даже в условиях тяжелого гнета завоевателей-иноверцев: в условиях татарского ига, немецкого засилья при Царском дворе 18 века, и даже в условиях богоборческой власти коммунистов, существует еще множество подобных примеров.

В исторических испытаниях Православие не однажды спасало русскую культуру, а сейчас русская культура помогает возрождать Православие, семью, на традиционных культурных ценностях. Но известно, что образование без духовно-нравственного воспитания прививает цинизм и беспринципность, ведет «только к изворотливости во зле» (И. А. Ильин).

Семейное воспитание зависит от характера национальной культуры, хотя в педагогике со времен Я. А. Коменского сформулирован один из основных принципов культуросообразности. Нарушения этого принципа приводит к разрушительным последствиям для семьи.

Воспитание в пасхальной традиции – это приобретение опыта любви, терпимости, осознание чувства долга. Ведь именно способность любить и прощать – главные из качеств настоящего гражданина и семьянина.

Поэтому так необходимо увлечь детей духом национальной культуры – это важнейшая задача педагогов.

В русской традиции уважение к родителям – условие счастливой, долгой и благополучной жизни. Нельзя допустить, чтобы в семьях дети и родители стали конкурентами. Необходимо духовное единение, именно в этом заключается радость семейной жизни.

Именно поэтому русская культура должна быть центром содержания образования в современной школе, а православие – основанием для духовно-нравственного развития. На этой основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ребенку нельзя навязать духовные ценности, он должен их приобрести в процессе обучения, прочувствовать на собственном опыте, приложить к этому немалые усилия и лишь тогда сформируется полноценная, духовно развитая личность.

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию и развитию не должны ограничиваться только лишь беседой. Они должны быть интересны обучающимся, а значит разнообразными. Это могут быть факультативные занятия, игры, все виды творческих работ, рукоделие, праздники, экскурсии, просмотр тематических фильмов, чтение поэзии, прослушивание музыки, выставки, постановка театрализованных представлений.

Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся невозможно без совместных усилий образования, государства и семьи. Просто необходимо, чтобы родители были образцом для своих детей, ведь дети усваивают моральные и социальные нормы поведения на основе подражания. Большинству родителей это просто неизвестно. Поэтому необходимо помочь так же и родителям понять, что главным образом в семье должны преобладать нравственные духовные ценности и обычаи, которые передаются из одного поколения в другое, ведь именно родители несут ответственность за воспитание своих детей.

Итак, главные результаты, заключаются в усвоении обучающимися вечных человеческих ценностей, стремлении к добру, уважению традиций своего народа, воспитание чувства патриотизма, приобщение к православной культуре, пониманию своего места в мире, ответственность за свои дела и поступки. Ведь долг педагога способствовать формированию личности ребенка свободной, творческой, с чувством собственного достоинства, духовно и эстетически развитой, с высоконравственной основой. Да, такая личность формируется всю жизни, но закладывается фундамент именно в детстве.

Текст статьи
  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2005. - №11. С.68-71.
  2. Духовное воспитание детей. Читтапад. – К.: Ника-Центр, 2009. 136 с.
  3. Детские праздники в школе и дома / Л. Е. Лавренова. - СПб. : Паритет, 2000. 157 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля