Актуальность проблемы коррекционно-профилактических мероприятий для ослабленных детей обусловлена широким распространением среди дошкольников нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности и повышенной заболеваемостью [1, с.19-21]. Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности.
Как показывает практика и специальные исследования, проблема ослабленных детей имеет чрезвычайно негативные последствия не только для подготовки к школьной учебной деятельности, но и для социальной адаптации ребенка. Этот аспект практически не рассматривается в специальной литературе, однако имеет далеко идущие негативные последствия. Ослабленные дети существенно хуже адаптированы в коллективе, имеют менее выраженный уровень сформированности таких показателей, как уверенность в своих силах, спокойствие, самоуважение. Исследователи отмечают, что проблема ослабленных детей, выходя далеко за рамки только медицинского аспекта, приобретает в настоящее время социальное значение, поскольку наряду со снижением функционального состояния систем организма связана с адаптацией детей и подростков в современном обществе и возникновением ряда негативных психологических аспектов жизнедеятельности.
С учетом сказанного большое значение приобретает профилактика и коррекция нарушений разных систем организма ослабленных детей дошкольного возраста. Это связано с особенностями данного возрастного периода, когда закладываются основы ценностных ориентаций, формируется созревание большинства систем организма, создаются предпосылки будущего здоровья. В сложившейся системе физического воспитания ослабленных дошкольников данной проблеме не уделяется должного внимания [1, с.19-21].
Проблемы психосоматического здоровья дошкольников
Урбанизация населения, развитие транспорта, большая занятость родителей, стремление некоторых из них начать обучение ребенка задолго до школы значительно снижают двигательную активность детей. А ведь движение – главное условие нормального роста и развития ребенка. У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но, неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать мальчику осваивать новые движения. Главная и самая правильная форма физического воспитания детей – игра. Выдающийся педагог А.С.Макаренко, высоко оценивая ее роль, писал: “У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь”. Но как часто родители, порой даже сознательно, ограничивают подвижность ребенка. Им кажется, что малыш сильно шумит, их ужасают перевернутые стулья, царапины на мебели, испачканная одежда. И как часто гордостью семьи становятся инертные, тихие дети, которых только по недоразумению именуют “воспитанными”. А руки взрослого торопятся выполнить то, что ребенок намеревался сделать сам: застегивают пуговицы, одевают. Достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему роль пассивного наблюдателя. И все под предлогом заботы: “Он маленький, слабенький, может поскользнуться, упасть”, а нередко проявляют и нетерпение: “Он слишком медленно одевается, а мы спешим”. В результате такие родители упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям сравнительно легко. И ребята отстают от сверстников, становятся пассивными, часто болеют.
Движение не только закрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту. Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитая занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и он будет малоподвижным.
Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития ребенка.
У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т.д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным [2, с. 459].
Механизмы оздоровительного действия физических упражнений на организм ребенка
В основе лечебного действия физических упражнении лежит строго дозированная тренировка, под которой применительно к больным и ослабленным детям следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его систем и органов. Различают общую тренировку, направленную на общее оздоровление и укрепление организма и специальную тренировку, преследующую цель устранения нарушенных функций в определенных системах и органах. Восстановление нарушенных болезнью нервных и нервно-гуморальных регуляций является обычно основным итогом влияния физических упражнений. Длительное, систематическое применение физических упражнений вызывает функциональную адаптацию организма к нагрузкам, в конечном итоге приводит к устранению нарушений, возникших в результате болезни [3, с. 398].
Лечебное действия физических упражнений заключается прежде всего в том, что они помогают корригировать измененные и извращенные во время болезни функции центральной нервной системы и кортико-висцеральные взаимоотношения, способствуют подавлению патологических рефлексов. Одновременно в этим физические упражнения помогают образованию новых условно-рефлекторных связей, ускоряют репаративные процессы. Следует отметить как важную физиологическую особенность детского организма чрезвычайную функциональную пластичность высшей нервной деятельности. По-видимому, именно этим можно объяснить большую эффективность лечебной физической культуры при различных заболеваниях в детском возрасте. Представления о механизмах терапевтического действия физических упражнений (тонизирующее, трофическое, способствующее формированию компенсаций, нормализация функций) полностью относятся и к детскому организму. Лечебная физическая культура именно в детском возрасте способствует наиболее быстрому и надежному действию всех этих механизмов [3, с. 398].