В условиях радикальных социально-экономических преобразований в России высшим гуманистическим смыслом социального развития становятся утверждение отношения к человеку как к самоценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека, в том числе, имеющего те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Как ведущий элемент нового педагогического мышления, гуманизация требует существенных изменений по отношению к детям с проблемами в развитии, создания им условий для реализации естественных прав на обучение, развитие, занятия спортом.
Педагогическое воздействие (коррекция) – единственное эффективное средство, позволяющее социально адаптировать и интегрировать в обществе лиц, имеющих умственную отсталость. Среди средств педагогической коррекции особое место занимают здоровьесберегающие технологии. Главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей (если это возможно) и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Обязательным должна быть разработана соответствующая программа, которая предусматривает различные направления деятельности педагогов. Это:
- Санитарно-просветительская работа.
- Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
- Нравственно-духовное и нравственно-экологическое воспитание в процессе социализации воспитанников.
- Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
- Система здоровьесберегающего обслуживания, рационального питания.
- Организация свободного времени.
- Социальная защита воспитанников.
Все перечисленные направления реализуются через различные методы и формы:
- Коррекционные тематические занятия.
- Беседы, инструктажи, дискуссии.
- Встречи с наркологами, представите5лями правоохранительн6ых органов.
- Коллективные творческие дела.
- Проведения дней здоровья, соревнований.
- Организация прогулок воспитанников.
- Организация каникул. Организация кружков.
Конкретными задачами по формированию здоровьесберегающих технологий в школе-интернате являются:
- Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.
- Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.
- Развитие двигательных качеств.
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
- Формирование и воспитание гигиенических навыков.
- Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений.
- Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине.
Основными формами работы по сбережению здоровья, обусловленной режимными моментами, в школе-интернате являются утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, прогулки, спортивные паузы, уроки физической культуры и лечебной физкультуры, занятия в спортивных кружках, закаливающие процедуры, внеклассные мероприятия, лечебно-профилактические мероприятия.
Блок № 1. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно после подъема.
Задачи (цели):
- формирование правильной осанки, актов дыхания;
- привитие навыков выполнения упражнений;
- вовлечение школьников в ежедневные занятия физической культурой;
- закаливание организма детей и повышение иммунитета организма.
Гимнастику лучше проводить на открытом воздухе, если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в спортивном зале и в хорошо проветриваемых коридорах.
Продолжительность утренней гимнастики – 10-15 минут, она должна состоять из 8-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер – ходьба, бег, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание, упражнения на гимнастических снарядах.
Блок № 2. Физкультурные паузы.
Одна из форм двигательной активности в режиме для школьников – физкультурные паузы – небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средства активного отдыха.
Физкультурные паузы проводятся во время уроков и во время самоподготовки.
Задачи (цели):
- восстановление умственной работоспособности учащихся;
- предупреждение нарушения осанки;
- повышение внимания и активности;
- лучшее усвоение учебного материала;
- снятие влияния статистических нагрузок на организм.
Комплекс упражнений разрабатывается педагогом и состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Комплексы выполнять необходимо ежечасно в зависимости от типа занятия, возраста детей, индивидуальности.
Блок № 3. Динамические паузы.
Динамическая пауза проводится на перемене в течение 10-15 минут в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Задачи (цели):
- приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга;
- предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей;
- дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению.
Игры и физические упражнения во время перемены желательно проводить на открытом воздухе. Если погодные условия не позволяют, они переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.
При проведении подвижных игр и физических упражнений используются спортивная площадка. Подбор физических упражнений и игр осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.
Блок №4. Прогулки.
Прогулки на свежем воздухе являются одной из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы с учащимися коррекционной школы. Они являются обязательными для всех возрастных групп в режиме школы-интерната.
Задачи (цели):
- увеличение двигательной активности в режиме дня школьников;
- оздоровление организма;
- формирование двигательных навыков;
- развитие физических качеств;
- стимулирование познавательной деятельности в воспитание личностных качеств учащихся.
Блок № 5. Внеклассная работа.
Внеклассная оздоровительная работа является одной из важнейших составляющих в школе-интернате.
Задачи (цели):
- способствовать двигательной реабилитации;
- коррекционное воспитание и социально-бытовая адаптация детей с ОВЗ к жизни в современном обществе, воспитание интереса и потребности к занятиям спорта;
- повышение двигательной подготовленности, совершенствование двигательных умений;
- приобщение детей к систематическим занятиям физкультурой.
Внеклассная работа строится на основе ряда мероприятий:
- Спортивный час.
- Беседа.
- Беседа-рассуждение.
- КВН.
- Викторина.
- Лечебно-профилактические мероприятия.
- Игры. Игровые ситуации.
Блок № 6. Спортивный час.
Одним из видов физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате является проведение спортивного часа, который является активным отдыхом для школьников.
Решение задач спортивного часа направлено против развития чрезмерного утомления учащихся, на обеспечение их активного отдыха после занятий, укрепление здоровья, а также совершенствование физической подготовленности в соответствии с возможностями каждой возрастной группы.
Содержание спортивного часа составляют упражнения общеразвивающего характера, упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т.д. Педагог может использовать также различные эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры большой, малой и средней интенсивности.
Спортивный час желательно проводить на открытом воздухе (на площадке, в лесу, в парке и т.д.). В непогоду целесообразно перенести занятия в помещение (спортивный зал, коридор и т.д.).
При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков.
С целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются и самостоятельные игры, спортивные развлечения.