В современных условиях негативного воздействия на информационное пространство нашего государства со стороны недружественных зарубежных структур, имеющего целью дестабилизировать общественно-политическую обстановку в стране, а также снизить уровень патриотизма российских граждан, возникает острая необходимость в повышении эффективности формирования и укрепления патриотических качеств военнослужащих, способствующих усилению обороноспособности Российской Федерации.
Анализ обширного арсенала отечественных научных трудов, связанных с изучением сущности патриотизма, позволяет выделить его основные черты: чувственность (любовь к своей Родине, Отечеству, своему народу), действенность (проявление в деятельности, поведении) и направленность на оборону (готовность к защите от внешних врагов). Многие российские учёные, в том числе, принимавшие участие в разработке Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, сходятся во мнении, что без развитого патриотизма в упадок приходят все основные сферы жизни общества: социально-экономическая, духовная, культурная и другие. При таком положении дел становится невозможным развитие государства, а значит возникает угроза его существованию [1].
Таким образом, патриотизм занимает значимое место в вопросах обеспечения безопасности государства, что актуализирует проблему патриотического воспитания военнослужащих, как гарантов обороноспособности страны.
Стройная система воспитательной работы в воинских частях и подразделениях направлена на формирование у военнослужащих определённого набора профессиональных качеств, необходимых для выполнения военно-служебных задач. Неотъемлемой частью этой работы является выработка и укрепление у воинов патриотических качеств личности. Вместе с тем, на сегодняшний день в науке не существует единого подхода к вопросу о том, какие именно личные качества военнослужащих можно считать патриотическими.
Проведя анализ научной литературы [2, 3, 4, 5, 6] можно сделать вывод, что качествами личности исследователи называют обобщённые особенности (свойства) личности, отражающие её специфику. Существует также точка зрения, согласно которой личные качества подразделяются на когнитивные (познавательные), креативные (творческие), методологические (организационно-деятельностные), коммуникативные и ценностно-смысловые [7, с. 34].
С учётом полученных данных автор видит целесообразным конкретизировать качества личности военнослужащих, способствующих повышению уровня патриотизма, и определить их как патриотические качества личности военнослужащих. Для удобства восприятия и применения в воспитательно-патриотической деятельности, а также с целью обеспечения достоверного анализа их сформированности, классифицируем патриотические качества личности по содержательному признаку на:
Когнитивные качества личности, как совокупность особенностей познавательной деятельности:
– любознательность и эрудированность в вопросах истории (в том числе военной), культуры, традиций (в том числе воинских), политической жизни Отечества, его социально-экономического положения, состояния его обороноспособности и развития средств обеспечения безопасности;
– точность в восприятии и выражении смысла, значения информации по обозначенным выше вопросам (далее – патриотическая информация), определении её значимости;
– проницательность в распознавании логических связей в ходе изучения патриотической информации, корректность в сопоставлении её содержания, формы репрезентации и целей, на достижение которых она направлена;
– безошибочность в оценке правдоподобности информации;
– рассудительность, рациональность и беспристрастность при извлечении выводов, формировании предположений и гипотез относительно патриотической информации;
– сознательность, честность и ответственность при распространении патриотической и любой другой служебной информации;
– профессиональная компетентность.
Ценностно-смысловые (мотивационно-потребностные) качества:
– преданность семье, коллективу, народу, Родине, самоотверженность в вопросах обеспечения их благосостояния и безопасности;
– верность Воинской присяге;
– честность и правдивость;
– высокая профессиональная подготовленность и боевая готовность;
– дисциплинированность и нетерпимость к нарушениям правопорядка и воинской дисциплины;
– твёрдость воли;
– физическая и эмоциональная выдержанность;
– непредвзятость в оценках третьих лиц.
Деятельностные качества:
– решительность в действиях на благо Отечества;
– способность организации выполнения сложных и ответственных задач;
– требовательность к себе и окружающим в сочетании с заботой о подчинённых и товарищах;
– рассудительность в действиях;
– уверенность, самостоятельность и своевременность в принятии важных решений.
Рефлексивные качества:
– самоорганизованность;
– самоконтроль и самокоррекция;
– внешняя опрятность, подтянутость;
– пунктуальность;
– вежливость;
– отзывчивость;
– адекватная самооценка.
По мнению автора, подобная конкретизация не только повысит качество воспитательно-патриотической деятельности в воинских подразделениях, но и позволит чётко определить формы и методы формирования и развития каждого из приведённых качеств, а также расширить и уточнить представленный перечень качеств в соответствии с поставленными практическими и научными целями.