Я-концепция – важная характеристика любой личности. Данное понятие появилось в 1950-е гг. в гуманистической психологии, представители которой рассматривали каждую личность, как что-то особенное, уникальное. По определению психологов гуманистического направления Я – концепция – совокупность представлений индивида о самом себе, о том, какими качествами, свойствами и характеристиками он обладает [2].
Серьезные изменения в Я-концепции наступают в подростковом возрасте. В исследованиях многих ученых, направленных изучению психологии подростка, подчеркивается, что этот возрастной период является переломным, критическим, именно тогда проявляется в противоречивость, неустойчивость поведения, обострении отдельных черт личностного характера [3].
Среди главных особенностей подросткового возраста, можно выделить следующие:
- Особое место в формировании Я-концепции подростка занимает активное биологическое созревание. В результате чего ребенок из-за новых половых и физиологических изменений должен принимать себя по-другому;
- Происходит когнитивная перестройка индивида, которая проявляется в качественных изменениях, например, развивается речь, мышление, память. У личности отмечается склонность к предварительному осмыслению, а также проявляется новое отношение к интеллектуальным задачам. Человек начинает попытку анализа задачи с попыток выяснить все возможные отношения, способы, создает различные предположения об их связях, затем проверяет их;
- У подростков появляется способность моделировать свою деятельность и предугадывать ее результаты, отражая это на своем поведении, которое становится более спокойным, целенаправленным и волевым. Причем данные новообразования, наблюдаемые в подростковом возрасте, в значительной степени отражаются на их здоровье [4].
Изменения тела, которые начинаются в период полового созревания, могут негативно влиять на эмоциональное состояние подростков, у них может возникать тревожность, озабоченность, неудовлетворенность своим внешним видом и своей внешностью в целом. Беспокойство поэтому поводу может продолжаться в течение всего возраста. Высокая чувствительность к телу у подростков, неудовлетворенность им, нередко приводит к аффективным реакциям, таким как депрессии, фобии, социальная изоляция, фрустрированность, агрессивность. Совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка по поводу своего физического облика может негативно влиять на образ «Я». Искажение восприятия себя проявляется в подростковом возрасте по-разному у всех людей, в зависимости от характера, темперамента. У некоторых подростков определяющим фактором, искажающим его Я - концепцию, является слабая саморефлексия, что в большей степени зависит от недостаточного осознании своих личностных качеств и неадекватной самооценке. У таких подростков наблюдается слабый самоконтроль поведения, импульсивность, низкий уровень познавательной активности, социальная отчужденность. Все это негативно влияет на здоровье индивида, психоэмоциональное состояние. У некоторых подростков наблюдается ригидность Я -концепции, т.е. неадекватно завышенная или заниженная самооценка. При завышенной самооценке у подростка отмечается завышенный уровень притязаний по отношению к своим возможностям, такие люди очень самоуверенны в себе, их отношение к здоровью проявляется в отрицании его значимости. В многочисленных исследованиях было выявлено, что у таких индивидов проявляются склонности к травматизму. У детей с заниженной самооценкой наблюдается повышенная фиксация на проблемах собственного здоровья, проявляется тенденция к самообвинению зависимости от родителей.
Подростки с адекватной Я-концепцией проявляют адекватное отношение к своему здоровью не только на когнитивном и эмоциональном уровне, но и на поведенческом. Они посещают спортивные секции, у них наблюдается познавательная активность.
Что касается Я - концепции в юношеском возрасте, то она с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенный изменения, обусловленные целом рядом причин. К таким причинам можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей, приводящих к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности, требования, исходящие от социальной среды [1].
Формирование образа своего «Я» в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения со своими друзьями и родными, но и от контактов с более широкой социальной средой, но наиболее важно для индивида общение со значимыми лицами, в результате которого юноши и девушки нередко получают о себе прямую информацию. С возрастом роль оценок окружающих в формировании самооценки снижается, но всегда остается весьма значимой. Свидетельство тому – весьма высокая и положительная взаимосвязь самооценок с оценками того окружения или социальной группы, в которой находится человек.
Юношеский период направлена на поиск своего места в мире. Поиски своего места в этом мире, могут стать особенно напряжёнными, связанными с методом «проб и ошибок». Возникают новые потребности интеллектуального и социального плана, удовлетворить которые модно будет только в будущим. Этот период у одних может проходить напряженно, а у других плавно и постепенно, человек может искать себя методом «проб и ошибок», те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные, независимые решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого этот процесс проходил легко. Но существуют и другие варианты развития личности.
Первый вариант развития – это быстрые, преобразования, которые хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов.
Второй вариант связан с утомительными поисками своего пути. Такие люди, как правило, не уверены в себе, плохо понимают сами себя. У них недостаточно развита саморефлексия, отсутствует глубокое самопознание. Такие индивиды часто импульсивны, непоследовательны в поступках и недостаточно ответственны.
Главное психологическое приобретение юности – осознание себя, как личность, индивида отличного от других людей. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, индивид по-новому открывает для себя все новое, более интересное. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции, поступки по-новому, уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я», т.е. все внимание уделено своим внутренним качествам, свойствам, мыслям (внутренним характеристикам и чертам).
Мы можем сделать вывод, что процесс становления Я-концепции в подростковом и юношеском возрасте очень важен, ведь именно в эти возрастные границы начинает формироваться личность как таковая, именно поэтому важно уделить внимание протеканию этого процесса, с целью нормальной социализации личности.