Оптимизация цифровых процессов в налоговой сфере

В статье говорится о создании информационной системы цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации.

Аннотация статьи
налоговое администрирование
хозяйственная деятельность
цифровая среда
цифровая экономика
цифровые технологии
Ключевые слова

Потребность в налоговом администрировании в России возникла с переходом на рыночные отношения. Одной из главных задач является контроль за правильным и своевременным исчислением налоговых обязательств налогоплательщиками и как следствие формирование доходов бюджетов для выполнения государственных гарантий, в том числе социального обеспечения.

В 1991 году организуются налоговые органы России и принимается Закон от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», - определяющий их задачи, права, обязанности и ответственность.

Во всем мире наблюдается массовый рост цифровых технологий и внедрение интернета во все сферы жизни.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Главной целью программы является создание и развитие цифровой среды, что облегчит решение проблем конкурентоспособности и национальной безопасности РФ. Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году.

Цифровая экономика – это один собирательный термин для всех экономических операций. В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» приводится следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Другими словами, цифровая экономика – это экономическая деятельность, которая является результатом миллиардов ежедневных сетевых связей между людьми, предприятиями, устройствами, данными и процессами. Она обладает потенциалом для создания новых научных исследований и прорывов, создания новых рабочих мест, экономического роста и улучшения условий жизни людей, функционирования организаций. Цифровая экономика принимает форму и подрывает традиционные представления о том, как структурированы предприятия, как взаимодействуют фирмы и как потребители получают услуги, информацию и товары.

Развитие технологий бросает вызов налоговой системе и делает очевидной необходимость скорейшего ее реформирования. В современном мире все труднее стало отслеживать финансовые потоки и транснациональные цепочки создания стоимости, это создает риски для налоговых поступлений.

Чтобы отвечать вызовам цифровой экономики, налоговые администрации должны трансформироваться в адаптивные цифровые платформы, осваивая современные бизнес-технологии.

В России созданием информационной системы цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации, активно занимается Федеральная налоговая служба.

В последнее время особенно заметна её работа по внедрению в практику налогового администрирования современных цифровых технологий. Применение цифровых инструментов налогового администрирования позволяет снижать административную нагрузку на бизнес, а также сохранять устойчивые темпы роста поступлений налоговых и иных доходов в бюджеты РФ.

На сегодняшний день отрасль налогообложения находится на стыке цифровых решений, инноваций и технологий.

При помощи цифровой экономики, в том числе путем применения отлаженной системы налогообложения, введения льготных условий, можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на спрос и предложение, экономическую активность в определенных сферах и отраслях.

Налоговые органы стремятся постоянно использовать и разрабатывать новые цифровые технологии, чтобы быть более эффективными и действенными для реализации основной стратегической цели, которая заключается в повышении уровня добровольного соблюдения налогоплательщиками законов. Налоговые органы находятся в процессе адаптации к использованию информационно-коммуникационных технологий и цифровизации экономики.

Они уже приступили к цифровизации налогового администрирования путем внедрения электронной подачи налоговых деклараций.

ФНС России создает виртуальную транзакционную среду. Это замкнутая цифровая экосистема, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, что сделает экономику прозрачной по умолчанию. Больше не нужно будет подавать налоговые декларации. ФНС России сможет автоматически исчислять и удерживать налоги даже в момент транзакций. Также одним из основных трендов развития налоговых администраций сегодня является быстрая и бесконтактная работа с добросовестными налогоплательщиками, которые смогут выполнять свои обязательства в пару кликов, не отвлекаясь от привычных дел. Развитие цифровых технологий позволит избавиться от устаревающей формы отчетности по налогам и создать в РФ систему бесконтактного налогообложения.

С развитием цифровизации должностным лицам налоговых органов упростило процедуру контроля обязанностей исполнения по уплате налогов. Ранее при выявлении нарушений требований норм налогового законодательства сопровождалось большим количеством сложностей и формальных процедур. Сначала необходимо было истребовать документы у контрагентов, провести всесторонний глубокий анализ (вручную выявить расхождения в документации нескольких сторон) и сделать мотивированное заключение на основании рассмотренных материалов. Сейчас же у налогового инспектора появилась возможность анализировать финансово-хозяйственную деятельность без лишнего истребования документов у налогоплательщиков, а использовать электронные сервисы ФНС.

С 2018 года информация для автоматизированной системы контроля стала предоставляться и банковскими учреждениями. Количество и полнота данных о плательщиках и собственниках счетов позволили еще эффективнее осуществлять процесс контроля над нарушителями. Данные банков автоматически попадают в базу данных и анализируются программой, чтобы выявить налоговые недоимки. В будущем планируется включение в систему контроля информацию от Федеральной таможенной службы, данные об уплате страховых взносов и налогов на доходы физических лиц.

Помимо этого, повышению уровня поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований способствует осуществляемый ФНС России контроль за фискальными операциями в сфере розничной торговли с помощью современной контрольно-кассовой техники, которая передает налоговым органам данные о расчетах в режиме реального времени. Онлайн-передача данных обо всех расчетно-кассовых операциях оператору фискальных данных и в налоговые органы освобождает предпринимателя от рутинной работы по формированию и распечатке различной бумажной отчетности по кассовым операциям. Эта отчетность уже входит в список фискальных документов, отсылаемых в ФНС. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволяет налоговым органам более эффективно контролировать наличный денежный оборот в сфере малого предпринимательства.

Информационная система «Анализ имущественных налогов», к которой подключены более 18 тыс. органов местного самоуправления, позволяет анализировать структуру налогообложения, прогнозировать объем налоговых поступлений, осуществлять мониторинг налоговой задолженности.

С 1 января 2019 года в четырех субъектах Российской Федерации (в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан) в рамках эксперимента начал применяться специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». С 1 января 2020г. он введен в том числе и на территории Нижегородской области. Этот специальный налоговый режим имеет привлекательный порядок уплаты налога через мобильное приложение, не требует представления налоговой отчетности и предусматривает низкую налоговую ставку. Это позволит легализовать деятельность самозанятых граждан, которые считают административную нагрузку в рамках действующих режимов налогообложения чрезмерной, и станет еще одним источником пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Разработанная программа контрагентов по системе «Прозрачный бизнес» дает положительные результаты и выводит предпринимателей на новый уровень развития. Подобный сервис предназначен упростить работу предпринимателей. Бизнесмены получают информацию о партнёрах и конкурентах, анализируют своё положение на рынке. На основе этих данных делают выводы, составляют планы развития деятельности. Главная задача создания ресурса – организовать доверительные отношения между предпринимателями разных групп и сфер деятельности. Бизнесмены узнают о контрагентах максимум информации в доступном режиме до заключения сделки. По сути – это защита от составления контрактов с негативными последствиями. Акцент внимания ставится на задолженности выплат в налоговую службу, пенсионный фонд и фонд социального страхования. Доступ к материалам имеют предприниматели и все граждане страны.

Также проект «Прозрачный бизнес» дает возможность проверки сведений в системе судебных приставов. Предоставляется подробная информация о контрагентах, которые не платят налоги и взносы на постоянной основе. Они регулярно участвуют в судах, проигрывают в них, игнорируют вынесенное решение (продолжают неуплату). Инновации позволяют работать в автоматизированном режиме, не тратя время на лишние переговоры. Все создается чтобы компании развивались, не тратя лишние силы на поиски информации на партнеров. Это повышает уровень сервиса в стране. Фирмы и организации находятся в постоянном тонусе и не рискуют репутацией. Компании-однодневки исчезают, так как их оперативно определяют пользователи сервиса. Этот интернет-ресурс также упрощает работу налоговой службы, экономит время на проверки и рейды. Правительство страны заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса, поэтому с каждым годом появляются новые проекты для упрощения систем аудита и мониторинга.

Цифровизация налогового администрирования позволила практически отказаться от традиционных форм проверок, и создать условия, когда уклонение от уплаты налогов становится невыгодным. Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга и предиктивной аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска. Первым таким инструментом стала АСК-НДС. Это – автоматизированная система контроля налога на добавленную стоимость. Цель задействования программного комплекса – осуществление контроля над уплатой НДС и выявление недобросовестных действий по неуплате или неполной его уплате. Дальше программу усовершенствовали. Возросли ее возможности, расширился функционал – борьба с фирмами-однодневками и недобросовестными плательщиками вышла на новый уровень. Теперь в систему попадали и подвергались анализу не только налоговые декларации контрагентов, но и книги покупок\продаж каждого из участников. В содержании, которых есть информация о порядковых номерах и датах счет-фактур продавца и покупателя, суммах уплаченного налога на добавленную стоимость.

Данная система позволяет не только контролировать налоговые вычеты по НДС, но и косвенно способствует увеличению поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

ФНС России создала уникальную автоматизированную систему контроля за НДС – АСК НДС-2, которая централизованно сравнивает пооперационные данные контрагентов и выявляет налоговые разрывы- несоответствие показателей книг покупок и продаж участников финансово-хозяйственных сделок. Приоритетом является работа с фактическими выгодоприобретателями (организаторами схем), по которым установлены максимальные риски нарушения законодательства.

Данная работа на уровне инспекции достаточно объемна и кропотлива. В ходе её выполнения мы понимаем, что даже такую «умную» систему, как АСК НДС-2 можно и нужно оптимизировать.

Предлагаю Вашему вниманию проект по доработке и оптимизации ТП «Сопоставление сведений об операциях контрагентов, подлежащих отражению в налоговых декларациях по НДС»:

  • это доработка порядка заполнения счетов-фактур и налоговой декларации по НДС по разделам 8 «Книга покупок» и 9 «Книга продаж» с обязательным внесением данных по коду товара (работ, услуг) с отражением данных в системе АСК НДС-2.
  • реализация возможности автоматической идентификации граф счетов-фактур, что позволит при формировании истории документооборота в программе «АСК НДС-2» (далее по тексту – «Дерево связи») строить соответствующие цепочки по виду товаров, работ, услуг.

Сегодня в утвержденной форме счета-фактуры предусмотрено отражение в графе 1а по коду вида товара. Мое предложение – дополнить эту графу возможностью отражения по коду работы, услуги.

Аналогичные изменения предусмотреть при заполнении разделов 8, 9 Книги покупок и продаж, при заполнении декларации по НДС.

Внесение изменений в порядок заполнения декларации по НДС позволит усовершенствовать формы и методы налогового контроля, снизить административную нагрузку на бизнес на фоне сокращения продолжительности контрольных мероприятий и объема требуемых документов и отчетности. Использование в данной работе принципа Парето (20% усилий должны давать 80% результата) даст максимальный эффект при отработке налоговых разрывов и выявления схем уклонения от налогообложения.

Реализация отражения в цепочке «Дерева связей» кода товара, работы или услуги позволит значительно уменьшить время ее отработки и повысит эффективность. Даст возможность инспектору без лишних трудозатрат отследить движение товара (работ, услуг) от производителя до конечного потребителя, в том числе изменение цены товара (работ, услуг) на стадии каждого звена, определить в «цепочке» контрагентов «проблемные» звенья, реальных поставщиков (исполнителей работ, услуг), составить товарный баланс.

Кроме того, при реализации отображения в «деревьях связи» данных по коду товара (работ, услуг) количество отрабатываемых цепочек снизится в разы, что уменьшит нагрузку на инспекторский состав. Процесс проверки будет более прозрачен и понятен. По моим оценкам эффективность от внедрения приведет к сокращению количества мероприятий налогового контроля (запросы, встречки, допросы), побуждению НП к самостоятельному уточнению НД по НДС.

Ну и что в итоге дает нам эта доработка?

Повышение качества налогового администрирования.

Осуществление контроля на различных этапах формирования добавленной стоимости (от производителя до конечного потребителя).

Построение в Дереве связей АСК НДС-2 цепочек движения по выбранной номенклатуре товаров, работ или услуг.

Снижение фактора субъективной оценки в определении выгодоприобретателя. Повышение роли автоматизации процесса в выборе объекта (основного направления) налоговой проверки, сокращение объема излишне проводимых (необоснованных) мероприятий налогового контроля.

Эффективное противодействие схемам по обналичиванию денежных средств и «бумажного НДС».

Усовершенствование программного обеспечения 1-С, объединение имеющихся Справочников товаров, работ, услуг в единой Библиотеке с возможностью их группировки по кодам, номенклатуре, характеристикам, а также автоматической идентификации по наименованию.

Описание инициативы

  1. Внести изменения в Порядок заполнения счета-фактуры, книг покупок и продаж, сделав обязательным отражение данных по коду товара (01…) и работ, услуг (02…), утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137, и Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
  2. Совместно с проектной группой разработчиков 1-С по внедрению инноваций, для удобства налогоплательщиков, согласовать размещение справочников по номенклатуре товаров, работ, услуг с возможностью их автоматической идентификации при заполнении граф 1, 1а счета-фактуры.
  3. Обеспечить в «Дереве связей» АСК НДС-2 построение соответствующих цепочек движения товаров, работ, услуг от «Поставщика» до конечного «Потребителя» как по сумме, так и по коду товара (работ, услуг).

Таким образом, формирование цифровой экономики является процессом глобальных изменений во всех сферах деятельности, в том числе и налоговой. При этом цифровые технологии в налоговой сфере вносят огромный вклад в администрирование налогов. Так, за последний год, это позволило увеличить поступления в бюджет почти вдвое и сделать процесс уплаты налогов удобным для налогоплательщиков. Развитие цифровых технологий позволяет перейти от устаревших методов сдачи отчетности к системе бесконтактной цифровой отчетности.

Многие авторы утверждают, что цифровая экономика, это совершенно другие невидимые услуги и перемещение товаров, которые посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня перемещаются, как хотят. И вот эти снятия барьеров, соединение заказчика с подрядчиком товаров и услуг через цифровые платформы, минуя регуляторов, это то, что налоговые органы должны понимать, не мешать вести бизнес, но сделать это очень аккуратно и очень комфортно для налогоплательщиков.

На сегодняшний день благодаря использованию инновационных разработок и информационных технологий, в работе органов налогообложения наступает новый этап, выводящий эту сферу государственных учреждений на новый уровень. Упорядоченная и автоматизированная система рабочих процессов упрощает работу органов, делает использование информации более эффективным и осуществляет более качественный внутренний контроль.

Текст статьи
  1. Одинцова Т.М., Рура О.В. Развитие видов, объектов и методов бухгалтерского учета в условиях цифровой экономики и информационного общества // π-Economy. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vidov-obektov-i-metodov-buhgalterskogo-ucheta-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-i-informatsionnogo-obschestva
  2. Пономарев О.В., Мартьянов Н.Р., Липовская К.В., Иващенко Д.Н. Перспективы развития цифровизации налоговой системы // Закон и право. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-tsifrovizatsii-nalogovoy-sistemy (дата обращения: 29.01.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 октября по 07 октября
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
11 октября
Загрузка в eLibrary
11 октября
Рассылка печатных экземпляров
21 октября