Анализ уровня сопротивляемости муниципальных служащих организационным изменениям в администрации Белгородского района Белгородской области

В статье рассматривается структура администрации Белгородского района и анализируется сопротивление муниципальных служащих организационным изменениям.

Аннотация статьи
организационная структура
организационные изменения
сопротивление организационным изменениям
администрация Белгородского района
Ключевые слова

Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Администрацию муниципального района возглавляет на принципах единоначалия глава администрации Белгородского района [1]. Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области осуществляет свою деятельность в пределах границ, установленных в соответствии с законом Белгородской области от 20 декабря 2004 года № 159 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» [2]. В муниципальном образовании насчитывается 3 городских и 21 сельское поселение, на территории которых находятся 86 населенных пунктов. Административным центром муниципального района является поселок Майский. Глава администрации района – Перцев Владимир Николаевич [3].

Структура администрации муниципального района утверждается Муниципальным советом района по представлению главы администрации муниципального района. Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют Муниципальный совет Белгородского района, глава Белгородского района, исполняющий полномочия председателя Муниципального совета Белгородского района и администрация Белгородского района, возглавляемая главой администрации Белгородского района, а также контрольно-счетная комиссия Белгородского района. В муниципальном районе также формируется избирательная комиссия Белгородского района.

В Администрации Белгородского района присутствует линейно-функциональная организационная структура управления. В данной организационной структуре линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

В структуру администрации муниципального района входят аппарат главы администрации муниципального района, отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района – комитеты администрации муниципального района, управления администрации муниципального района, отделы и подотделы администрации муниципального района.

Аппарат главы администрации муниципального района образуется в целях обеспечения проведения главой муниципального района единой муниципальной политики и координации деятельности всех органов администрации муниципального района, является органом администрации муниципального района.

Мы проанализировали и дали характеристику количественного и качественного состава муниципальных служащих администрации Белгородского района. Данные можно рассмотреть в представленных ниже таблицах.

Сведения о динамике изменения численности муниципальных служащих администрации Белгородского района (в том числе с делением по полу) за последние 3 календарных года представлены в таблице (табл. 1) [4].

Таблица 1

Динамика изменения численности муниципальных служащих

Год

Численность муниципальных служащих

Всего (кол-во чел.)

в том числе:

мужчин

женщин

кол-во (чел.)

% от общего количества

кол-во (чел.)

% от общего количества

2019

238

80

34

158

66

2020

233

75

32

158

68

2021

227

72

31

155

69

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что за 3 года незначительно, но изменилась численность муниципальных служащих администрации в меньшую сторону, при этом женщины как преобладали над мужчинами в 2019 году, так и продолжают быть в большинстве в 2021 году. Гендерная структура муниципальных служащих администрации района свидетельствует о том, что количество женщин в штате администрации Белгородского района за все 3 года больше, чем мужчин примерно в 2 раза.

Разделение персонала по возрасту представлено в таблице 2.

Таблица 2

Сведения о возрасте муниципальных служащих

Год

Всего муниципальных служащих,
(чел.)

Возраст (в процентах к общему числу служащих)

до 30 лет

от 31 до 40 лет

от 41 до 50 лет

от 51 до 60 лет

от 60 лет и старше

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

2019

238

53

22

88

37

56

24

37

16

4

1

2020

233

54

22

81

36

55

24

39

16

4

2

2021

227

58

25

83

37

52

23

30

13

4

2

Таким образом, анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что преобладающий возраст служащих администрации Белгородского района от 31 до 40 лет.

Также интересно понаблюдать за тем, как происходит разделение структуры муниципальных служащих по стажу муниципальной службы. Подробные данные изложены в таблице 3.

Таблица 3

Сведения о муниципальных служащих по стажу муниципальной службы

Год

Всего муниципальных служащих,
(чел.)

в т.ч. имеют стаж муниципальной службы

до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 лет и выше

кол-во
(чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во
(чел.)

% от общего кол-ва служащих

кол-во (чел.)

% от общего кол-ва служащих

2019

238

85

36

69

29

84

35

2020

233

72

31

80

34

81

35

2021

227

68

30

81

36

78

34

Из анализа данной таблицы следует, что наибольший удельный вес в структуре муниципальных служащих администрации Белгородского района занимают сотрудники со стажем муниципальной службы от 5 до 10 лет на протяжении 3 последних лет.

Анализ системы профилактики и преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в администрации Белгородского района проводилось посредством тестирования. В анонимном тестировании приняли участие 79 муниципальных служащих администрации Белгородского района.

Изучив множество методик, мы создали свою авторскую методику, с помощью которой и проводили анализ системы профилактики и преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в администрации Белгородского района. Исследование проводилось поэтапно и состояло из 5 блоков вопросов.

В первом блоке была анкета, содержащая 7 основных вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет» на выявление отношения сотрудников к нововведениям в администрации. Второй блок был основан на опроснике Базарова Т. Ю. и Сычевой М. П. «Стили реагирования на изменения», содержащий 26 мини-блоков по 2 утверждения в каждом (всего 52 утверждения), к которым нужно присвоить определенное количество баллов (от 0 до 3). В третьем блоке использовано тестирование, состоящее из 7 вопросов, с вариантами ответов. Четвертый блок состоял из 7 вопросов тестирования на выявление причин сопротивления персонала администрации. А в пятом блоке задавались вопросы открытого типа, чтобы понять, какие пути разрешения данных проблем видят сами сотрудники.

Опираясь на исследование, которое было проведено нами, можно сделать следующие выводы:

  1. Выявлено наличие сопротивления организационным изменениям муниципальных служащих. Противоборство изменениям не настолько критично, как могло бы предполагаться, однако, оно присутствует и необходимо разрабатывать инструментария для борьбы с ним.
  2. Среди опрошенных администрации Белгородского района было выявлено доминирующее количество сотрудников консервативного и реактивного стилей реагирования на изменения. А это означает, что при последующем внедрении изменений, они могут восприниматься болезненно, эмоционально и без особого доверия. Считаем, что конкретно для этих сотрудников необходимо разработать индивидуальную программу преодоления сопротивления, чтобы помочь им легче адаптироваться.
  3. Основными причинами сопротивления персонала администрации Белгородского района являются: страх перемен, боязнь собственной некомпетентности, инертность и страх негативных последствий. Именно это заставляет сотрудников не принимать нововведения. Также в администрации не выявлено явных методов борьбы с барьерами по преодолению сопротивления среди персонала.
  4. Основными барьерами в организации, препятствующими достижению успешности нововведений, являются плохая система коммуникаций и неэффективное управление нововведениями.

Нами были выявлены основные проблемы уровня сопротивляемости муниципальных служащих организационным изменениям в администрации Белгородского района. Чтобы исключить их, или, хотя бы минимизировать, необходимо разработать комплекс мероприятий для преодоления сопротивления персонала в организации, который поможет оптимизировать эффективную работу сотрудников и наладить их рабочий процесс.

Текст статьи
  1. Устав муниципального района «Белгородский район» Белгородской области»: принят решением Совета депутатов Белгородского района Белгородской обл. от 31.07.2007 № 309 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
  2.  Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района [Электронный ресурс] : закон Белг. обл. от 20.12.2004 № 159 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  3.  Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. URL: https://belrn.ru/o-rajone/
  4. Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района «Белгородский район» Белгородской области. URL: https://belrn.ru/docspage/dokumenty/
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября