Авторы:
Осауленко Анатолий Владимирович
Рубрика
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Современная роль Российской Федерации на мировой экономической и геополитической арене, статус одной из наиболее сильных, развивающихся, крупных и наиболее активных геополитических и военных государств обуславливает необходимость наличие конкурентоспособных, высококвалифицированных и боеспособных Вооруженных сил. Необходимо обозначить, что существующая система физической подготовки будущих офицеров для армии и флота России в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) далека от совершенства.
Анализ и оценка наставления по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации, учебных программ и научных трудов по дисциплине «Физическая подготовка» показывает, что достижение высоких спортивных показателей, развитие требуемых военно-прикладных навыков и двигательных качеств, приобретение умений необходимых для соответствия военнослужащих современным стандартам передовых армий мира в значительной степени определяется выбранной моделью физической подготовки военнослужащих.
В условиях сложной учебной программы в соответствии с выбранной специальностью обучения и нехватки времени процесс подготовки обучающихся должен быть ориентирован на профессиональную подготовленность слушателей и курсантов. Из этого следует, что одним из основополагающих критериев подготовки специалиста является целенаправленный образовательный процесс по приобретению будущими офицерами навыков и умений, связанных с предстоящей служебной деятельностью.
В соответствии с требованиями руководящих документов по учебной дисциплине «Физическая подготовка» учреждений высшего военного образования МО РФ в целях оценки эффективности подготовки курсантов, контроля за работой преподавателей, а также статистической оценки физической подготовленности курсантов предусмотрены систематические контрольные и итоговые проверки физической подготовленности военнослужащих в течение всего периода обучения. Однако, как показывает практика проведения государственной итоговой аттестации курсантов по рассматриваемой дисциплине существует не малое число курсантов, имеющих слабые показатели основных двигательных качеств и испытывающих затруднения в выполнении типовых упражнений, используемых для оценки физической подготовленности [1]. В этой связи, ряд авторов, исследовавших вопрос двигательной активности курсантов военных училищ, указывают на необходимость научно-методических разработок по расширению форм, методов и средств базовой физической подготовки, обучающихся.
В соответствии с имеющейся проблемой происходит активный поиск решений, обеспечивающих реализацию двигательного потенциала каждого конкретного военнослужащего. В этой связи важное значение приобретает система модульного, интегративного и деятельностного подходов в обучении курсантов, позволяющая рассматривать базовую физическую подготовку как комплекс мероприятий, способствующих выбору форм, средств и методов обучения в соответствии с уровнем развития индивидуальных физических характеристик обучающегося. Необходимо добавить также, что детально целостный процесс формирования спортивно-физического потенциала курсантов в образовательной и военно-профессиональной деятельности в изменившейся военно-профессиональной сфере специально не исследовался.
Первичной задачей тренировки военнослужащих является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих крепкое здоровье и развитие необходимых сил и навыков требуемых для решения служебных задач в различных условиях обстановки. Важнейшей целью тренировки для курсантов является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основой причиной нетрудоспособности в современном обществе.
Многочисленные исследования ученых показывают, что, несмотря на умственную перегрузку, и тяжелый учебный график у обучающиеся организаций высшего образования МО РФ имеет до 8–10 еженедельных свободных часов, которые можно использовать для занятий физической культурой и спортом во внеурочное время с целью повышения уровня физической подготовленности. Однако, часто из-за отсутствия сбалансированно спланированного двигательного режима дня, эти часы используются недостаточно эффективно. Отметим, что малоподвижный образ жизни военнослужащих постепенно заглушает потребность двигаться и испытывать на себе определенное физическое воздействие, и, наоборот, систематические занятия физической культурой и спортом способствует формированию спортивной дисциплины, возросшей потребности в физической активности.
Опыт и практика передовых военных государств показывает, что резервы повышения двигательной активности имеются в её урочной и внеурочной формах, и прежде всего в самостоятельной физической подготовке курсантов. Тем более, что в настоящее время четко прослеживается тенденция к организации дополнительных занятий физическими упражнениями и видами спорта у курсантов из-за резкого снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Специалисты считают, что систематические домашние задания по физической подготовке, организация индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями и видами спорта являются не дополнительной нагрузкой, а психологической разгрузкой курсантов, сменой вида деятельности, переключением их с умственной работы на физическую. Они способствуют снижению накопленной усталости, напряжения, повышению жизненного тонуса и работоспособности. В связи с тем, что интересы современной армии и флота требуют постоянного повышения работоспособности и производительности труда на в процессе учебно-боевой деятельности, очевидно, физкультурно-оздоровительная двигательная активность курсантов будет эффективнее при условии профилирования средств физической подготовки с учетом особенностей и будущей профессиональной деятельности.
Повышение уровня физической подготовки и качества учебного процесса у курсантов в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, тем выше плотность и эффективность процесса обучения. Важно привить курсантам умение организовать работать самостоятельно, научиться определяя нагрузку по силам и подготовленности; выполнять такие упражнения, которые разносторонне воздействуют навесь организм, укрепляя не только мышцы, но и развивая внутренние органы.
Исследования в области медицины и физической культуры выявили 3 основные потребности человека:
Общеизвестно, что уменьшение объёма двигательной активности проводит к нарушениям работы важнейших систем организм: сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также к снижению окислительно-восстановительной реакции и метаболизма.
При выборе физических упражнений для самостоятельных занятий с курсантами мы руководствуемся следующими соображениями:
Занятия целесообразно разбить на мезоциклы состоящие из микроциклов, направленных на развитие определенного двигательного качества.
Существует несколько форм самостоятельных занятий. К ним относится: утренняя физическая зарядка, занятия в часы самостоятельной подготовки, секционные занятия, спортивно-массовая работа,
Прежде чем рассматривать различные средства физического воспитания, используемые в самостоятельных, индивидуальных и групповых занятиях, ознакомимся с определениями, характеризующими основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.
Быстрота – способность человека к выполнению двигательных упражнений за кротчайший промежуток времени.
Сила – это способность преодоление внешнего сопротивления за счет собственных мышечных усилий.
Выносливость – это способность человека выполнять длительно упражнения без снижения скорости, силы.
Ловкость – способность овладения двигательным действием за кратчайший промежуток времени.
Гибкость – это способность выполнять упражнения с максимальной амплитудой в суставах.
Общая физическая подготовка является важнейшим средством обеспечения всесторонней физической подготовленности к высокопроизводительному труду.
Задача самостоятельно занимающегося состоит в том, чтобы в течение недели набрать необходимое количество упражнений или километража. Недельный двигательный режим следует рассматривать как минимальный в самоподготовке занимающихся. Эффект нагрузки будет прямо пропорционален (при прочих равных условиях) её объёму и интенсивности. С возрастом и подготовленностью объём нагрузки должен увеличиваться, а интенсивность снижаться. Важно, чтобы упражнения в комплексе были подобраны на различные мышечные группы. Первое должно обязательно воздействовать на мышцы ног с целью подготовки сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к напряженной физической работе.
Таким настроем может быть оздоровительный бег. Исходя из требований недельного двигательного режима, комплекс может быть построен по такому принципу:
Занятия ими положительно влияют на центральную нервную систему, зрительный, вестибулярный, мышечный и другие анализаторы. У спортсменов увеличивается объёмное и глубинное зрение, что благотворно влияет на профессиональное мастерство и помогает в повседневной жизни. В оздоровительных целях большую пользу приносят занятия спортивными играми на свежем воздухе. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшают обмен веществ, работу всех органов и систем организма. Самостоятельные занятия по физической подготовке должны проводиться, прежде, всего с целью снятия у курсантов умственного утомления. Вот почему мощным резервом увеличения двигательного режима курсантов могут и должны стать систематические самостоятельные занятия по физической подготовке, тесно связанные с учебной и внеучебной работой по физической подготовке. При этом первоначально необходимо решить две основные задачи. Во-первых, определить условия, при которых самостоятельные занятия дают положительный результат. Во-вторых, разработать и обосновать содержание, пути внедрения и порядок контроля. Многолетняя работа в этом направлении позволяет нам утверждать, что наибольший эффект и их реализации возможен лишь при условии соблюдения ряда требований:
Конечная задача самостоятельных занятий – повышение уровня здоровья каждого курсанта.
Конечная цель научного поиска в области физической подготовки курсантов – дать каждому курсанту оптимальную, соответствующую его склонностям и возможностям модель совершенствования.
Список литературы
Поделиться
Осауленко А. В. Совершенствование базовой физической подготовки курсантов высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации // Актуальные исследования. 2022. №4 (83). С. 95-98. URL: https://apni.ru/article/3636-sovershenstvovanie-bazovoj-fizicheskoj-podgot
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru