научный журнал «Актуальные исследования» #4 (83), февраль '22

Совершенствование базовой физической подготовки курсантов высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации

В статье обоснована эффективность внедрения в педагогический процесс высшего военного учебного заведения модульно-интегративной модели физической подготовки, обеспечивающей развитие двигательных способностей узкопрофильной направленности и повышение уровня физической подготовленности обучающихся.

Аннотация статьи
базовая физическая подготовка курсантов
основные двигательные качества
военно-прикладные навыки
Ключевые слова

Современная роль Российской Федерации на мировой экономической и геополитической арене, статус одной из наиболее сильных, развивающихся, крупных и наиболее активных геополитических и военных государств обуславливает необходимость наличие конкурентоспособных, высококвалифицированных и боеспособных Вооруженных сил. Необходимо обозначить, что существующая система физической подготовки будущих офицеров для армии и флота России в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) далека от совершенства.

Анализ и оценка наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации, учебных программ и научных трудов по дисциплине «Физическая подготовка» показывает, что достижение высоких спортивных показателей, развитие требуемых военно-прикладных навыков и двигательных качеств, приобретение умений необходимых для соответствия военнослужащих современным стандартам передовых армий мира в значительной степени определяется выбранной моделью физической подготовки военнослужащих.

В условиях сложной учебной программы в соответствии с выбранной специальностью обучения и нехватки времени процесс подготовки обучающихся должен быть ориентирован на профессиональную подготовленность слушателей и курсантов. Из этого следует, что одним из основополагающих критериев подготовки специалиста является целенаправленный образовательный процесс по приобретению будущими офицерами навыков и умений, связанных с предстоящей служебной деятельностью.

В соответствии с требованиями руководящих документов по учебной дисциплине «Физическая подготовка» учреждений высшего военного образования МО РФ в целях оценки эффективности подготовки курсантов, контроля за работой преподавателей, а также статистической оценки физической подготовленности курсантов предусмотрены систематические контрольные и итоговые проверки физической подготовленности военнослужащих в течение всего периода обучения. Однако, как показывает практика проведения государственной итоговой аттестации курсантов по рассматриваемой дисциплине существует не малое число курсантов, имеющих слабые показатели основных двигательных качеств и испытывающих затруднения в выполнении типовых упражнений, используемых для оценки физической подготовленности [1]. В этой связи, ряд авторов, исследовавших вопрос двигательной активности курсантов военных училищ, указывают на необходимость научно-методических разработок по расширению форм, методов и средств базовой физической подготовки, обучающихся.

В соответствии с имеющейся проблемой происходит активный поиск решений, обеспечивающих реализацию двигательного потенциала каждого конкретного военнослужащего. В этой связи важное значение приобретает система модульного, интегративного и деятельностного подходов в обучении курсантов, позволяющая рассматривать базовую физическую подготовку как комплекс мероприятий, способствующих выбору форм, средств и методов обучения в соответствии с уровнем развития индивидуальных физических характеристик обучающегося. Необходимо добавить также, что детально целостный процесс формирования спортивно-физического потенциала курсантов в образовательной и военно-профессиональной деятельности в изменившейся военно-профессиональной сфере специально не исследовался.

Первичной задачей тренировки военнослужащих является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих крепкое здоровье и развитие необходимых сил и навыков требуемых для решения служебных задач в различных условиях обстановки. Важнейшей целью тренировки для курсантов является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основой причиной нетрудоспособности в современном обществе.

Многочисленные исследования ученых показывают, что, несмотря на умственную перегрузку, и тяжелый учебный график у обучающиеся организаций высшего образования МО РФ имеет до 8–10 еженедельных свободных часов, которые можно использовать для занятий физической культурой и спортом во внеурочное время с целью повышения уровня физической подготовленности. Однако, часто из-за отсутствия сбалансированно спланированного двигательного режима дня, эти часы используются недостаточно эффективно. Отметим, что малоподвижный образ жизни военнослужащих постепенно заглушает потребность двигаться и испытывать на себе определенное физическое воздействие, и, наоборот, систематические занятия физической культурой и спортом способствует формированию спортивной дисциплины, возросшей потребности в физической активности.

Опыт и практика передовых военных государств показывает, что резервы повышения двигательной активности имеются в её урочной и внеурочной формах, и прежде всего в самостоятельной физической подготовке курсантов. Тем более, что в настоящее время четко прослеживается тенденция к организации дополнительных занятий физическими упражнениями и видами спорта у курсантов из-за резкого снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Специалисты считают, что систематические домашние задания по физической подготовке, организация индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями и видами спорта являются не дополнительной нагрузкой, а психологической разгрузкой курсантов, сменой вида деятельности, переключением их с умственной работы на физическую. Они способствуют снижению накопленной усталости, напряжения, повышению жизненного тонуса и работоспособности. В связи с тем, что интересы современной армии и флота требуют постоянного повышения работоспособности и производительности труда на в процессе учебно-боевой деятельности, очевидно, физкультурно-оздоровительная двигательная активность курсантов будет эффективнее при условии профилирования средств физической подготовки с учетом особенностей и будущей профессиональной деятельности.

Повышение уровня физической подготовки и качества учебного процесса у курсантов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, тем выше плотность и эффективность процесса обучения. Важно привить курсантам умение организовать работать самостоятельно, научиться определяя нагрузку по силам и подготовленности; выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют навесь организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы.

Исследования в области медицины и физической культуры выявили 3 основные потребности человека:

  1. в рациональном питании;
  2. в систематическом здоровом сне и отдыхе;
  3. в двигательной активности

Общеизвестно, что уменьшение объёма двигательной активности проводит к нарушениям работы важнейших систем организм: сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также к снижению окислительно-восстановительной реакции и метаболизма.

При выборе физических упражнений для самостоятельных занятий с курсантами мы руководствуемся следующими соображениями:

  1. предлагаемые упражнения должны обладать закаливающим и оздоровляющим эффектом для организма военнослужащих;
  2. способ их выполнения должен быть доступным в любых условиях обстановки (индивидуальным, с партнером, в игровой форме);
  3. они должны быть доступными (и легко дозируемыми;
  4. служить развитию основных физических качеств, военно-прикладных навыков и аэробных возможностей.

Занятия целесообразно разбить на мезоциклы состоящие из микроциклов, направленных на развитие определенного двигательного качества.

Существует несколько форм самостоятельных занятий. К ним относится: утренняя физическая зарядка, занятия в часы самостоятельной подготовки, секционные занятия, спортивно-массовая работа,

Прежде чем рассматривать различные средства физического воспитания, используемые в самостоятельных, индивидуальных и групповых занятиях, ознакомимся с определениями, характеризующими основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Быстрота – способность человека к выполнению двигательных упражнений за кротчайший промежуток времени.

Сила – это способность преодоление внешнего сопротивления за счет собственных мышечных усилий.

Выносливость – это способность человека выполнять длительно упражнения без снижения скорости, силы.

Ловкость – способность овладения двигательным действием за кратчайший промежуток времени.

Гибкость – это способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой в суставах.

Общая физическая подготовка является важнейшим средством обеспечения всесторонней физической подготовленности к высокопроизводительному труду.

Задача самостоятельно занимающегося состоит в том, чтобы в течение недели набрать необходимое количество упражнений или километража. Недельный двигательный режим следует рассматривать как минимальный в самоподготовке занимающихся. Эффект нагрузки будет прямо пропорционален (при прочих равных условиях) её объёму и интенсивности. С возрастом и подготовленностью объём нагрузки должен увеличиваться, а интенсивность снижаться. Важно, чтобы упражнения в комплексе были подобраны на различные мышечные группы. Первое должно обязательно воздействовать на мышцы ног с целью подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к напряженной физической работе.

Таким настроем может быть оздоровительный бег. Исходя из требований недельного двигательного режима, комплекс может быть построен по такому принципу:

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса – подтягивание на перекладине в висе и сгибания –разгибания рук из положения лежа.
  2. Упражнения для брюшного пресса и спины – поднимание прямых ног из положения, лежа на спине, или поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, а также наклоны туловища вперед с прямыми ногами.
  3. Упражнения для ног – приседания, прыжки со скакалкой и без неё. В самостоятельных занятиях в зависимости от состояния здоровья, степени тренированности можно выполнять от одного до трех «кругов», ориентируясь на безусловное выполнение еженедельной нормы. Водные процедуры исключительно благотворно воздействуют на организм человека, особенно плавание, которое порой оказывает действие лучше лекарств. Как известно, вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма. Систематические занятия плаванием развивают ряд ценных физических качеств: выносливость, силу, быстроту, хорошую координацию движений. Особенно укрепляются мышцы верхнего пояса, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять его горизонтальное положение на воде. А это развивает «мышечный корсет», который предупреждает различные искривления позвоночника, особенно в молодом возрасте. Именно поэтому плавание является еще и лечебным средством, ликвидирующим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия, так как работа ног в быстром темпе, постоянное преодоление сопротивления воды отлично тренируют мышцы и связки голеностопного сустава. При плавании нужно стремиться к продолжительному выдоху. Он, как правило, должен быть в три раза длиннее вдоха. Занятия плавание наиболее эффективно тренируют правильный ритм дыхания. В системе физической подготовки спортивные игры получили широкое распространение. Они культивируется в различных типах учебных заведениях. К числу наиболее популярных в стране спортивных игр относятся: футбол и мини – футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, настольный теннис. Спортивные игры являются прекрасным средством активного отдыха после напряженного учебного дня [2].

Занятия ими положительно влияют на центральную нервную систему, зрительный, вестибулярный, мышечный и другие анализаторы. У спортсменов увеличивается объёмное и глубинное зрение, что благотворно влияет на профессиональное мастерство и помогает в повседневной жизни. В оздоровительных целях большую пользу приносят занятия спортивными играми на свежем воздухе. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшают обмен веществ, работу всех органов и систем организма. Самостоятельные занятия по физической подготовке должны проводиться, прежде, всего с целью снятия у курсантов умственного утомления. Вот почему мощным резервом увеличения двигательного режима курсантов могут и должны стать систематические самостоятельные занятия по физической подготовке, тесно связанные с учебной и внеучебной работой по физической подготовке. При этом первоначально необходимо решить две основные задачи. Во-первых, определить условия, при которых самостоятельные занятия дают положительный результат. Во-вторых, разработать и обосновать содержание, пути внедрения и порядок контроля. Многолетняя работа в этом направлении позволяет нам утверждать, что наибольший эффект и их реализации возможен лишь при условии соблюдения ряда требований:

  1. обязательной взаимосвязи с конкретным материалом учебной программы и с программой предстоящих массовых спортивных соревнований;
  2. наличия четко поставленной цели и владения занимающих правильной методикой выполнения упражнений;
  3. постоянного и систематического контроля со стороны преподавателя и занимающегося;
  4. эмоционального настроя, выполняющего самостоятельные занятия и содержательности комплекса [3].

Конечная задача самостоятельных занятий – повышение уровня здоровья каждого курсанта.

Конечная цель научного поиска в области физической подготовки курсантов – дать каждому курсанту оптимальную, соответствующую его склонностям и возможностям модель совершенствования.

Текст статьи
  1. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации с изменениями от 307.2013 года (НФП-2009 с изменениями). – СПб : ВИФК, 2013. – 199с.
  2. Жуков М.Н. Подвижные игры : учеб. Для студентов пед. Вузов / М.Н. Жуков. – М.: Академия, 201 – 159 с.
  3. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] Н.Г. Озолин. - М.: АСТ; Астрель, 2004. - 864 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября