Образ дракона (змея) – одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур в мировом фольклоре. Весь образ змея и его роль в народном эпосе слагается из частностей, которые несут определенное значение. Частность, при этом, непонятна без целого. Данная статья ставит перед собой цель многопланово рассмотреть мифологический образ змея в русском народном эпосе.
Первый образ дракона, который мы рассмотрим – Змей Горыныч в сказках. Несмотря на скудность описаний внешности Змея в русских сказках, известный фольклорист В.Я. Пропп тщательно исследовал мифологические источники и выяснил ряд особенных черт.
В книге «Исторические корни волшебной сказки» Пропп пишет об обязательной черте мифологического змея – многоголовости [1, с. 183]. Число голов при этом непостоянная величина. В одних источниках указываются числа, кратные трём: три, шесть, девять, двенадцать. В других упоминаются пять или семь голов. Другие черты при этом указываются не везде. Например, умение летать в отдельных источниках не приводится. Ещё одна интересная деталь, на которую Пропп обращает внимание, это отсутствие упоминания крыльев в подавляющем большинстве источников. Тело мифологического змея сказкой также не описывается.
Таким образом, складывается впечатление о Змее как о привычной рептилии, наделенной фантастическими чертами: многоголовостью, гигантским для своего вида размером и умением парить в воздухе («Прилетел змей, начал виться над царевною»).
Вторая часть имени Змея, своеобразное отчество «Горыныч», по одной версии указывает на внешнюю связь с горой (размер, мощь, непоколебимость). Другие исследователи предполагают здесь отсылку к месту проживания Змея, горе. Змей Горыныч, как и змеи западноевропейских сказок, часто живёт в горах и, особенно, в пещерах.
Невозможно сказать, чем покрыто тело мифологического змея – гладкой кожей, шкурой или чешуей. Несмотря на то, что в народной традиции лубочного изображения закрепился образ змея с когтистыми лапами и длинным заострённым хвостом, в сказках эти черты змея отсутствуют.
Пропп пишет о схожести полёта змея и полёта другого популярного мифологического персонажа, бабы Яги [1, с. 183]. «Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трехглавый змей». Однако, если средство передвижения бабы Яги – ступа, упоминается в мифологических источниках множество раз, то упоминание крыльев змея известным фольклористом было найдено всего раз, в серии Афанасьевских сборников: змей уносит царевну «на своих огненных крыльях».
По-видимому, такое отсутствие описания свидетельствует о том, что сказочнику образ змея не совсем ясен. Иногда он ассимилируется с обликом героя и представлен всадником. Под змеем в этих случаях конь обычно спотыкается.
Еще одна черта Змея Горыныча – связь с огненной стихией («Летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит»). Однако неизвестно, каким образом извергается огонь. О коне, например, подробно известно, что огонь, искры и дым исходят из ноздрей и ушей. О Змее таких сведений нет. Пропп называет испепеление постоянной формулой угрозы Змея Горыныча: «Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевича»; «Я твое царство огнем сожгу, пеплом развею» [1, с. 184].
Здесь необходимо отметить интересный факт: пресмыкающиеся и птицы являются представителями подземного и небесно-воздушного миров. Дракон, змей-птица, это хозяин обоих пространств. Его соответствия: стихии воздуха и земли. Ему также подвластны стихии огня, который он извергает из пасти и воды, которая нередко выступает местом обитания змея. Таким образом дракон – это высшее сакральное существо, объединяющее в себе ни одну физическую стихию, а все четыре.
Змей в сказках реализует и свою функцию охранника подземного царства. Шестиглавые змеи стерегут вход в медное, серебряное, золотое и бриллиантовое царства, которые проходит герой на своем пути за невестой. Но змеи в роли охраняющих подземелья – эпизодические персонажи; герой легко усмиряет их, и больше о них в сказке не вспоминается
Более полно, чем в сказках, фигура змея отражается в былинах. Упоминания змея содержат сюжеты нескольких былин, одной из самых известных и древних былин является «Добрыня и змей». Её сюжет встречается в более чем ста записях, особенно он был распространён в северных районах Руси.
Согласно былине, змей напал на Добрыню Никитича, пока тот купался в Пучай-реке. Поражённый шапкой «земли греческой», змей обещает больше не нападать на Русь, а взамен берёт с Добрыни слово не вступать в змеиные владения. Поверив змею, Добрыня отпускает его, но не сдержав слово, змей нарушает соглашение: летит в Киев и похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня является в змеиные владения, где в «кровопролитном бою-драке» побеждает змея и освобождает не только Забаву, но и других людей, прежде плененных змеем [2].
Змей в этой былине имеет все признаки дракона. Он огнедышащий и живет в реке с огненными струями. Он летает «под облаками». В сюжете былины это враг Киева, русских людей и христианской веры: он падает от удара шапкой «земли греческой» – символа, монашеского головного убора в форме капюшона, происходящего из Византии, откуда было принесено на Русь христианство.
Некоторые известные былины посвящены Алёше Поповичу и Тугарину змею [2]. В одной из них змей на бумажных крыльях летит по небу. Змея замечает Алёша и молит о том, чтобы пошёл дождь, ведь лишившись способности лететь на мокрых крыльях, змей упадет. Так и происходит. Между упавшим змеем и Алёшей Поповичем завязывается схватка, из которой богатырь, благодаря хитрости и ловкости, выходит победителем.
Другая былина об этих героях заключается в следующем. На пиру у князя Алёша Попович оскорбляет Тугарина змея, который вызывающе себя ведёт. Между ними завязывается бой, из которого Алёша выходит победителем. Интересна связь Тугарина змея в былине с реальным историческим персонажем – половецким ханом Тугорканом. Но черты человека в Тугарине соединяются со змеиными. Он носит «змеиное» имя (хотя иногда называется и просто Тугарином). Перед боем он угрожает Алеше «спалить его огнем» или предстает как всадник на коне, извергающем огонь. Он летает; интересно, что в этой былине Алеша дает Тугарину «птичий» эпитет – «гагара безногая». Но в отличие от змея из предыдущей былины, способность Тугарина летать оказывается уязвимой: под дождем его «бумажные крылья» бездейственны. Стихия воды оказывается чуждой ему.
В перечисленных былинах фигура змея является центральной. Существуют и другие, в которых змей упоминается как косвенный персонаж.
Такова былина «Добрыня и Маринка» [2]. Маринка – злая колдунья, которая очаровывает богатырей, а после превращает их в животных. Добрыня побеждает её, случайно убивая «мила дружка» Маринки, о змеиной принадлежности которого можно догадаться по названным именам – Туга Змеевич, Горынище.
В былине «Волх Всеславьевич» змей представлен в качестве отца главного героя, и о нем говорится только вначале. Богатырю Волху передались от мифологического отца такие черты как способность к оборотничеству, мудрость и умение колдовать. В былине о Волхе отразились мифологические представления, согласно которым рожденные от змея дети обладали волшебными свойствами [2].
Змей в былинах – один из главных персонажей, враг главного героя. Его образ в них – это образ мифологического змея или получудовища-получеловека. Он может быть и второстепенным персонажем, в котором некоторые признаки змея только проглядывают. Таким образом, облик змея в сказках и былинах значительно отличается, что является отражением многообразия русского народного эпоса и неоднородности его сюжетов.