Традиционно решение задачи формирования штатного расписания было однотипным, с незначительными вариациями для отдельных вузов, а именно: на основе учебных планов и норм времени определялась суммарная нагрузка и посредством деления на количество часов, установленных приказом по образовательной организации, получалась штатная численность в ставках, в целом и по структурным подразделениям в отдельности.
Поскольку никаких ограничений уровня заработной платы не существовало, кафедры были заинтересованы в увеличении нагрузки и, соответственно, штатов. Погоня за объемом учебной нагрузки привела к перегруженности учебных планов, раздробленности дисциплин, завышенным нормам времени и проблемам с аудиторным фондом.
Каждый из вузов находил пути решения этих проблем, однако с введением новой модели финансирования они стали неприемлемыми, что потребовало, в свою очередь, разработки принципиально новых подходов к формированию штатного расписания [3, с. 76].
Данную проблему рассматривали в своих трудах ученые высших учебных заведений. Так, например, в своей статье «Расчет штатной численности кафедры: инновационный подход» Ю. Чеботаревский и др. отметили недостатки существующей схемы, негативно влияющие на качество учебного процесса. В частности, они отметили три основных недостатка: увеличение объема учебной нагрузки каждой кафедрой всеми возможными и невозможными способами; перезагруженность учебных планов за счет увеличения нагрузки, их несбалансированность, дублирование одних и тех же тем при изучении различных дисциплин и т.д.; формирование структуры учебной нагрузки и форм ее учета в первой половине рабочего дня преподавателя. Авторами был предложен новый подход к расчету штатной численности преподавателей, в основу которого был заложен приведенный контингент студентов, трудоемкость программы [4, с. 125].
Коллектив авторов Волгоградского государственного университета также отмечают, что одной из серьезнейших возникших проблем явилось превышение норматива учебной нагрузки на одного преподавателя. Каждая кафедра, стремясь сохранить и увеличить свою штатную численность, всеми способами пыталась увеличить свою учебную нагрузку. Это привело к нарастанию общего объема учебной нагрузки по вузу и, как следствие, объема средней учебной нагрузки, приходящейся на одного преподавателя. В результате средняя нагрузка на преподавателя на некоторых факультетах приблизилась к предельной.
В попытке решить данную задачу факультеты начали использовать большую часть внебюджетного фонда, что создает серьезную финансовую проблему. Учитывая уменьшение контингента студентов, уровень жизни населения и т.д., решение последней задачи для большинства факультетов оказалось крайне затруднительно, а для некоторых уже и невозможно. Они предлагают новый алгоритм финансового формирования бюджетов и штатов профессорско-преподавательского состава кафедр университета, предлагая осуществлять финансирование пропорционально доле каждой кафедры в реализации учебного процесса каждой основной образовательной программы [2, с. 151].
Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, в котором оформляется структура, штатный состав и общая численность штатных единиц университета, перечень наименований должностей, профессий с указанием квалификаций и окладов (должностных окладов).
Штатное расписание Дальневосточного ГАУ формируется в соответствии с утвержденной структурой университета, в разрезе источников финансирования подразделений и категорий персонала. В штатном расписании университета указываются должности (профессии) работников, количество ставок, ПКГ, а также оклады по должностям. Штатное расписание и все изменения к нему утверждаются приказом ректора университета [1, с. 42].
Штатное расписание профессорско-преподавательского состава в разрезе учебных подразделений университета – факультетов, кафедр и др. формируется в соответствии с утвержденной структурой вуза, в зависимости от годовой учебной нагрузки с учетом установленных норм времени (приказ о распределении штатной численности профессорско-преподавательского состава), корректируется в течение учебного года, и утверждается ректором на текущий учебный год не позднее 1 сентября.
В штатном расписании по каждой должности в разрезе соответствующих выплат указываются источники финансирования, за счет которых они производятся.
Изменения в штатное расписание профессорско-преподавательского на текущий учебный год вносятся на основании приказов по университету и служебных записок с резолюцией ректора университета [1, с. 46].
В Дальневосточном ГАУ, как и практически во многих вузах применяется классическая схема расчета штатной численности профессорско-преподавательского состава. Рассчитывается штатная численность вуза в целом исходя из приведенного контингента и соотношения преподаватель/количество студентов. Затем определяется общая нагрузка по вузу и средняя учебная нагрузка на одного преподавателя. Далее исходя из общей учебной нагрузки кафедры и средней учебной нагрузки по вузу (путем деления) определяется штатная численность кафедры.
При применении такой модели формирования штатной численности профессорско-преподавательского состава наблюдается та же проблема, что и в других вузах – несогласованность показателей академических планов с экономическими, что в конечном итоге сказывается на объемах финансирования вуза.
Для решения данной проблемы был разработан механизм координации академических и экономических планов путем их согласования.
Данный механизм предполагает расчет численности профессорско-преподавательского состава в соответствии с нормативами финансового обеспечения и образовательными стандартами на основе программы «1С Университет ПРОФ».
Для того, чтобы рассчитать количество ставок профессорско-преподавательского состава по каждой образовательной программе, необходимо рассчитать количество ставок по каждой кафедре. Общая сумма ставок и будет определять количество ставок по образовательной программе в целом.
Расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по образовательным программам представлен на рисунке 1.
Далее, для сравнения был произведен расчет тремя способами: расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по контактной работе; расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по приведенному контингенту по семестровым графикам; расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по фонду оплаты труда.
Чтобы рассчитать количество ставок по кафедре, необходимо количество часов контактной работы разделить на норму часов на одного преподавателя (850 часов в год). Например, если по дисциплинам кафедры гуманитарных дисциплин по направлению «Агроинженерия» объем часов контактной работы составляет 844,60 часов, то количество ставок профессорско-преподавательского состава будет – 0,99 (844,60 часов / 850 часов). В целом по данной образовательной программе количество ставок – 13,71.
Рис. 1. Расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по образовательным программам
Для расчета количества ставок по приведенному контингенту необходимо отдельно провести расчет приведенного контингента по каждой образовательной программе с учетом всех форм обучения. Например, по образовательной программе «Агроинженерия» (рис. 1), количество ставок составит 16,67.
При расчете количества ставок по фонду оплаты труда необходимо знать норматив затрат на оплату труда профессорско-преподавательского состава и контингент студентов. Норматив затрат по каждой образовательной программе доводится учредителем. Для примера проведем расчет по направлению «Агроинженерия». Норматив затрат по данному направлению – 113 035,04 млн. рублей. Исходя из установленного норматива и контингента студентов определяем фонд оплаты труда: 113 035,04 млн. рублей * 200 чел./1,29 = 17 524 812,40 млн. рублей. Далее, чтобы рассчитать количество ставок ППС необходимо фонд оплаты труда разделить на двухуровневую среднюю заработную плату по региону. В нашем примере средний уровень заработной платы по региону составляет 47 401,55 рублей, а двухуровневый размер – 94 803,10 рублей. Таким образом, количество ставок ППС будет равно 15,40 ставок (17 524 812,40/94 803,10/12).
На следующем этапе на основании проведенных расчетов по количеству ставок профессорско-преподавательского состава, формируем штатное расписание по кафедрам и факультетам. Так как расчет ставок профессорско-преподавательского состава проводился тремя вариантами, то предлагается три варианта штатного расписания.
Первый вариант – расчет ставок производился по контактной работе. На рисунке 2 представлен расчет количества ставок профессорско-преподавательского состава по кафедрам и факультетам.
Второй вариант – расчет ставок профессорско-преподавательского состава по приведенному контингенту по семестровым графикам представлен на рисунке 3.
Третий вариант – расчет ставок профессорско-преподавательского состава по фонду оплаты труда отражен на рисунке 4.
Рис. 2. Формирование штатного расписания профессорско-преподавательского состава университета
Рис. 3. Формирование штатного расписания профессорско-преподавательского состава университета исходя из расчета ставок по приведенному контингенту
Рис. 4. Формирование штатного расписания профессорско-преподавательского состава университета исходя из расчета ставок по фонду оплаты труда
Далее проведем анализ динамики контактных часов и ставок профессорско-преподавательского состава за 2020-2021 учебный год и на 2021-2022 учебный год.
Рис. 5. Анализ динамики контактных часов и ставок ППС за 2020-2021 учебный год и 2021-2022 учебный год
На основании проведенных расчетов наблюдаем снижение часов контактной работы и количества ставок профессорско-преподавательского состава в 2021-2022 учебном году по сравнению с 2020-2021 учебным годом.
Таким образом, данный подход к формированию штатного расписания, позволяет эффективно подходить к расходованию финансовых ресурсов в рамках государственного финансирования и расходования средств от приносящей доход деятельности вуза, а также контролировать расходы с учетом сохранения финансовой устойчивости и платёжеспособности вуза.