Предпосылки становления логистической концепции известны ещё со времён Первой мировой войны. Изначально, логистика, как наука, была отнесена к военной отрасли и позволяла своевременно обеспечивать вооружённые силы материальными ресурсами. К одному из последних этапов развития логистики, можно отнести период интеграции, который возник в конце XIX века и с 80-х годов активно развивается по настоящее время.
Современную логистическую деятельность можно разделить на два вида интеграции: вертикальную и горизонтальную. Первая, предполагает интеграцию управления материальными и сопутствующими информационными потоками внутри компании. Горизонтальная же логистическая интеграция предполагает развитие и объединение различных логистических процессов между компаниями при помощи связей. При разработке плана интеграции исходят, прежде всего, из стратегических целей развития предприятия, возможного изменения бизнес-логики, в соответствии с которой выстраиваются бизнес-процессы и осуществляется их информационное сопровождение.
Координация организационно-экономических и управленческих отношений между компаниями, стремящихся к логистической интеграции, способствует повышению конкурентоспособности и достижению синергетического эффекта взаимодействующих компаний [1]. Данный эффект предполагает увеличение эффективности бизнес-процессов компаний в результате интеграции и слияния разрозненных процессов, за счёт чего образуется мощная и слаженная система.
Кроме того, логистическую интеграцию можно разделить на: инфраструктурную, организационную и информационную.
На сегодняшний день развитие цифровых технологий способствует активному развитию информационной интеграции, как внутри компаний, так и между сотрудничающими организациями. Информационная интеграция способствует более эффективному выполнению бизнес-процессов, выявлению отклонений и нарушений в цепи поставок, а также позволяет создать единое информационное пространство. Однако между компаниями может наблюдаться также и конкуренция, которую за счёт применения современных цифровых технологий, необходимо преобразовывать в выгодное сотрудничество.
Безусловно, что цель любого бизнеса заключается в увеличении прибыли и нельзя утверждать, что цифровые данные, которые собраны и проанализированы в режиме реального времени, в полном объёме можно передавать конкурирующим компаниям. При этом выгодный обмен информацией, который анализируется сейчас, может привести к синергетическому эффекту и к увеличению прибыли.
В данном случае речь идёт о возможности совместной аналитики менее рентабельных направлений бизнеса конкурирующих компаний. В частности, например, несколько транспортно-экспедиторских компаний с помощью сервисов облачных вычислений могут проводить аналитику эффективности своей транспортно-экспедиционной деятельности, и затем предлагать выполнение заведомо малоприбыльных работ своим конкурентам, для которых это может быть более выгодным. Аналогичным образом, конкуренты должны отвечать своим «коллегам по цеху». В силу высокой географической разрозненности объектов транспортной инфраструктуры страны, предлагаемая технология работы может значительно усовершенствовать работу транспортно-логистической отрасли.
Таким образом, логистический аутсорсинг, который разрозненно существует и по сей день, может быть интегрирован между различными транспортно-логистическими или экспедиторскими компаниями.
Цель данного цифрового обмена – преобразование классической горизонтальной интеграции, особенностью которой является объединение конкурирующих организаций в одну и поглощение рынков сбыта, а также создание выгодного обмена между таковыми компаниями.
На сегодняшний день цифровые технологии позволяют компаниям совершенствовать бизнес-процессы и увеличивать свои производственные мощности.
Например, крупные торговые, складские компании, обрабатывающие значительный материальный поток, успешно внедряют и используют автоматизированные системы, которые, в свою очередь, интегрируются между собой.
Таковыми системами могут являться:
- ERP-система, позволяющая осуществлять управление трудовыми ресурсами и активами, оптимизировать ресурсы предприятия с помощью интегрированного ПО;
- WMS-система, автоматизирующая складские процессы;
- CRM-система, которая автоматизирует взаимодействие с клиентами.
Для достижения синергетического эффекта и успешного взаимодействия встаёт вопрос объединения автоматизированных систем управления.
Значимую роль в обеспечении успешного взаимодействии разрозненных корпоративных систем играет сервисная шина данных, которая с помощью технологии файлового обмена позволяет всем подразделениям организации в оперативном режиме оперировать данными, интегрируя их между системами [2]
Кроме того, подобная интеграция позволяет обмениваться данными с заказчиками и клиентами в онлайн режиме.
Так, крупная торговая компания может обмениваться данными с экспедиторской компанией, осуществляющей отгрузку грузов со склада поставщика. Оперативный обмен данными позволяет принимать организаторские решения между компаниями, фактически, без участия человека. Например, подбор грузовых единиц транспорта для забора груза после выгрузки базы данных из системы WMS и автоматический расчёт суммарного веса и объёма груза. Снижение роли человеческого фактора играет решающую роль в обеспечении бесперебойности работы компаний транспортно-логистического комплекса.
Таким образом, интегрируя комплекс автоматизированных систем и участников этих систем, можно сформировать потенциальную цифровую платформу, то есть такую бизнес-модель, которая позволит участникам нескольких систем в режиме онлайн обмениваться информацией, продуктами и услугами.
Цифровые сервисы, образующие в совокупности цифровую платформу, позволяют организовать эффективную работу компании, за счёт чего можно увеличивать объёмы производства и продаж.
Однако, нельзя не обратить внимание на мощности облачной аналитики и прогнозирования, за счёт которой появляется возможность оценивать и отслеживать происходящие бизнес-процессы, преобразовывать их и получать потенциально большую прибыль.
За последние годы, особенно в период пандемии, облачные технологии шагнули далеко вперед. Они являются технологией распределённой обработки данных, где ресурсы и мощности используются в качестве услуги или Интернет-сервиса.
Цифровые сервисы, образующие в совокупности цифровую платформу, позволяют организовать эффективную работу компании, за счёт чего увеличивать объёмы производства и продаж.
Одним из популярных сервисов в области интеллектуальной аналитики является Microsoft Power BI и платформа Power Bi Desktop (рисунок).
Рис. Структура работы платформы Power Bi Desktop
Сервис позволяет обрабатывать большие объёмы данных, а также визуализировать их. Данные, обрабатываемые и передаваемые внутри цифровой платформы сотрудничающих компаний, а также внутри отделов компаний, целесообразно стабильно загружать и анализировать с помощью данного сервиса. Он позволит частично упразднить работу консалтинговых компаний, собирающих и анализирующих статистику, а регулярная загрузка статистических данных, позволит оценивать ситуацию в режиме реального времени.
Загрузка статистики из базы данных системы WMS в систему Microsoft Power BI позволит проанализировать множество данных. Интеллектуальный анализ способствует нахождению узких мест в работе отделов компании и помогает специалистам преобразовывать существующие подходы [3].
Например, анализ базы данных системы WMS поможет проанализировать грузопотоки, как внутри склада, так и между партнёрами. Также, это позволит обнаружить слабые места в цепи поставок, поспособствует поиску альтернативных способов и маршрутов доставки, а анализ складских операций позволит оптимизировать работу складского хозяйства. Так, анализ отгрузки по артикулам на крупном грузовом терминале будет выявлять изменения оборачиваемости изделий по артикулам. Исходя из этого, изделия с большим сроком оборачиваемости целесообразно будет размещать более удалённо, относительно зоны приёмки и упаковки, а изделия с меньшим сроком оборачиваемости размещать ближе к данным зонам.
Подчеркнём ещё раз, что данная интеллектуальная аналитика выгодна тем, что она позволяет регулярно анализировать процессы и показывать актуальную статистику происходящих процессов.
Значительным минусом, при использовании любой системы интеллектуальной аналитики, являются информационные угрозы безопасности облачных вычислений.
Защита от информационных угроз складывается из нескольких аспектов:
- ограничение физического доступа к серверам и сетевой инфраструктуре;
- ограничение доступа управления через Интернет к вычислительным мощностям;
- разграничение доступа в облачной среде;
- защита операционной системы.
Несмотря на существующие методики защиты, специалисты по информационной безопасности рекомендуют не использовать критически важные данные в облачных вычислениях [4].
Таким образом, развитие цифровых сервисов и технологий неизбежно ведёт к совершенствованию и преобразованию бизнес-процессов компаний, имеющих в том числе отношение и к транспортно-логистическим системам. Интеллектуальные системы позволяют влиять на технологию работы компаний и увеличивать прибыль. При этом, необходимо помнить и о мерах информационной безопасности, иначе утечка ценной структурированной информации, может привести к более крупным материальным потерям, чем выручка, полученная от использования современных цифровых технологий.