На сегодняшний день рекламные тексты перестали представлять из себя примитивное предложение покупки того или иного товара или услуги. С каждым днем реклама все больше напоминает поэтический текст как в прямом (рекламный тексты, построенные в стихотворном жанре), так и в переносном смысле. Существуют жесткие требования, по которым строится текст рекламы. Это обусловлено тем, что сегодняшняя реклама – это не просто информационная отрасль, часть маркетинговых коммуникаций, это произведение искусства.
Сейчас при построении грамотной рекламы необходимо соблюсти определенные правила, к числу которых относится пространственно-временная организация текста. Большой вклад в изучении данного аспекта внес М.М. Бахтин, обогатив литературоведение термином хронотоп и определив его как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [2, с. 234].
Категории времени и пространства формируют неразрывное единство, в частности, в аспекте восприятия человеком повседневной реальности [1]. Термин «хронотоп» выявляет имманентную связь временных и пространственных отношений, которая может рассматриваться как изоморфная процессу моделирования внешнего мира. Эта связь, в свою очередь, находится в основании всевозможных текстов, формирует целостное сочетание пространственных и темпоральных индикаторов.
Говоря простым языком, Бахтин говорит о том, что хронотоп конкретизирует события в повествовании, придает им определенную форму. Так, в рекламном тексте событие может уточняться при помощи хронотопа. Рекламодатели часто прибегают к приему хронотопной координации рекламного текста, поскольку основной целью рекламы является привлечение внимания потребителя.
Другими словами, «рекламные хронотопы характеризуются тем, где/когда рекламные сообщения становятся событиями в сознании потребителей, материализуют рекламное сообщение с точки зрения временной и пространственной оси. Автобусные остановки могут задействоваться, в частности, для размещения наружной рекламы, направленной на борьбу с курением. В этом случае рекламные агентства манипулируют хронотопом дороги, используют его в своих целях» [2, с. 584].
Например:
- «Настоящие французские часы, с подарком из Франции. Часы женской марки Le Chic (Ля Шик) производят в городе Безансон».
Данная реклама была опубликована в журнале «ТОН Геленджика» перед Международным женским днем. Это связано с тем, что в период перед праздниками возрастает спрос на те или иные товары и услуги, в данном случае перед женским праздником возникает спрос на женские изделия, цветы и т.д.
- «Научные статьи на заказ. Напишем статью по требованиям любого жанра. Оригинальность от 70%. Бесплатные корректировки».
В период написания научных работ перед зимней и летней сессией каждый студент сталкивается с такого рода рекламой. Во время поиска литературы в интернете на сайтах всплывают рекламные тексты, которые предлагают написать за вас любую научную работу: от статьи до диссертации. Так, рекламодатели находят себе клиентов.
Особое распространение получили тексты с указанием на определенный промежуток времени. К примеру:
- «13 января 2021 года состоится премьера фильма «King’s Man, Начало». Приквел молодежной шпионской франшизы».
- «Праздники продолжаются! Цены падают вниз, а товары в корзину! Рекламная акция магазинов «Магнит у дома» с 8 по 18 января».
- «С 26 по 28 ноября на «Афише» проходит «Черная пятница» – билеты на концерты, спектакли и стендап-шоу можно купить со скидками до 30%. Ищите значок BLACK FRIDAY на сайте и в приложении, выбирайте подходящие вам билеты и не забудьте активировать акцию на экране выбора способа оплаты».
Особую категорию составляют рекламные тексты, предлагающие обучение за определенный промежуток времени, обещая при этом хороший результат. Например:
- «Онлайн-школа английского Алекса Рубанова. Пойми английский за два часа. Этот вебинар полезнее чем 11 лет школьной программы по английскому».
- «Нескучная онлайн-школа. Для тех, кто готовится к ЕГЭ и хочет во всем разобраться. Подготовка за 5 месяцев».
- «Арт Фа – школа музыки и вокала. Экспресс уроки игры на гитаре онлайн. Ваши первые результаты уже спустя 4 занятия».
Данные примеры показывают, что рекламодатели манипулируют психологией потенциальных клиентов. Так, потребитель, увидев данного рода рекламу, будет завлечен конечным результатом и захочет приобрести услугу – пройти курсы обучения. На самом же деле такого рода рекламы плохи тем, что каждый человек индивидуален, в связи с чем один может усвоить уроки и получить хороший результат, а другие – будут разочарованы в начатом деле.
Таким образом, анализ лексем, обозначающих пространственно-временные ориентиры в пределах рекламного текста, позволяет говорить о наличии рекламного хронотопа, формируемого актуализацией определенных значений в структуре слов двух тематических групп – пространственной и временной, а также сочетанием слов из этих групп.