Онлайн-платформы и вэб-инструменты для обеспечения эффективного дистанционного обучения в медицинском вузе

В статье рассмотрены онлайн-платформы и вэб-инструменты, применяемые педагогами для дистанционного обучения. Проанализированы популярные площадки, такие как Zoom, Trueconf, Google meet и информационная система Оренбургского государственного медицинского университета.

Аннотация статьи
дистанционное обучение
информационная система
онлайн-платформа
вэб-инструменты
Zoom
Trueconf
Google meet
Ключевые слова

Введение

В связи с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, появилась необходимость вести образовательный процесс дистанционно [1]. Для этого как педагогам, так и обучающимся университета было необходимо освоить современные цифровые инструменты и онлайн-платформы для проведения дистанционного обучения [6].

Особенность медицинского образования такова, что большая часть клинических знаний будущего врача неотъемлемо связана с очными формами обучения, требующими личного присутствия. Прежде всего это практика, приобретение врачебных навыков и манипуляций, поэтому обычно педагогические коллективы медицинских вузов критикуют широкое использование дистанционных образовательных технологий в медицинском образовании [5]. Однако неизбежность их использования диктует необходимость анализа эффективности использования способов дистанционного обучения [7].

Цель исследования – оценить инструменты и онлайн-платформы обеспечения дистанционного обучения, используемые преподавателями кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Оренбургского государственного медицинского университета.

Материалы и методы исследования: в данной статье рассмотрены методы дистанционного обучения, применяемые в Оренбургском государственном медицинском университете на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Для проведения семинаров и лекций в онлайн-формате используются различные веб-инструменты.

Для онлайн-лекций, например, применяют Zoom, популярную площадку на сегодняшний день. Сервис дает возможность подключить до 3000 слушателей в зависимости от тарифа [2]. Если это бесплатный тариф, то соответственно он действует с определенными ограничениями – это проведение эфира не более 40 минут и с присутствием менее 100 участников [3]. Это допустимо, если лекция читается для малочисленных факультетов. При этом возможно подключение два раза с перерывом 5-10 минут. В Zoom можно демонстрировать отдельные приложения и виртуальную доску, что является несомненным достоинством.

Для проведения лекций и семинаров используется также онлайн-площадка Trueconf. Trueconf – система программного обеспечения для организации видеоконференции и совместной работы со студентами. К положительным моментам можно отнести доступность широкого арсенала инструментов совместной работы (показ презентаций, демонстрация рабочего стола, передача файлов, групповой и индивидуальный чат, электронная доска), а также участники могут оценить какую-либо идею с помощью emoji иконок, не делая при этом длинных развернутых сообщений преподавателю [8]. Но есть отрицательная сторона – это частые перебои во время видеосвязи, поэтому необходимо достаточно хорошее качество интернет-связи.

Следующая возможность для лекций в онлайн режиме это запись на камеру с последующим размещением в информационной системе университета в разделе кафедра информация для студентов. Преимуществом является то, что студент может войти в систему и посмотреть лекцию в любое удобное время, однако возможны сбои из-за загруженности, которые не дают войти в ИС [12].

Для проведения студенческих научных кружков успешно используется Google meet. Это еще одна альтернатива Zoom, где можно проводить онлайн встречи. Удобен тем что можно не скачивать приложение, все находится в облаке и не создавать учетную запись (нужна только почта на Gmail), есть синхронизация с Гугл календарем [11]. Из явных минусов можно отметить то, что не видно сколько длится по времени заседание кружка, а видеоконференцию возможно записать только на платной основе.

Тестовые опросы на кафедре проводятся в информационной системе, в разделе тестирование. Преподаватель каждый раз формирует новую задачу прохождения тестирования, где указывает дату и время, количество попыток, систему оценки тестирования и выбор способа оценивания результата [10]. Облегчением работы преподавателя является то, что оценки выводятся автоматически, но возможны сбои в системе в силу ее загруженности и невозможность вовремя пройти тестирование или проверить результаты [9].

Для поддержания дистанционного общения со студентами наши преподаватели вуза также используют различные мессенджеры (вайбер, ватсапп и телеграмм), а также электронную корпоративную почту [4].

Выводы: в ходе рассмотрения онлайн платформ и веб- инструментов, используемых на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии, нельзя однозначно сказать, что какая-то из этих площадок является явным лидером. У каждой из них есть как плюсы, так и минусы, смотря с какой целью использовать платформу при дистанционном обучении. Поэтому следует осваивать все возможные возможности дистанционного обучения, комбинируя использование различных сервисов и вэб-инструментов в изучении одной дисциплины.

Текст статьи
  1. Fawns T., Jones D., Aitken G. Challenging assumptions about "moving online" in response to COVID-19, and some practical advice. MedEdPublish., 2020; 9 (1): 83. DOI: 10.15694/mep.2020.000083.
  2. Марухно В.М. Дистанционное образование в медицине // Международный журнал экспериментального образования, 2019. № 4- С. 154-156.
  3. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. – 33 с.
  4. Курмунгулов А.А., Фролова О.И., Соловьева С.В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза // Высшее образование в России, 2017. № 8/9. С. 116-119.
  5. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практическое пособие / Н.В. Никуличева. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.
  6. Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета, 2017. № 9 (115). С. 172-177.
  7. Гурьев Д.Е. Опыт дистанционного проведения практических занятий по построению сегмента сети Интернет/ Д.Е. Гурьев. - DOI: 10.25559/SITITO.16.202004.951-960 // Современные информационные технологии и ИТ- образование. -2020. – Т.16, №4. – С. 951-960.
  8. Изотова В.Ф. Применение дистанционных образовательных технологий в заочном обучении // Вестник Саратовской государственной юридической Академии, 2016, № 1 (108). С. 255-259.
  9. Петров А. Б. Корпоративные информационные системы: проблемы и перспективы // Cloud of science. 201 Т. 6. № 1. С. 71-82.
  10. Петров А. Б. О характеристиках информационной системы // Cloud of science. 2020. Т. 7. № 3. С. 510-515.
  11. Мазуренко, Е. В. Один из способов организации дистанционного обучения // «Тенденции развития науки и образования». - Май 2020. - №61, Часть13. - 2020. - 92 с.
  12. Кулагина, Л.В. Механизм управления информационной системой на многосерверной платформе / Л.В. Кулагина, Н.В. Кулагин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 1(72). С. 134-137.
Список литературы