Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Администрацию муниципального района возглавляет на принципах единоначалия глава администрации Белгородского района [1]. Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области осуществляет свою деятельность в пределах границ, установленных в соответствии с законом Белгородской области от 20 декабря 2004 года № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» [2]. В муниципальном образовании насчитывается 3 городских и 21 сельское поселение, на территории которых находятся 86 населенных пунктов. Административным центром муниципального района является поселок Майский. Глава администрации района – Перцев Владимир Николаевич [3].
Структура администрации муниципального района утверждается Муниципальным советом района по представлению главы администрации муниципального района. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Муниципальный совет Белгородского района, глава Белгородского района, исполняющий полномочия председателя Муниципального совета Белгородского района и администрация Белгородского района, возглавляемая главой администрации Белгородского района, а также контрольно-счетная комиссия Белгородского района. В муниципальном районе также формируется избирательная комиссия Белгородского района.
В Администрации Белгородского района присутствует линейно-функциональная организационная структура управления. В данной организационной структуре линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
В структуру администрации муниципального района входят аппарат главы администрации муниципального района, отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района – комитеты администрации муниципального района, управления администрации муниципального района, отделы и подотделы администрации муниципального района.
Аппарат главы администрации муниципального района образуется в целях обеспечения проведения главой муниципального района единой муниципальной политики и координации деятельности всех органов администрации муниципального района, является органом администрации муниципального района.
Мы проанализировали и дали характеристику количественного и качественного состава муниципальных служащих администрации Белгородского района. Данные можно рассмотреть в представленных ниже таблицах.
Сведения о динамике изменения численности муниципальных служащих администрации Белгородского района (в том числе с делением по полу) за последние 3 календарных года представлены в таблице (табл. 1) [4].
Таблица 1
Динамика изменения численности муниципальных служащих
Год |
Численность муниципальных служащих | ||||
Всего (кол-во чел.) |
в том числе: | ||||
мужчин |
женщин | ||||
кол-во (чел.) |
% от общего количества |
кол-во (чел.) |
% от общего количества | ||
2019 |
238 |
80 |
34 |
158 |
66 |
2020 |
233 |
75 |
32 |
158 |
68 |
2021 |
227 |
72 |
31 |
155 |
69 |
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что за 3 года незначительно, но изменилась численность муниципальных служащих администрации в меньшую сторону, при этом женщины как преобладали над мужчинами в 2019 году, так и продолжают быть в большинстве в 2021 году. Гендерная структура муниципальных служащих администрации района свидетельствует о том, что количество женщин в штате администрации Белгородского района за все 3 года больше, чем мужчин примерно в 2 раза.
Разделение персонала по возрасту представлено в таблице 2.
Таблица 2
Сведения о возрасте муниципальных служащих
Год |
Всего муниципальных служащих, |
Возраст (в процентах к общему числу служащих) | |||||||||
до 30 лет |
от 31 до 40 лет |
от 41 до 50 лет |
от 51 до 60 лет |
от 60 лет и старше | |||||||
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих | ||
2019 |
238 |
53 |
22 |
88 |
37 |
56 |
24 |
37 |
16 |
4 |
1 |
2020 |
233 |
54 |
22 |
81 |
36 |
55 |
24 |
39 |
16 |
4 |
2 |
2021 |
227 |
58 |
25 |
83 |
37 |
52 |
23 |
30 |
13 |
4 |
2 |
Таким образом, анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что преобладающий возраст служащих администрации Белгородского района от 31 до 40 лет.
Также интересно понаблюдать за тем, как происходит разделение структуры муниципальных служащих по стажу муниципальной службы. Подробные данные изложены в таблице 3.
Таблица 3
Сведения о муниципальных служащих по стажу муниципальной службы
Год |
Всего муниципальных служащих, |
в т.ч. имеют стаж муниципальной службы | |||||
до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 лет и выше | |||||
кол-во |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во |
% от общего кол-ва служащих |
кол-во (чел.) |
% от общего кол-ва служащих | ||
2019 |
238 |
85 |
36 |
69 |
29 |
84 |
35 |
2020 |
233 |
72 |
31 |
80 |
34 |
81 |
35 |
2021 |
227 |
68 |
30 |
81 |
36 |
78 |
34 |
Из анализа данной таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре муниципальных служащих администрации Белгородского района занимают сотрудники со стажем муниципальной службы от 5 до 10 лет на протяжении 3 последних лет.
Анализ системы профилактики и преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в администрации Белгородского района проводилось посредством тестирования. В анонимном тестировании приняли участие 79 муниципальных служащих администрации Белгородского района.
Изучив множество методик, мы создали свою авторскую методику, с помощью которой и проводили анализ системы профилактики и преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в администрации Белгородского района. Исследование проводилось поэтапно и состояло из 5 блоков вопросов.
В первом блоке была анкета, содержащая 7 основных вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет» на выявление отношения сотрудников к нововведениям в администрации. Второй блок был основан на опроснике Базарова Т. Ю. и Сычевой М. П. «Стили реагирования на изменения», содержащий 26 мини-блоков по 2 утверждения в каждом (всего 52 утверждения), к которым нужно присвоить определенное количество баллов (от 0 до 3). В третьем блоке использовано тестирование, состоящее из 7 вопросов, с вариантами ответов. Четвертый блок состоял из 7 вопросов тестирования на выявление причин сопротивления персонала администрации. А в пятом блоке задавались вопросы открытого типа, чтобы понять, какие пути разрешения данных проблем видят сами сотрудники.
Опираясь на исследование, которое было проведено нами, можно сделать следующие выводы:
- Выявлено наличие сопротивления организационным изменениям муниципальных служащих. Противоборство изменениям не настолько критично, как могло бы предполагаться, однако, оно присутствует и необходимо разрабатывать инструментария для борьбы с ним.
- Среди опрошенных администрации Белгородского района было выявлено доминирующее количество сотрудников консервативного и реактивного стилей реагирования на изменения. А это означает, что при последующем внедрении изменений, они могут восприниматься болезненно, эмоционально и без особого доверия. Считаем, что конкретно для этих сотрудников необходимо разработать индивидуальную программу преодоления сопротивления, чтобы помочь им легче адаптироваться.
- Основными причинами сопротивления персонала администрации Белгородского района являются: страх перемен, боязнь собственной некомпетентности, инертность и страх негативных последствий. Именно это заставляет сотрудников не принимать нововведения. Также в администрации не выявлено явных методов борьбы с барьерами по преодолению сопротивления среди персонала.
- Основными барьерами в организации, препятствующими достижению успешности нововведений, являются плохая система коммуникаций и неэффективное управление нововведениями.
Нами были выявлены основные проблемы уровня сопротивляемости муниципальных служащих организационным изменениям в администрации Белгородского района. Чтобы исключить их, или, хотя бы минимизировать, необходимо разработать комплекс мероприятий для преодоления сопротивления персонала в организации, который поможет оптимизировать эффективную работу сотрудников и наладить их рабочий процесс.