Главная
Конференции
Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках
Анализ результатов всероссийских проверочных работ по химии и математике обучающ...

Анализ результатов всероссийских проверочных работ по химии и математике обучающихся института профессионального образования КузГТУ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

аттестат
всероссийские проверочные работы
математика
мониторинг
статистика
химия

Аннотация статьи

В данной статье описан опыт проведения всероссийских проверочных работ в организации, осуществляющей подготовку по программам подготовки специалистов среднего звена. Представлены результаты всероссийских проверочных работ по физике и химии обучающихся первого и второго курсов института профессионального образования Кузбасского технического университета им Т.Ф. Горбачева и проведен анализ полученных результатов.

Текст статьи

Впервые всероссийские проверочные работы (далее ВПР) состоялись в 2015 году, они были обязательны для учеников 4-8 классов.

Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся [1].

Таким образом, ВПР представляют собой итоговые контрольные работы. Введенные Министерством образования и науки РФ, они предназначены для того, чтобы объективно оценить уровень подготовки учеников и обучающихся всех образовательных учреждений России и выяснить соответствуют ли знания учеников и обучающихся требованиям ФГОС.

Вполне правомерен вопрос о влиянии оценки за ВПР на годовую оценку. Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок обучающимся. Результаты ВПР могут быть полезны родителям и педагогам для оценки текущего уровня подготовки обучающихся. Если же образовательная организация использует результаты ВПР как составляющую прочих форм контроля при выставлении итоговой оценки, то это является допустимым и точки зрения закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и с точки зрения рекомендаций Рособрнадзора «О проведении ВПР».

Если общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии) реализующие программы начального образования, основного общего образования и среднего общего образования, начиная с 2015 года накопили достаточный опыт по организации проведения ВПР, то образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, например, техникумы, колледжи такого опыта до 2021 года не имели.

На основании письма Рособрнадзора №14-22 от 25.02.2021 о проведении ВПР для обучающихся очной формы обучения по образовательным программам СПО на базе основного общего образования все обучающиеся первых курсов и завершившие общеобразовательную подготовку должны написать всероссийские проверочные работы по профильной дисциплине и работы, направленные на оценку метапредметных результатов. Период проведения ВПР с 15 сентября по 20 октября 2021 года.

В структуру Кузбасского технического университета (далее КузГТУ) входит институт профессионального образования (далее ИПО), реализующий программы подготовки специалистов среднего звена, следовательно, проведения ВПР для обучающихся данного института, на основании указанного выше письма, стало обязательным с 2021 года.

Цель статьи: поделится опытом организации проведения ВПР в ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева».

Методическое сопровождение процедуры проведение ВПР в Кузбассе осуществляет государственное учреждение «Областной центр мониторинга качества образования» (далее ГУ ОЦМКО), основное направление деятельности которого, обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена и ГИА-9 в новой форме, организация проверки экзаменационных работ части «С», формирование и ведение региональной информационной системы ЕГЭ и региональной базы данных об участниках и о результатах ГИА-9, организуемой региональной экспертной комиссией; проведение мониторинга учебных достижений обучающихся 4-8, 10 классов ОУ Кемеровской области [2]. На протяжении всего периода проведения ВПР специалисты центра оказывали информационную поддержку ответственным организаторам по проведению ВПР. Согласно Инструкции ответственного организатора Образовательной организации, разработанной Рособрнадзором для проведения ВПР СПО в каждой из образовательных организаций, в которой проводится ВПР СПО (далее – Образовательная организация), должен быть назначен ответственный организатор Образовательной организации, отвечающий за проведение ВПР СПО в соответствующей Образовательной организации. Ответственным организатором может быть директор Образовательной организации или назначенное им лицо, ответственное за взаимодействие с региональным координатором и общую координацию проведения ВПР СПО.

В качестве регионального координатора выступал ГУ ОЦМКО, в качестве ответственный организатор Образовательной организации – автор данной статьи.

Одна из основных проблем, которая возникла при организации ВПР – это отсутствие опыта в проведении данных работ у преподавательского состава. Следует отметить, что процедура проведения ВПР имеет много общих точек с процедурой проведения ЕГЭ. Исходя из опыта организации проведения ВПР, следует отметить, что преподаватели, которые хотя бы единожды участвовали в проведении ЕГЭ, быстрее понимали, что и в какой последовательности нужно делать в день проведения ВПР и не допускали ошибок в оформлении документации.

Для того чтобы свести к минимуму возможность ошибок в алгоритме действий преподавателей, которые участвовали в проведении ВПР, ответственным организатором за несколько дней на начала проведения ВПР был организован семинар, на котором была рассмотрена разработанная Рособрандзором инструкция для организатора в аудитории образовательной организации. Кроме того, на данном семинаре были изучены документы необходимые для заполнения по результатам проведения и разобран пошаговый алгоритм действий в день проведения ВПР.

Распределение обучающихся, участвующих в ВПР по курсам и дисциплинам представлено в таблице.

Таблица

Распределение количества обучающихся, участвующих в ВПР по курсам и дисциплинам

Курс

Дисциплина

Количество обучающихся

1

Химия

16

1

Математика

212

1

Метапредметные результаты

229

2

Химия

16

2

Математика

213

2

Метапредметные результаты

2219

ВПР по химии писали, обучающиеся групп естественно-научного профиля (специальность 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений). ВПР по математике, обучающиеся групп технологического профиля (специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств, 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)). ВПР по оцениванию метапредметных результатов, обучающиеся всех специальностей ИПО.

Выполнение работ происходило по предварительному составленному графику. 16 сентября 2021г писали ВПР по математике, химии, обучающиеся первого курса, далее те же обучающиеся 17 сентября 2021г писали ВПР по оцениванию метапредметных результатов. 21 сентября писали ВПР по математике, химии, обучающиеся второго курса, далее те же обучающиеся 22 сентября 2021г писали ВПР по оцениванию метапредметных результатов.

В данной статье приведен анализ результатов ВПР по дисциплинам «Математика» и «Химия».

Статистика по отметкам, полученных за ВПР по математике, обучающихся 1 курса ИПО представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Статистика по отметкам обучающихся 1 курса ИПО (дисциплина «Математика»)

По шкале ОУ представлен процент обучающихся, выполнивших задания на отметку «2», «3», «4» и «5» соответственно.

Сопоставив оценку в аттестате с отметкой за ВПР по дисциплине «Математика» обучающихся первого курса получим, что у 60,4% обучающихся оценка в аттестате выше отметки за ВПР, в 34,6% совпадает и в лишь в 5% отметка за ВПР ниже оценки в аттестате.

Статистика по отметкам, полученных за ВПР по химии, обучающихся 1 курса ИПО представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Статистика по отметкам обучающихся 1 курса ИПО (дисциплина «Химия»)

Сопоставив оценку в аттестате с отметкой за ВПР по дисциплине «Химия» обучающихся первого курса получим, что у 100% обучающихся оценка в аттестате выше отметки, полученной за ВПР.

Статистика по отметкам, полученными за ВПР по математике, обучающимися 2 курса ИПО представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Статистика по отметкам обучающихся 2 курса ИПО (дисциплина «Математика»)

Сопоставив оценку по дисциплине «Математика», полученную за первый курс обучения с отметкой за ВПР обучающихся второго курса получим, что у 7% обучающихся оценка в журнале за первый курс выше отметки за ВПР, в 34,5% совпадает и в 58,5% отметка за ВПР ниже оценки в журнале.

Статистика по отметкам, полученными за ВПР по химии, обучающимися 2 курса ИПО представлена на рисунке 3.

Рис. 4. Статистика по отметкам обучающихся 2 курса ИПО (дисциплина «Химия»)

Сопоставив оценки по дисциплине «Химия», полученными за первый курс обучения, с отметкой за ВПР» обучающихся второго курса получим, что у 75% обучающихся оценка в журнале за первый курс выше отметки за ВПР, в 25% совпадает.

Сравнительная характеристика результатов ВПР по математике с отметками в аттестате и отметками, полученными студентами в результате освоения общеобразовательного цикла показывает, что оценки в аттестатах в большинстве случаев являются «завышенными» и не отображают реальный уровень знаний обучающихся. Отметки, полученные обучающими в институте профессионального образования, являются более объективными по сравнению с отметками в аттестате.

Сравнительная характеристика результатов ВПР по химии с отметками в аттестате и отметками, полученными студентами в результате освоения общеобразовательного цикла показывает, что результаты ВПР значительно ниже, чем итоговые отметки в аттестате и отметки за первый курс обучения.

По мнению автора это связано с тем, что во-первых, подход к выставлению отметок по математике более основательный и серьезный, чем к отметкам по химии, во-вторых ВПР по математике выполняют с 4 класса начальной школы, следовательно, опыт подготовки к данной форме контроля больше как у учеников, так и у учителей.

Учитывая тот факт, что ВПР с 2021 года стали неотъемлемой частью каждого обучающегося необходимо с перового курса обучения в профессиональной образовательной организации вести подготовку к данной форме контроля и стремиться к объективному оцениванию достижений обучающихся.

Список литературы

  1. Федеральный институт оценки качества образования. URL: http://www.ocmko.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=115&Itemid=184 (дата обращения: 12.02022)
  2. Кузбасский центр мониторинга качества образования URL: http://www.ocmko.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=115&Itemid=184 (дата обращения: 14.01.2022)

Поделиться

1518

Семенова Т. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ по химии и математике обучающихся института профессионального образования КузГТУ // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 150-155. URL: https://apni.ru/article/3640-analiz-rezultatov-vserossijskikh-proverochnik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября