Сущность и содержание обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации

В статье анализируется с исторической точки зрения деятельность Службы судебных приставов. Автором отмечается, что рассматриваемая структура существовала в России всегда и необходимость ее функционирования складывается и обуславливается на протяжении долгого времени.

Аннотация статьи
исполнительное производство
исполнение решений
судебные приставы
ФССП
долг
возврат долгов
Ключевые слова

Обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации является сложной многоаспектной задачей. И с данной задачей необходимо справиться для того что бы улучшить стабильность национальной экономики, нейтрализации угроз, действенного сокращения неблагоприятных воздействий и снижения рисков для этого необходимо создание сложной интеллектуально насыщенной системы для поддержки принятия управленческих решений.

Описанная выше система должна содержать в себе здравый смысл, экспертные системы, автоматизированные информационные системы, системы статистического и социологического мониторинга, системы искусственного интеллекта, иные специализированные интеллектуальные системы [3].

И в настоящее время полным ходом идет реализация данной системы и она находится в разработке федеральной системой управления рисками экономической безопасности, которая создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» под защитой Министерства экономического развития Российской Федерации. Главным аспектом для обеспечения национальной экономической безопасности является создание в нашей стране системы стратегического управления в интересах национальной экономики и Российского государства, которая была бы доминантой и интегральным эффектом от корпоративных и частных интересов.

Динамичные попытки создания такой системы в Российской Федерации являются ключевой частью для формирования современной системы национальной экономической безопасности.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ является правовой основой экономической безопасности Российской Федерации [2].

Экономическая безопасность – это набор условий и факторов, обеспечивающих достойные условия жизнедеятельности индивида, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внешних и внутренних угроз.

Структура экономической безопасности имеет сложную внутреннюю структуру. В ней особенно можно выделить 3 основных элемента:

  1. Экономическая независимость. Это понятие отражает способность государства контролировать национальные ресурсы, повышать качество отечественной продукции, что положительно скажется на уровне конкурентоспособности на мировом рынке.
  2. Устойчивость национальной экономики. Этот элемент включает защиту национальной собственности и создание благоприятных условий для развития бизнеса и разработку ряда мер, направленных на предупреждение дестабилизации в государстве.
  3. Способность к прогрессу. Под этим понятием понимается создание таких благоприятных условий для привлечения инвестиций в национальную экономику и инноваций, которые обеспечивают повышение модернизацию на производстве и в целом общий уровень квалификации специалистов.

Виды экономической безопасности:

  • энергетическая безопасность (энергетические проблемы не перестают напоминать о себе, это связано с дороговизной источников энергии и конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами);
  • инфляционная безопасность (выражается в росте цен);
  • внешнеэкономическая безопасность (обусловлена взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков, а проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота);
  • интеллектуальная безопасность (достигают с помощью патентной защиты, таможенного регулирования);
  • информационная безопасность (связана с тем, что информации и информационные технологии в организации современных рынков, бизнеса играют особую роль).

Все рассмотренные виды экономической безопасности со всех сторон пронизаны цифровыми технологиями.

Нельзя не отметить, что бурное развитие цифровых технологий, их использование в жизни и бизнесе, привели к тому, что действующее законодательство стало отставать от экономической реальности, которая в значительной степени сегодня создается в виртуальной, цифровой среде. Цифровые инвестиционные платформы, распределенный реестр (блокчейн), интернет-торговля и другие активно развивающиеся технологии и связанные с ними экономические явления до недавнего времени не имели нормативного закрепления, их регулирование носило хаотичный и несистемный характер.

С 1 октября 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2019 №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [1].

Таким образом, внесение изменений в один из основополагающих нормативных актов – Гражданский кодекс – стало ответом на складывающуюся правоприменительную практику, а также нацелено на создание базовых рамок, обеспечивающих, в том числе, и реализацию приоритетов государственной политики в сфере цифровизации, информатизации экономики, государственного управления и экономической безопасности.

Таким образом, для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации требуется более планомерное внедрение цифровых технологий в процесс государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 20.09.2021).
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 N 34-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/
  3. Селиванов А.И. Перспективы применения интеллектуальных систем при анализе угроз и управлении рисками экономической безопасности Российской Федерации // Микроэкономика. 2018 N3 С. 91-95.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля