Временные координаты рекламы

В данной статье рассматривается лексический аспект времени в рекламных текстах, как основной способ манипуляции над потребителем. Анализируется лексическая структура рекламного текста с хронотопными координатами.

Аннотация статьи
хронотоп
лексический аспект
пространственно-временной аспект
манипуляция
реклама
Ключевые слова

На сегодняшний день рекламные тексты перестали представлять из себя примитивное предложение покупки того или иного товара или услуги. С каждым днем реклама все больше напоминает поэтический текст как в прямом (рекламный тексты, построенные в стихотворном жанре), так и в переносном смысле. Существуют жесткие требования, по которым строится текст рекламы. Это обусловлено тем, что сегодняшняя реклама – это не просто информационная отрасль, часть маркетинговых коммуникаций, это произведение искусства.

Сейчас при построении грамотной рекламы необходимо соблюсти определенные правила, к числу которых относится пространственно-временная организация текста. Большой вклад в изучении данного аспекта внес М.М. Бахтин, обогатив литературоведение термином хронотоп и определив его как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [2, с. 234].

Категории времени и пространства формируют неразрывное единство, в частности, в аспекте восприятия человеком повседневной реальности [1]. Термин «хронотоп» выявляет имманентную связь временных и пространственных отношений, которая может рассматриваться как изоморфная процессу моделирования внешнего мира. Эта связь, в свою очередь, находится в основании всевозможных текстов, формирует целостное сочетание пространственных и темпоральных индикаторов.

Говоря простым языком, Бахтин говорит о том, что хронотоп конкретизирует события в повествовании, придает им определенную форму. Так, в рекламном тексте событие может уточняться при помощи хронотопа. Рекламодатели часто прибегают к приему хронотопной координации рекламного текста, поскольку основной целью рекламы является привлечение внимания потребителя.

Другими словами, «рекламные хронотопы характеризуются тем, где/когда рекламные сообщения становятся событиями в сознании потребителей, материализуют рекламное сообщение с точки зрения временной и пространственной оси. Автобусные остановки могут задействоваться, в частности, для размещения наружной рекламы, направленной на борьбу с курением. В этом случае рекламные агентства манипулируют хронотопом дороги, используют его в своих целях» [2, с. 584].

Например:

  • «Настоящие французские часы, с подарком из Франции. Часы женской марки Le Chic (Ля Шик) производят в городе Безансон».

Данная реклама была опубликована в журнале «ТОН Геленджика» перед Международным женским днем. Это связано с тем, что в период перед праздниками возрастает спрос на те или иные товары и услуги, в данном случае перед женским праздником возникает спрос на женские изделия, цветы и т.д.

  • «Научные статьи на заказ. Напишем статью по требованиям любого жанра. Оригинальность от 70%. Бесплатные корректировки».

В период написания научных работ перед зимней и летней сессией каждый студент сталкивается с такого рода рекламой. Во время поиска литературы в интернете на сайтах всплывают рекламные тексты, которые предлагают написать за вас любую научную работу: от статьи до диссертации. Так, рекламодатели находят себе клиентов.

Особое распространение получили тексты с указанием на определенный промежуток времени. К примеру:

  • «13 января 2021 года состоится премьера фильма «King’s Man, Начало». Приквел молодежной шпионской франшизы».
  • «Праздники продолжаются! Цены падают вниз, а товары в корзину! Рекламная акция магазинов «Магнит у дома» с 8 по 18 января».
  • «С 26 по 28 ноября на «Афише» проходит «Черная пятница» – билеты на концерты, спектакли и стендап-шоу можно купить со скидками до 30%. Ищите значок BLACK FRIDAY на сайте и в приложении, выбирайте подходящие вам билеты и не забудьте активировать акцию на экране выбора способа оплаты».

Особую категорию составляют рекламные тексты, предлагающие обучение за определенный промежуток времени, обещая при этом хороший результат. Например:

  • «Онлайн-школа английского Алекса Рубанова. Пойми английский за два часа. Этот вебинар полезнее чем 11 лет школьной программы по английскому».
  • «Нескучная онлайн-школа. Для тех, кто готовится к ЕГЭ и хочет во всем разобраться. Подготовка за 5 месяцев».
  • «Арт Фа – школа музыки и вокала. Экспресс уроки игры на гитаре онлайн. Ваши первые результаты уже спустя 4 занятия».

Данные примеры показывают, что рекламодатели манипулируют психологией потенциальных клиентов. Так, потребитель, увидев данного рода рекламу, будет завлечен конечным результатом и захочет приобрести услугу – пройти курсы обучения. На самом же деле такого рода рекламы плохи тем, что каждый человек индивидуален, в связи с чем один может усвоить уроки и получить хороший результат, а другие – будут разочарованы в начатом деле.

Таким образом, анализ лексем, обозначающих пространственно-временные ориентиры в пределах рекламного текста, позволяет говорить о наличии рекламного хронотопа, формируемого актуализацией определенных значений в структуре слов двух тематических групп – пространственной и временной, а также сочетанием слов из этих групп.

Текст статьи
  1. Азарова О.А., Кудряшов И.А. Когнитивный подход к исследованию неявного знания // Когнитивные исследования языка. – 2015. – № 21. – С. 30–33.
  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин. – В кн.: Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. – Москва: Худож. лит., 1975. – С. 234-407.
  3. Буряк В. В. Хронотоп как реализация манипулятивных возможностей наружной рекламы в общественных местах / В. В. Буряк, И. А. Кудряшов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – № 5. – С. 582-585.
  4. Кафтанжиев Х. Хронотоп - знаки времени и пространства в рекламе / Х. Кафтанжиев // Ценности и смыслы. – 2010. – № 1(4). – С. 91-100.
  5. Кудряшов И.А., Клеменова Е.Н. Диалогическая педагогика М.М. Бахтина и методы вузовского обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2016. – № 3 (59). – С. 53–73.
  6. Прокофьева В. Ю. Хронотоп рекламы: лексический аспект / В. Ю. Прокофьева, Е. Г. Прончатова // Научный диалог. – 2014. – № 10(34). – С. 39-69.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня