Традиции – это воспроизведение опыта, события, духовного наполнения комплекса. Они отражают национальную культуру народа и армии, ценности, знания и содержание воинского духа, воспитание и обучения войск.
Уникальность воинских традиций заключается в духовной основе, заложенной в духе народа и каждого человека. С традициями молодому поколению передается духовность, нравственность, культура и привычки людей. Вопросам духовного потенциала воспитания и воинских традиций русских воинов посвятили ученые: А.И. Дырин, М.И. Ивашко, А.А. Лукьянец, Л.Г. Рыжиков и др. Воспитание воинов происходило на основе православной веры, с уверенностью, что «пятеро сто прогонят, а сто и тьму одолеют» (Левит 26, 3-8). Опыт духовно-нравственного воспитания воинов времен генералиссимуса А.В. Суворова и адмирала Ф.Ф. Ушакова, показывает по своей сущности свою уникальность.
Рассмотрим, каким образом воинские традиции отразились в деятельности полководцев русской армии, где потенциал традиций русских воинов раскрывается в заслугах полководцев, в боевом духе войск, уставном воспитании и обучении войск и во взаимоотношениях между военнослужащими.
Значительное влияние на духовно-нравственное развитие полководцев производили религиозно-православные традиции. Так, полководец Суворов А.В. со своими подчиненными по праздникам посещал богослужения в Церкви [4, с. 6]. Поход команды строем на церковную службу именовался церковным парадом. По приходе к храму воины останавливались и перестраивались по фронту. Затем перед входом снимали головные уборы, крестились и заходили в храм. Горячая вера в Бога становилась основой жизни воинов, что развивало у военнослужащих непоколебимость и твердость над врагами в боях. А.В. Суворов утверждал, что укрепление веры в армии позволит солдатам выдерживать и переносить тяготы военной службы и побеждать врагов Отечества с помощью Божией.
В русской армии основными воинскими традициями являлись:
- передача боевого опыта, принятие и верность военной присяге;
- взаимовыручка (взаимопомощь) и личный пример командиров в бою;
- верность чести, воинскому долгу и знамени, защита знамени в бою;
- боевое братство, беспримерная храбрость, доблесть и героизм воинов;
- традиция подготовки воинов к боевым действиям;
- использование наступательной тактики в сражении; поддержание боевой готовности и профессионализма;
- умелое перенесение воинами тягот и лишений воинской службы;
- традиции совершения подвигов и празднования победы;
- проявление великодушия к мирным жителям неприятеля и милосердия в отношении к поверженному врагу;
- обучение с учетом трудностей;
- освящение храмов, боевых знамен, русских воинов, орденов, медалей техники и оружия святой водой, крещение, венчание и творение молитв;
- благочестие (святая жизнь) и поддержание в армии послушания;
- благодарность Богу и святым за победу, совершенство добродетелей и аскетическая жизнь;
- создание в церквях музеев воинских реликвий;
- совершение личных и коллективных молитв [3, с. 129], крестных ходов, паломничеств по духовным местам и служение молебнов;
- служение панихид по усопшим участие в церковных службах;
- чтение Священного Писания и святоотеческой литературы;
- верность национальному самосознанию, защита православной веры, изучение Закона Божия и истории православия;
- создание и использование церковных и полковых музеев и библиотек, распространение и чтение церковных газет и журналов;
- строительство храмов и сооружение памятников;
- назначение священников в полки;
- патриотизм, благородство и великодушие воинов;
- верность государю и религиозная терпимость служение Отечеству;
- звучание патриотической музыки;
- любовь народа и воинов к полководцам;
- награждение воинов орденами и медалями;
- написание истории полка;
- отдание почестей местам сражений и захоронений воинов;
- применение победных салютов проведение полковых, дивизионных
и корпусных смотров; - развод почетного караула;
- сохранение полковых реликвий, исторических предметов;
- торжественное проведение полковых праздников и юбилеев;
- парад войск со знаменами под музыку [1, с. 36];
- поддержание твердой воинской дисциплины и товарищества;
- качественное исполнение своих обязанностей;
- добросовестное отношение воинов к изучению военного дела;
- забота о подчиненных;
- личный пример полководцев (командиров и начальников);
- несение службы в суточных нарядах и передача передового опыта;
- применение поощрения и наказания;
- соблюдение правил ношения военной формы одежды, воинского приветствия [5, с. 18], культурного поведения и воинского этикета;
- уважение старших;
- участие в офицерских собраниях;
- достойное поведение в общественном месте;
- сохранение здоровья; закаливание организма;
- борьба с пороками, соблюдение постов, уклонение от встреч с порочными людьми, хранение себя и товарищей от распутства и пьянства;
- поддержание дружбы и благородное отношение к женщине;
- совместная трудовая деятельность, оказание помощи ближнему и уважительное отношение к мирным жителям.
Воинские традиции характеризуются любовью к своей Родине, благоговейным отношением ко всем местам боевых сражений русских войск и захоронений воинов, к народным праздникам и обычаям. С их помощью в воинских подразделениях обеспечивается поддержание товарищества и взаимовыручки, доброе общение между военнослужащими, которое основано на уставных взаимоотношениях. Традиции затрагивают вопросы поведения воинов в служебной деятельности, обучения военному делу, правил ношения военной формы одежды, дисциплины, исполнительности и ответственности, активного участия в офицерских собраниях.
Воинские традиции у военнослужащих развивают необходимые профессиональные качества для достижения целей в боевых условиях, воспитывают у них характер, укрепляют и уверенность в победе над противником.
Рис. Сражение при Козлуджи
Также необходимо отметить, что традиции имеют влияние и на взаимоотношения между военнослужащими в повседневной жизни, и способствуют культурному обращению воинов с людьми в быту.
Генералиссимус А.В. Суворов был уверен, что вдохновляющей силой в воспитании воинов была православная вера. Он говорил своим подчиненным, что для них нет большей чести, чем умереть на поле сражения за православное Отечество. Александр Васильевич учил солдат не бояться смерти, так как душа у человека бессмертна. И если воин погибает на поле битвы за Веру, Царя и Отечество, то его душа возносится в Царствие Божие. По убиенным воинам в присутствии полководца служились панихиды, после которых А.В. Суворов говорил назидательные слова. Он призывал солдат на всякое дело брать благословение Божие и всегда быть верными государю и Отечеству.
М.Г. Жукова отмечает, что в день празднования 100-летия со дня кончины полководца Суворова А.В. он был назван русским Архистратигом. Как святой Архистратиг Михаил – вождь воинства Небесного, так и А.В. Суворов – вождь воинства земного, всегда ставил на первое место веру в Бога [2, с. 9].
Самоотверженное и бескорыстное служение своему народу, вера в Божью помощь – были характерными качествами великого полководца русской армии Александра Васильевича Суворова.