Введение
В связи с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, появилась необходимость вести образовательный процесс дистанционно [1]. Для этого как педагогам, так и обучающимся университета было необходимо освоить современные цифровые инструменты и онлайн-платформы для проведения дистанционного обучения [6].
Особенность медицинского образования такова, что большая часть клинических знаний будущего врача неотъемлемо связана с очными формами обучения, требующими личного присутствия. Прежде всего это практика, приобретение врачебных навыков и манипуляций, поэтому обычно педагогические коллективы медицинских вузов критикуют широкое использование дистанционных образовательных технологий в медицинском образовании [5]. Однако неизбежность их использования диктует необходимость анализа эффективности использования способов дистанционного обучения [7].
Цель исследования – оценить инструменты и онлайн-платформы обеспечения дистанционного обучения, используемые преподавателями кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Оренбургского государственного медицинского университета.
Материалы и методы исследования: в данной статье рассмотрены методы дистанционного обучения, применяемые в Оренбургском государственном медицинском университете на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.
Для проведения семинаров и лекций в онлайн-формате используются различные веб-инструменты.
Для онлайн-лекций, например, применяют Zoom, популярную площадку на сегодняшний день. Сервис дает возможность подключить до 3000 слушателей в зависимости от тарифа [2]. Если это бесплатный тариф, то соответственно он действует с определенными ограничениями – это проведение эфира не более 40 минут и с присутствием менее 100 участников [3]. Это допустимо, если лекция читается для малочисленных факультетов. При этом возможно подключение два раза с перерывом 5-10 минут. В Zoom можно демонстрировать отдельные приложения и виртуальную доску, что является несомненным достоинством.
Для проведения лекций и семинаров используется также онлайн-площадка Trueconf. Trueconf – система программного обеспечения для организации видеоконференции и совместной работы со студентами. К положительным моментам можно отнести доступность широкого арсенала инструментов совместной работы (показ презентаций, демонстрация рабочего стола, передача файлов, групповой и индивидуальный чат, электронная доска), а также участники могут оценить какую-либо идею с помощью emoji иконок, не делая при этом длинных развернутых сообщений преподавателю [8]. Но есть отрицательная сторона – это частые перебои во время видеосвязи, поэтому необходимо достаточно хорошее качество интернет-связи.
Следующая возможность для лекций в онлайн режиме это запись на камеру с последующим размещением в информационной системе университета в разделе кафедра информация для студентов. Преимуществом является то, что студент может войти в систему и посмотреть лекцию в любое удобное время, однако возможны сбои из-за загруженности, которые не дают войти в ИС [12].
Для проведения студенческих научных кружков успешно используется Google meet. Это еще одна альтернатива Zoom, где можно проводить онлайн встречи. Удобен тем что можно не скачивать приложение, все находится в облаке и не создавать учетную запись (нужна только почта на Gmail), есть синхронизация с Гугл календарем [11]. Из явных минусов можно отметить то, что не видно сколько длится по времени заседание кружка, а видеоконференцию возможно записать только на платной основе.
Тестовые опросы на кафедре проводятся в информационной системе, в разделе тестирование. Преподаватель каждый раз формирует новую задачу прохождения тестирования, где указывает дату и время, количество попыток, систему оценки тестирования и выбор способа оценивания результата [10]. Облегчением работы преподавателя является то, что оценки выводятся автоматически, но возможны сбои в системе в силу ее загруженности и невозможность вовремя пройти тестирование или проверить результаты [9].
Для поддержания дистанционного общения со студентами наши преподаватели вуза также используют различные мессенджеры (вайбер, ватсапп и телеграмм), а также электронную корпоративную почту [4].
Выводы: в ходе рассмотрения онлайн платформ и веб- инструментов, используемых на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии, нельзя однозначно сказать, что какая-то из этих площадок является явным лидером. У каждой из них есть как плюсы, так и минусы, смотря с какой целью использовать платформу при дистанционном обучении. Поэтому следует осваивать все возможные возможности дистанционного обучения, комбинируя использование различных сервисов и вэб-инструментов в изучении одной дисциплины.