Модель процесса социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов учреждений высшего военного образования

Статья посвящена построению модели социально-профессиональной адаптации курсантов военных учебных учреждений. Обсуждаются проблемные вопросы и особенности адаптации курсантов младших курсов в процессе обучения. Анализируется проблема психолого-педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации.

Аннотация статьи
модель
социально-профессиональная адаптация
самоопределение
Ключевые слова

Обучение в высшем военном учебном заведении представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых с целью достижения общественно значимых целей (подготовка военных специалистов, способных обеспечить общественный порядок и безопасность, охрану государственных интересов).

Особый интерес к проблеме адаптации курсантов военных учебных учреждений вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности будущих специалистов по защите государства. Именно поэтому эта деятельность привлекает внимание исследователей различных научных направлений (медиков, психологов, педагогов, социологов и других).

Согласно предположению К.К. Платонова, профессиональная адаптация является решающим периодом ориентации, так как от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет осваиваться с производственной работой, с окружающими его на предприятии людьми, будет зависеть, как сложится его трудовой путь.

Главной задачей управления процесса социально-профессиональной адаптации является формирование личности курсанта, готового к обучению и выполнению служебных обязанностей в любых условиях и сохраняющего при этом высокую боевую готовность и высокую боеспособность, а также не испытывающего физический и эмоциональный дискомфорт. А какай же он – идеальный курсант? Курсант – обучающийся. В ходе исследования были опрошены преподаватели института, каким они видят идеального курсанта. И вот какие характеристики названы: имеющий средний балл по учебным дисциплинам не менее 3,5, участвующий в научно-исследовательской работе, высоко мотивированный на получение знаний по дисциплинам, организованный, дисциплинированный, ответственный.

Также были опрошены командиры курсантских подразделений. С их точки зрения курсант должен быть знающим нормативно-правовые акты и уставы и руководствующийся ими в повседневной жизни, дисциплинированный, самостоятельный, знающий и выполняющий свои обязанности, готовый к выполнению учебно-боевых задач.

И конечно необходимо учесть мнение самих курсантов. Главные участники педагогического воздействия считают, что идеальный курсант должен обладать следующими качествами. Молодой человек с креативным мышлением, умеющий подчиняться общим правилам и нормам поведения, высоко мотивированный, ответственный, общительный, умеющий отстаивать свою точку зрения и в тоже время умеющий слышать окружающих, уважающий интересы своего коллектива (группы).

Проанализировав требования, высказанные всеми участниками учебно-воспитательного процесса, можно сделать вывод о том какого курсанта хотят увидеть. Для того чтобы воспитать и обучить курсанта, который будет отвечать всем заявленным требованиям необходимо создать модель процесса социально-профессиональной адаптации. Это поможет соблюсти все требования и условия для формирования личности курсанта активного в учебной и служебной деятельности, дисциплинированного, ответственного, готового к самореализации, способного выстраивать эффективные взаимоотношения с окружающими.

Метод моделирования, позволяющий глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета исследования, применяется в педагогической науке довольно активно.

Созданию научной модели всегда предшествует изучение структуры объекта исследования или же ее элементов. Если структура объекта известна, то целью моделирования является представление и проверка структурных и функциональных связей, обеспечивающих его деятельность.

Под профессиональной адаптацией курсанта-первокурсника мы будем понимать двусторонний процесс: с одной стороны, это создание условий для профессионального самоопределения, а с другой – это подготовка курсанта к дальнейшей адаптации к военной службе, и созданию профессиональной карьеры [5].

Социально-профессиональная адаптация – процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткие сроки требуемой производительности [7].

Протекание процесса социально-профессиональной адаптации происходит по определенной схеме и включает следующие этапы:

  1. Изменения социальной среды.
  2. Возникновение адаптивной ситуации.
  3. Возникновение адаптивных потребностей.
  4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности.
  5. Изменение качеств личности.
  6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

На всех этапах включены в модель процесса социально-профессиональной адаптации следующие компоненты.

Содержательный компонент – профессиональная подготовка, введение в профессию. Что позволит дать первоначальные знания начинающему военнослужащему необходимые представления о его жизнедеятельности в воинской среде, минимальные первичные знания об особенностях учебной и служебной деятельности. Этот вид деятельности представляет собой комплекс мероприятий, направленных на физическую и психологическую подготовку курсантов-первокурсников к несению воинской службы и обучению в стенах высшего военного учебного заведения. В это время решается ряд важных задач: ознакомление и дальнейшее заучивание уставов, постижение армейских законов, которыми курсант должен будет руководствоваться в дальнейшей жизни; привыкание юноши к армейскому укладу жизни, получение начального представления о нюансах; овладение ключевыми навыками обращения с холодным и огнестрельным оружием; обучение необходимому поведению в различных ситуациях связанных с их служебной и учебной деятельностью, а также с взаимоотношениями между военнослужащими.

Функциональный компонент модели социально-профессиональной адаптации нацелен на вскрытие проблем функционирования военных инженеров в условиях взаимодействия друг с другом, с профессорско-преподавательским составом военных вузов, а также с командирами и начальниками. Представлен как формирование коммуникативных компетенций, навык эффективного взаимодействия с военнослужащими разных рангов и гражданским населением. Реализуется через функционирование таких личностных качеств как компромиссность, конформизм, коммуникабельность.

Личностный компонент – формирование у курсантов способности к саморазвитию и рефлексии. Личностный компонент - предполагает, что в процессе преподавания максимально учитывается индивидуальные особенности обучающегося. Процесс учебно-воспитательной деятельности направлен не только на развитие коммуникативной и предметной деятельности учащегося, но и на развитие его как личности.

Через реализацию обучающей и воспитательной функций командиры, профессорско-преподавательский состав, воинский коллектив и другие участники учебно-воспитательного процесса приводят в исполнение модель социально-профессиональной адаптации курсантов, на всех этапах процесса осуществляя педагогическое сопровождение.

Социально-профессиональная адаптация индивида – это перманентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Ее успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют:

  1. наличие у обучающегося внутренних предпосылок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, четких представлений о содержании и условиях деятельности;
  2. особое внимание самого курсанта, командиров, профессорско-преподавательского состава и воинского коллектива в целом к процессу социально-профессиональной адаптации;
  3. осуществление процесса адаптации, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;
  4. психолого-педагогическое сопровождение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании курсанту необходимой помощи.

Успешность адаптации зависит как от индивидуальных личностных особенностей курсанта, так и организации мероприятий сопровождения.

Проанализировав структурные и функциональные характеристики социально-профессиональной адаптации в воинском коллективе можно выделить основные направления деятельности в рамках адаптационного процесса.

1. Профилактика – предупреждение возникновения признаков дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций профессорско-педагогическому составу, командирам курсантских подразделений и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития личности курсанта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностическое направление представляет собой выявление индивидуальных психологических особенностей курсанта, наиболее важных для успешной социально-профессиональной адаптации в воинском коллективе и освоения военно-учетной специальности.

3. Консультативное направление – это оказание помощи и создание условий для развития личности, обучение новым стратегиям поведения, соответствующих той ситуации, в которой находится курсант.

4. Развивающее направление – формирование потребности в новых знаниях, организация возможности их приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционное направление представляет, прежде всего, работу с курсантами, имеющими проблемы в адаптации, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

6. Просветительское направление. Педагогическое просвещение – это формирование потребности в знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся (курсантов), на каждом этапе профессионального образования, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в профессиональном становлении и развитии личности. Так же приобщение командиров, педагогического коллектива, курсантов и родителей к педагогической и психологической культуре.

7. Экспертное направление. Оценка реализации образовательных, учебно-воспитательных программ, научно-исследовательских проектов, учебно-служебной деятельности курсантов и профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Оценка результатов социально-профессиональной адаптации курсантов предполагает знание, как характеристик обучающегося и их соответствие предъявляемым требованиям к профессионально важным личностным качествам, так и воздействующих на адаптацию факторов образовательной среды высшего военного учебного заведения. Чем сложнее новая окружающая среда, чем больше она отличается от привычной для курсанта среды, тем труднее происходит процесс адаптации.

Критерии оценки социально-профессиональной адаптации курсантов можно условно разделить на следующие группы.

  1. Психофизиологические: относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций; соматическое благополучие, отсутствие тенденций к невротизации и депрессии.
  2. Социально-психологические: эмоциональный комфорт, удовлетворенность отношениями с окружающими, социальным статусом, уровень ситуативной и личностной тревожности, самопринятие, социальная активность.
  3. Профессиональные: удовлетворенность основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализации, адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения, работоспособность, достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения и адекватных поведенческих паттернов, интеграция индивида с воинской средой, включенность в деятельность группы(подразделения), высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность, наличие глубоких личных контактов.
Текст статьи
  1. Авдеев В.В., Чернов С.А., Глемба Л.В. Теория и практика воспитательной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, Ч. 1, 2008. - 200 с.
  2. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С.С., 1991. - 89 с.
  3. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе. В кн.: Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. - Л.: ЛГУ, 1973. – 34 с.
  4. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. - М.: 1975. – 206 с.
  5. Бурякова О. Л. Шибанова Е. А. Шибанов Д. В. Чалых Н. А. Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза. Теория и практика общественного развития - 2013, № 10. – С. 194-196.
  6. Глинкина О.З. Адаптация первокурсника // Профессиональное образование, 2002, № 9. С. 12−13.
  7. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. – Кемерово: ЛОГОС. – 2003. – 368 с.
Список литературы