Обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации является сложной многоаспектной задачей. И с данной задачей необходимо справиться для того что бы улучшить стабильность национальной экономики, нейтрализации угроз, действенного сокращения неблагоприятных воздействий и снижения рисков для этого необходимо создание сложной интеллектуально насыщенной системы для поддержки принятия управленческих решений.
Описанная выше система должна содержать в себе здравый смысл, экспертные системы, автоматизированные информационные системы, системы статистического и социологического мониторинга, системы искусственного интеллекта, иные специализированные интеллектуальные системы [3].
И в настоящее время полным ходом идет реализация данной системы и она находится в разработке федеральной системой управления рисками экономической безопасности, которая создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под защитой Министерства экономического развития Российской Федерации. Главным аспектом для обеспечения национальной экономической безопасности является создание в нашей стране системы стратегического управления в интересах национальной экономики и Российского государства, которая была бы доминантой и интегральным эффектом от корпоративных и частных интересов.
Динамичные попытки создания такой системы в Российской Федерации являются ключевой частью для формирования современной системы национальной экономической безопасности.
Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ является правовой основой экономической безопасности Российской Федерации [2].
Экономическая безопасность – это набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.
Структура экономической безопасности имеет сложную внутреннюю структуру. В ней особенно можно выделить 3 основных элемента:
- Экономическая независимость. Это понятие отражает способность государства контролировать национальные ресурсы, повышать качество отечественной продукции, что положительно скажется на уровне конкурентоспособности на мировом рынке.
- Устойчивость национальной экономики. Этот элемент включает защиту национальной собственности и создание благоприятных условий для развития бизнеса и разработку ряда мер, направленных на предупреждение дестабилизации в государстве.
- Способность к прогрессу. Под этим понятием понимается создание таких благоприятных условий для привлечения инвестиций в национальную экономику и инноваций, которые обеспечивают повышение модернизацию на производстве и в целом общий уровень квалификации специалистов.
Виды экономической безопасности:
- энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);
- инфляционная безопасность (выражается в росте цен);
- внешнеэкономическая безопасность (обусловлена взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);
- интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты, таможенного регулирования);
- информационная безопасность (связана с тем, что информации и информационные технологии в организации современных рынков, бизнеса играют особую роль).
Все рассмотренные виды экономической безопасности со всех сторон пронизаны цифровыми технологиями.
Нельзя не отметить, что бурное развитие цифровых технологий, их использование в жизни и бизнесе, привели к тому, что действующее законодательство стало отставать от экономической реальности, которая в значительной степени сегодня создается в виртуальной, цифровой среде. Цифровые инвестиционные платформы, распределенный реестр (блокчейн), интернет-торговля и другие активно развивающиеся технологии и связанные с ними экономические явления до недавнего времени не имели нормативного закрепления, их регулирование носило хаотичный и несистемный характер.
С 1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [1].
Таким образом, внесение изменений в один из основополагающих нормативных актов – Гражданский кодекс – стало ответом на складывающуюся правоприменительную практику, а также нацелено на создание базовых рамок, обеспечивающих, в том числе, и реализацию приоритетов государственной политики в сфере цифровизации, информатизации экономики, государственного управления и экономической безопасности.
Таким образом, для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации требуется более планомерное внедрение цифровых технологий в процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.