Право на жилище является одной из основных естественных прав человека и гражданина, поскольку необходимость в ней напрямую связана не только с внешними факторами природно-климатического воздействия, но, и когда возникает потребность в защите самого себя и своей семьи.
Одним из основополагающих документов, подтверждающих права граждан на жилище выступает международный акт, принятый Генеральной ассамблеей ООН в 1988 году «Глобальная стратегия в области жилья до 2000 г.». Согласно этому акту, право на жилище стало общепризнанным международным правом.
Реализация конституционного права на жилище до настоящего времени является одной из основных правоприменительных проблем в жизни российского общества. Так, обеспечение потребности человека в жизни выступает важнейшим условием формирования достойного и достаточного уровня жизни. Заметим, что согласно международным правовым актам под «достаточным уровнем жизни» понимается тот уровень, который необходим для поддержания благосостояния себя и членов своей семьи [3].
Дополним, что такой международный орган как Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, отмечает, что толковать право на достаточное жилище узко не следует [6], поскольку в данном контексте это право выступает как право на жизнь в безопасности, в мире и уважении человеческого достоинства [10].
При том, что реализация права на жилище связана со многими факторами, начиная от финансового состояния государства, заканчивая материальным положением самого человека.
В отечественной юридической литературе впервые понятие «право на жилище» возникло в конце XIX века, вследствие использования его в новом личном сервитуте, закрепляющем за гражданами право пользования жилым помещением.
А уже в 1977 году конституционный статус права на жилище получило закрепление в Конституции СССР [7]. Данное право устанавливало обязанность обеспечить всех нуждающихся граждан СССР жильем за счет самого государства. Право на жилище воспринималось как некая социальная обязанность государства.
В свою очередь, в начале 90-х годов многое поменялось, вследствие изменений не только в политическом строе государства, но и принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году [8].
Так, статьей 40 Конституции РФ установлено право каждого гражданина России на жилище, и оно относится в силу ст.17 Конституции РФ к числу основных прав, которые не могут быть отчуждаемы, поэтому жилище не может быть изъято у гражданина, кроме тех случаев, которые прямо предусмотрены в Конституции РФ и иных законодательных актах, не противоречащих Конституции. И даже в ситуациях введения чрезвычайного положения, согласно ст.56 Конституции РФ, право на жилище не подлежит ограничению.
Получается, что статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина России на жилище, а основные же принципы данного права и их реализация предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и исключительно в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, включая право на распоряжение жилым помещением.
Граждане РФ могут по своему усмотрению устанавливать и реализовывать свои права в силу договора либо иных норм права, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. При этом, граждане, которые осуществляют свои права не должны затрагивать при этом права и законные интересы иных лиц. Отметим, что жилищные права могут быть ограничены условиями федеральных законов, и именно в той степени, в какой необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности и законных интересов других лиц, а также в целях обеспечения безопасности страны.
Установление в Конституции РФ исследуемого нами права на жилище, по нашему мнению, имеет большое значение, так как данное право позволяет каждому человеку быть обеспеченным жильем и знать о том, что лишиться своего жилья он не может.
Получается, что Конституция РФ установила возможность не только стабильно гражданами пользоваться своим жильем, но и также улучшить при необходимости жилищные условия.
Конституционное право на жилище выступает как институт государственно-правового уровня; является базой для развития жилищного законодательства.
На самом же деле, реализация ст.40 Конституции РФ, как нами ранее уже было упомянуто – сложна [8]. И действительно, Конституция лишь провозгласила право гражданина на жилище, но не установило данное право каждому гражданину страны. По сути, формулировка «каждый имеет право на жилище» звучит слишком размыто по сравнению с «каждому гарантируется право на жилище», ведь вторая формулировка обязывала бы государство обеспечить каждому гражданину РФ жилье.
Исследование статьи 40 Конституции РФ позволило нам установить, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться именно тем жильем, которое у него имеется в наличии, а государство посодействует этому. Тем не менее, что понимается под «жилищем» не вполне понятно.
Так, в жилищном законодательстве отсутствует четкое определение термина «жилище», однако в теории права под данным термином понимается сооружение либо помещение, предназначенное для проживания людей, оборудованное инженерными сетями и иными необходимыми для комфортного проживания условиями.
В буквальном смысле статья 40 Конституции РФ позволяет гражданина пользоваться жилым помещением, имеющимся у него, не допускает в отношении гражданина произвольного его лишения, и дает возможность его улучшения посредством приобретения жилья с наилучшими для человека условиями.
Заметим, что не вполне ясным остается сама сущность права на жилище, так как она не определяется ни в Конституции РФ, ни в иных нормативных-правовых актах.
Некоторые исследователи, право на жилище сводят к следующему [9]:
- Это стабильное, постоянное пользование жилим помещением;
- Получение от государства содействия в улучшении жилья;
- Обеспечение жилой среды.
Часть 2 ст.40 Конституции РФ обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления гражданами права на жилище. И в соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашает себя социальным, государством, создающим такие условия, которые бы обеспечивали достойную жизнь человеку.
Вышеуказанные органы создают необходимые условия для удовлетворения потребностей граждан в жилье, к примеру, предоставляют субсидии на их приобретение, либо же в установленном законном порядке предоставляют из муниципального, либо государственного фонда жилье, что предусмотрено ст.2 Жилищного Кодекса РФ [5].
Право на жилище принадлежит каждому гражданину от рождения, которое на практике выражается тем, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, также включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, при этом интересы последних законодательством учитываются в особом режиме.
Принцип неприкосновенности жилища гарантирует право на прикосновенность частной жизни, семейной и личной тайны. В своих работах, М.В. Баглай упоминает, что неприкосновенность жилища есть составляющая часть частной жизни, являющаяся значимым элементом личной свободы и достоинства человека [1].
Частью 2 статьи 3 Жилищного Кодекса РФ, установлено, что никто не имеет право проникать в жилище без получения согласия от лиц, проживающих в нем, при этом законодателем имеется в виду не только запрет на проникновение, но и также на применения технических средств для ведения записи разговоров, либо визуальное наблюдение за жильцами помещения. Запрет может быть снят лишь по решению суда, либо согласно законодательным актам. За нарушение данной нормы предусмотрена уголовная ответственность.
Как мы ранее отмечали, нарушение конституционных прав граждан возможно при условиях чрезвычайного положения в стране с целью устранения негативных ситуаций, нормализации обстановки окружающей среды.
Возможность ограничения принципа неприкосновенности жилища также установлена Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» [14], Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции»[13], Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» [12], согласно которым сотрудники данных служб имеют право беспрепятственно входить в жилые помещения при пресечении преступлений и т.п.
Право граждан на жилище связано с конституционным правом на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания, что также соответствует международным принципам и нормам.
Право свободного выбора места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, где он планирует проживает.
Н.С. Бондарь отмечает, что содержание данного права связано с реализацией принципа «социально-территориального равноправия [2]. Что вызывает интерес с точки зрения создания надлежащих условий для гарантирования социально-территориального равноправия граждан представляет формирование на региональном уровне законодательной базы реализации данного конституционного права.
Защита нарушенного конституционного права возможна в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства. Также в суд можно обжаловать действия либо решения должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые нарушают законные интересы граждан на реализацию права на жилище.
Приведем не исчерпывающий перечень мер по защите жилищных прав, соответствующих установленному законодательству РФ. Защита жилищных прав возможна посредством:
- восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права;
- признания жилищного права;
- признания судом недействующими полностью или в части действия (бездействия), решения органов государственной власти и местного самоуправления
- неприменения судом нормативных правовых актов, противоречащих жилищному законодательству;
- прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Отметим, в соответствии с нормами российского законодательства, защита нарушенных прав граждан осуществляет в судах общей юрисдикции либо арбитражных суда РФ. Лицо вправе до подачи соответствующего заявления, обратиться в административном порядке с жалобой в орган, являющимся вышестоящим по отношению к субъекту, нарушившему право, если такой порядок предусмотрен.
Заключение
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что установленный Конституцией РФ право на жилище, вызывает достаточное количество проблем в его реализации. Исполнение права на жилище в Российской Федерации, в первую очередь, связано с экономической составляющей государства.
В Российской Федерации воплотить данное конституционное право сложно, поскольку как показывают реальные обстоятельства, государство не в полной мере исполняет свои обязательства перед нуждающимися гражданами. Данный вывод подтверждается ежегодными обращениями в адрес Уполномоченного по правам человека от граждан на нарушение их прав по обеспечению жилыми помещениями [4].
И в связи с этим, судебная практика по жилищным спорам носит весьма противоречивый характер, так как отсутствует единообразное понимание в применении норм жилищного законодательства. Законодательство Российской Федерации в отношении конституционного права гражданина на получение жилища и защиты его интересов в осуществлении данного права нуждается в более детальной правовой проработке, которая бы устранила все пробелы, имеющиеся на практике по реализации права на получение жилища.