Самоопределение – это личностный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов на разных этапах жизни. Можно выделить не только профессиональное самоопределение, но и личностное, социальное, семейное и т.д.
Жизненно важное право на самоопределение – это процесс, присущий человеку как самоорганизующейся системе. Профессиональное самоопределение является частью жизни и личного самоопределения, потому что профессиональная и профессиональная жизнь является одним из важнейших аспектов человеческой и социальной жизни.
Чтобы сделать картину становления профессионального самоопределения личности более ясной, мы раскрываем все этапы на определенных этапах жизни.
В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться позитивное отношение к трудовой жизни.
Второй этап – пропедевтический (длится с 1-4 классов), с пробуждением любви и добросовестного отношения к труду, а также понимания роли человека и работы в его жизни начинает формироваться нравственное отношение к выбору профессии.
На третьем поисковом этапе (5-7 класс) начинается процесс осознания своих личных интересов, ценностей и способностей, которые могут быть связаны с выбором будущей профессиональной деятельности.
Для четвертого этапа (8-10 классы) характерно развитие профессионального самосознания, при котором появляется личностный смысл выбора профессиональной деятельности, а также приобретается опыт соотнесения опыт общественной сферы выбора профессии со своими идеалами и интересами.
На пятом этапе (10-11 классы) уже происходит уточнение профессионального статуса. Начинает осуществляться профориентационная деятельность, которая связана с углубленным изучением учебных предметов, к которым есть способности и интерес. Большое внимание уделяется формированию профессионально важных качеств в избранной будущей профессии, коррекции и контролю профессиональных планов, достижений в избранном виде труда, а также самоподготовке к будущей профессии и саморазвитию. Это является самоопределением.
На заключительном этапе (учащиеся СШУ, студенты, а также молодые специалисты) происходит изучение профессиональной деятельности, а также становление человека как профессионала, развитие профессиональной мобильности в процессе участия в трудовом процессе.
Как можно четко увидеть из вышеизложенной периодизации, самым важным возрастом для становления и развития профессиональной деятельности является именно старший школьный возраст (15-17 лет). В данный возрастной период перед молодыми людьми начинает вставать проблема самостоятельного независимого существования, для которой необходимы навыки, умения и организация своей социальной жизни. Г.Н. Сериков считает, что участие человека в образовании уже сопряжено с профессиональным самоопределением. Одной из важных функций профессионального самоопределения является помощь человеку в выборе будущей профессиональной деятельности, а также в поиске своего места в социуме. Общее образование, прежде всего, направлено именно на это, оно помогает определиться с выбором будущей специальности.
Из вышесказанного следует следующий вывод: от того, насколько грамотно школьники старшего возраста смогут наметить свои будущие профессиональные планы, от степени психической и эмоциональной зрелости, будет зависеть готовность к получению будущей профессиональной специальности.