Главная
АИ #4 (83)
Статьи журнала АИ #4 (83)
Формирование здоровьесберегающих технологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-и...

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

школа-интернат
ограниченные возможности здоровья
гуманизация
коррекция

Аннотация статьи

В статье освещаются вопросы формирования здоровьесберегающих технологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Текст статьи

В условиях радикальных социально-экономических преобразований в России высшим гуманистическим смыслом социального развития становятся утверждение отношения к человеку как к самоценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека, в том числе, имеющего те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как ведущий элемент нового педагогического мышления, гуманизация требует существенных изменений по отношению к детям с проблемами в развитии, создания им условий для реализации естественных прав на обучение, развитие, занятия спортом.

Педагогическое воздействие (коррекция) – единственное эффективное средство, позволяющее социально адаптировать и интегрировать в обществе лиц, имеющих умственную отсталость. Среди средств педагогической коррекции особое место занимают здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей (если это возможно) и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Обязательным должна быть разработана соответствующая программа, которая предусматривает различные направления деятельности педагогов. Это:

  • Санитарно-просветительская работа.
  • Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
  • Нравственно-духовное и нравственно-экологическое воспитание в процессе социализации воспитанников.
  • Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
  • Система здоровьесберегающего обслуживания, рационального питания.
  • Организация свободного времени.
  • Социальная защита воспитанников.

Все перечисленные направления реализуются через различные методы и формы:

  • Коррекционные тематические занятия.
  • Беседы, инструктажи, дискуссии.
  • Встречи с наркологами, представите5лями правоохранительн6ых органов.
  • Коллективные творческие дела.
  • Проведения дней здоровья, соревнований.
  • Организация прогулок воспитанников.
  • Организация каникул. Организация кружков.

Конкретными задачами по формированию здоровьесберегающих технологий в школе-интернате являются:

  1. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.
  2. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
  3. Развитие двигательных качеств.
  4. Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
  5. Формирование и воспитание гигиенических навыков.
  6. Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений.
  7. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине.

Основными формами работы по сбережению здоровья, обусловленной режимными моментами, в школе-интернате являются утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, прогулки, спортивные паузы, уроки физической культуры и лечебной физкультуры, занятия в спортивных кружках, закаливающие процедуры, внеклассные мероприятия, лечебно-профилактические мероприятия.

Блок № 1. Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика – комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно после подъема.

Задачи (цели):

  • формирование правильной осанки, актов дыхания;
  • привитие навыков выполнения упражнений;
  • вовлечение школьников в ежедневные занятия физической культурой;
  • закаливание организма детей и повышение иммунитета организма.

Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в спортивном зале и в хорошо проветриваемых коридорах.

Продолжительность утренней гимнастики – 10-15 минут, она должна состоять из 8-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер – ходьба, бег, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание, упражнения на гимнастических снарядах.

Блок № 2. Физкультурные паузы.

Одна из форм двигательной активности в режиме для школьников – физкультурные паузы – небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средства активного отдыха.

Физкультурные паузы проводятся во время уроков и во время самоподготовки.

Задачи (цели):

  • восстановление умственной работоспособности учащихся;
  • предупреждение нарушения осанки;
  • повышение внимания и активности;
  • лучшее усвоение учебного материала;
  • снятие влияния статистических нагрузок на организм.

Комплекс упражнений разрабатывается педагогом и состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Комплексы выполнять необходимо ежечасно в зависимости от типа занятия, возраста детей, индивидуальности.

Блок № 3. Динамические паузы.

Динамическая пауза проводится на перемене в течение 10-15 минут в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Задачи (цели):

  • приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга;
  • предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей;
  • дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению.

Игры и физические упражнения во время перемены желательно проводить на открытом воздухе. Если погодные условия не позволяют, они переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.

При проведении подвижных игр и физических упражнений используются спортивная площадка. Подбор физических упражнений и игр осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.

Блок №4. Прогулки.

Прогулки на свежем воздухе являются одной из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащимися коррекционной школы. Они являются обязательными для всех возрастных групп в режиме школы-интерната.

Задачи (цели):

  • увеличение двигательной активности в режиме дня школьников;
  • оздоровление организма;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие физических качеств;
  • стимулирование познавательной деятельности в воспитание личностных качеств учащихся.

Блок № 5. Внеклассная работа.

Внеклассная оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих в школе-интернате.

Задачи (цели):

  • способствовать двигательной реабилитации;
  • коррекционное воспитание и социально-бытовая адаптация детей с ОВЗ к жизни в современном обществе, воспитание интереса и потребности к занятиям спорта;
  • повышение двигательной подготовленности, совершенствование двигательных умений;
  • приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой.

Внеклассная работа строится на основе ряда мероприятий:

  • Спортивный час.
  • Беседа.
  • Беседа-рассуждение.
  • КВН.
  • Викторина.
  • Лечебно-профилактические мероприятия.
  • Игры. Игровые ситуации.

Блок № 6. Спортивный час.

Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате является проведение спортивного часа, который является активным отдыхом для школьников.

Решение задач спортивного часа направлено против развития чрезмерного утомления учащихся, на обеспечение их активного отдыха после занятий, укрепление здоровья, а также совершенствование физической подготовленности в соответствии с возможностями каждой возрастной группы.

Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т.д. Педагог может использовать также различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности.

Спортивный час желательно проводить на открытом воздухе (на площадке, в лесу, в парке и т.д.). В непогоду целесообразно перенести занятия в помещение (спортивный зал, коридор и т.д.).

При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.

С целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются и самостоятельные игры, спортивные развлечения.

Список литературы

  1. Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2008г., 414 с.
  2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя Просвещение, 2008г. 176 с.
  3. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – С.-Петербург, «Питер», 2008г.
  5. Нащаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2008г.
  6. Яковенко В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. – М., 2009г.

Поделиться

2203

Лукашева Е. П., Войтова Е. В., Шапошникова Т. В., Дубинина Е. П. Формирование здоровьесберегающих технологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната // Актуальные исследования. 2022. №4 (83). С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/3634-formirovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января