Понятие и общая характеристика представительства в исполнительном производстве

В статье анализируется понятие института представительства в исполнительном производстве, проводится общая характеристика данного института.

Аннотация статьи
исполнительное производство
представительство
доверенность
правовая связь
процессуальное право
Ключевые слова

В совокупности, под представительством понимается особое общественное отношение, в соответствии с которым соглашение, между одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого), в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного на то определенного органа (государственного, местного самоуправления), конкретно создает, вносит изменения и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. При всем при этом, инициативность представителя определяется содержанием правовой связи между ним и представляемым.

Правомерные действия представителя служат источником для установления правовых отношений между лицом, которое он представляет и третьими лицами. Хотя представитель действует от имени представляемого, то есть, этим фактом заявляет третьему лицу, что правовое последствие его волеизъявления должно наступить непосредственно для его представляемого, так как он выражает свою волю. Именно этот самый главный признак отличает его от простого передатчика чужого волеизъявления и именно поэтому к лицу исполняющего роль представителя предъявляется требование о полной дееспособности [1, с 56].

Для понятия сути представительства именно в исполнительном производстве, для автора имеет большое значение, первоочередно разъяснить различия, которые имеются между институтами представительства в материальном и процессуальном праве.

Если рассуждать логически, то гражданское процессуальное право можно назвать производным от гражданского права, так как, изначально формируется правовая норма, содержание которой порождает права и обязанности участников правоотношений. Эта норма фиксируется в праве материальном. Когда же у участников правоотношений возникают разногласия, касающиеся содержания нормы, либо созданных ей отношений, и они не могут быть устранены без вмешательства власти, стороны могут прибегнуть к судебному процессу, чей регламент определен процессуальным правом.

В отличие от Гражданского кодекса, чей текст четко и однозначно определяет представительство это заключение договора одним лицом от имени другого, процессуальный же закон такого однозначного определения не имеет. В связи с этим фактом процессуальное представительство можно рассматривать и как правоотношение, по которому одно лицо совершает действия в интересах другого лица, и как процессуальную деятельность одного лица (представителя) в пользу другого.

Если рассматривать представительство как определенную деятельность, то ее суть состоит в совершении судебным представителем процессуальных действий от имени и в интересах представляемого, участвующего в процессе в качестве стороны, третьего лица, заявителя, жалобника, должностного или заинтересованного лица.

Если же брать во внимание правоотношения, то они имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона правоотношения складывается конкретно между двумя лицами это представляемым и представителем на основе различных правовых оснований: договора поручения, трудового договора, членства в общественной организации, административного акта или родства (родители в отношении своих детей). Внешняя же сторона правоотношений процессуального представительства складывается между судом и представителем, для чего представитель наделен комплексом прав и несет определенные гражданские процессуальные обязанности [2, с.63].

Возьмем во внимание что, в правоотношениях представительства принимают участие три субъекта, связанных между собой цепочками правоотношений:

  1. Представляемый. Им может выступать любой субъект гражданского права, то есть и физическое и юридическое лицо в независимости от наличия и состояния дееспособности. В одних случаях представляемый наделяет представителя полномочиями. В других случаях этот субъект является представляемым на указании закона или акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В таком случае полномочия представителя, их содержание и объем определяются законом и иными правовыми актами.
  2. Представитель. Если он является физическим лицом, то должен обладать полной дееспособностью (исключение составляют граждане, достигшие 16 лет, реализующие полномочия, явствующие из обстановки), если юридическое – представительство не должно противоречить его целям и задачам, указанным в учредительных документах.
  3. Третье лицо. Им может быть любое физическое или юридическое лицо, если его выступление в качестве третьего лица, не нарушает принцип недопустимости совершения сделок представителем от имени, представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом [3, с.48].

Важнейшим элементом представительства является полномочие, которым добровольный представляемый наделяет своего представителя. Без него, в принципе, представительство невозможно. Полномочие в свою очередь является мерой возможного поведения, то есть субъективным правом, в его основе лежит волеизъявление лица, выражающего его на законных основаниях и для удовлетворения своих интересов от своего имени перед третьими лицами.

Правовая природа полномочия не зависит от основания его возникновения. Поэтому и добровольный представитель, полномочие которого возникло из сделки, направленной на установление этого полномочия, и законный представитель, приобретший полномочие на основании другого юридического факта, выступают носителями одного и того же права. Добровольный представитель волен принять на себя обязанность по исполнению полномочий либо отказаться от его исполнения, то есть выразить свое волеизъявление, законный же представитель порой просто обязан реализовать полномочие на указании закона или иного юридического акта.

При этом полномочие должно наличествовать у представителя вплоть до момента получения третьим лицом волеизъявления представляемого. Если же добровольный представляемый отменит полномочие до получения третьим лицом оферты от представителя, то она не будет иметь последствий для представляемого [4, с.148]

Зависимость от способа выражения воли представляемого является критерием для классификации видов представительства:

  • представительство, возникающее на основании добровольного (договорного) уполномочия, носящее название «добровольное представительство»;
  • представительство, возникающее из указания закона, либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, поименованное законным или обязательным представительством [5, с.105-106].

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» очень детально регламентировал представительство сторон в исполнительном производстве. Этим вопросам посвящены ст. 33, 34, 35, 36, 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, граждане могут участвовать в исполнительном производстве как самостоятельно, так и через представителей. При этом личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя. В определенных случаях привлечение представителей в исполнительное производство является обязательным, так как некоторые категории граждан не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные, признанные таковыми в установленном законом порядке).

Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами (законных представителей), либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Через органы (должностных лиц) осуществляют свои полномочия в исполнительном производстве Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (финансовые органы, налоговые, таможенные и др.). Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия. Проверка этих документов входит в обязанности судебного пристава-исполнителя.

Текст статьи
  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный) [Электронный ресурс] / Сергеев А.П. [и др.]. Электрон. изд. // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  2. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). [Электронный ресурс] / ред. М.А. Викут. Электрон. изд. // СПС «Консультант Плюс». 2017.
  3. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Электронный ресурс] / П.В. Крашенинников [и др.]. Электрон. изд. // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации 2019, Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бельянская А.Б., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников О.А., Копьёв А.В., Кухаренко Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Ай Пи Эр Медиа.
  5. Суворов, А.С. Институт представительства в свете новых изменений гражданского законодательства РФ / А.С. Суворов // Теоретические и практические аспекты развития современной цивилистической науки: сборник научных трудов / под ред. К.В. Бельгисовой, И.В. Петрова. - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября