Главная
Конференции
Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках
Формирование надпрофессиональных навыков студентов поколения Z

Формирование надпрофессиональных навыков студентов поколения Z

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

надпрофессиональные навыки
«поколение Z»
«теория поколений»
микрообучение
интерактивность
клиповое мышление

Аннотация статьи

В статье представлен анализ психолого-педагогических особенностей студентов поколения Z, основанный на выводах представителей «теории поколений». Автор рассматривает данные особенности в контексте формирования «надпрофессиональных навыков» студентов в учебной и внеучебной деятельности. В статье предлагаются различные формы и методы обучения для использования преподавателями в работе с цифровым поколением.

Текст статьи

Значительные изменения в мире и распространение новых информационных технологий привели к возникновению потребности у общества прогнозировать риски и последствия развития современного общества. Современная молодежь определяет потенциал нашего общества, и своевременная забота об их профессиональном становлении является важной в данный момент времени. Переход к цифровой экономике существенным образом изменяет рынок труда. Большинство исследователей отмечают, что в ближайшем будущем ожидается глобальный процесс трансформации требований к специалистам, серьезное изменение их трудовой деятельности [1, с. 18-23]. На первый план выходит не количество получаемой человеком информации, а умение применять её в процессе трудовой деятельности. Теперь softskills ценятся гораздо выше, чем hardskills: важны не столько базовые знания теории, сколько «надпрофессиональные навыки», способности искать, эффективно анализировать и структурировать необходимую информацию [2, с.10-17].

Развитие современной системы образования, которая за последние годы значительно изменилась, является одним из актуальных вопросов для общества и экономики страны. Поскольку уже через несколько лет на рынке труда появится молодежь поколения Z, которые представляют собой особую социальную группу молодежи. Для того чтобы предложить эффективную программу действий по обучению, воспитанию и развитию современных студентов необходимо знать их главные особенности. Поэтому считаем необходимым подробно разобрать основные отличительные особенности современных подростков, основанных на выводах представителей «теории поколений».

«Теория поколений» создана американскими учеными Нейлом Хоув и Вильямом Штраус в 1991 году. Адаптацию Теории Поколений для России в 2003–2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис – координатора проекта Rugenerations [3]. Согласно данной теории поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation) – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты. Это современная студенческая молодежь, с которой предстоит работать педагогическому сообществу в ближайшие 10-15 лет.

Задачи педагогов, работающих с сегодняшней студенческой молодежью, заключаются в том, чтобы знать и учитывать психологические особенности представителей современного цифрового поколения при планировании своего образовательного процесса. Это станет залогом не только качественного выполнения образовательной деятельности, но также способом эффективного формирования «надпрофессиональных навыков».

Цель данной статьи состоит в анализе психолого-педагогических особенностей цифрового поколения и проявлений этих особенностей в коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферах личности, а также рассмотрение выявленных особенности в контексте формирования надпрофессиональных навыков студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности.

В научных и публицистических источниках встречаются различные названия поколения детей, выросших в эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий: «сетевое поколение», «поколение большого пальца», «кнопкотыкающее» поколение или «поколение быстрых кнопок», «поколение next». М. Twenge Jean [4], A. M. Valeriano Muñoz, J. M. Patiño Delgado [5] их называют поколением Z, поколением iGen (internet generation – интернет-поколение, «айдженеры»), «цифровыми детьми», «цифровыми аборигенами», «хоумлендерами» (homelanders англ. homeland – патриот, иногда переводится как «домосед»), поколением национальной безопасности, центениалами (англ. сentennial – столетний) и др.

В ряде исследований, посвященных изучению психолого-педагогических особенностей представителей поколения Z, раскрываются проблемы их онлайн и офлайн-коммуникации. Некоторые ученые, в частности D. Madell и S. Muncher, полагают, что онлайн-общение ничем не отличается от прямого межличностного общения [6, с.359-367], а, например, Е. И. Рассказова считает, что опосредованное интернетом общение диктует свои правила и формат взаимодействия, а также «изменяются деятельность по поиску информации, структура рабочей деятельности» [7, с. 86]. Н.И. Сперанская говорит о том, что «…выражение личностного отношения к информации через выражение мировоззренческих и аксиологических мнений в формате диалога и его вариаций» [8, с. 134], затруднительно для представителей современного поколения Z и для личности в целом, особенно в условиях инфодемии.

Е.И. Рассказова, описывая психологические последствия развития информационных технологий, отмечает тот факт, что «с техническими средствами исчезла необходимость овладевать навыками планировать заранее» [7, с. 86–87], изменяется мотивационная сфера и формирование навыков у современных людей, происходит «сужение круга интересов, требующих усилий, активности и навыков саморегуляции» [7, с. 86].

Ученые отмечают такое свойство мышления современных представителей поколения Z, как клиповость: «способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». С.В. Докука подчеркивает, что при таком свойстве мышления «…Индивиды погружены в поток разрозненных и иерархически неупорядоченных сообщений, структурированность мышления оказывается крайне ограниченной… При этом подаваемая с высокой скоростью информация легко впечатывается в подсознание, мгновенно преодолевая барьер осознанного восприятия» [9, с.170]. Т. В. Семеновских противопоставляет клиповое мышление целостному, отмечая такие его особенности, как фрагментарность и раздробленность восприятия информационного потока, алогичность, но, в то же время, многомерность и нелинейность восприятия мира [10, с.1-10].

Многие исследователи (K.E. May и A. D. Elder, M. M. Martín-Perpiñá, F. V. Poch, S. M. Cerrato) выделяют такую особенность цифрового поколения как медиамногозадачность и считают, что медиамногозадачность подростков связана с недостатками когнитивного контроля и более высоким уровнем импульсивности, влияющими на исполнительные функции. L. D. Rosen констатирует, что для представителей поколения Z «платой за многозадачность становятся: рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст» [11, с. 104], трудности запоминания информации, счета в уме, развития устной и письменной речи, недостаточность развития смыслового чтения, скудность словарного запаса.

Еще одной отличительной чертой поколения Z является то, что для них виртуальный способ коммуникации с окружающим миром становится привычным и удобным, это ведет за собой увеличение коммуникативной дистанции между студентами и преподавателями, следовательно, передача опыта прерывается. Здесь же мы можем говорить об отсутствии коммуникативных навыков, поскольку «поколение будущего» склонно к аутизации, они зачастую неспособны общаться с окружающими, погружены в себя и виртуальный мир.

Исследователи утверждают, что новое поколение будет менее ответственными, менее исполнительными и самостоятельными, всё незнакомое и непонятное будет вызывать у них страх. Они будут прекрасно ориентироваться в субъективных моделированных ситуациях, не понимая и не принимая командного взаимодействия, поскольку для них сложно понять распределение ролей в каждой команде. То есть такие «надпрофессиональные навыки» как стрессоустойчивость, гибкость, инициативность, ответственность и умение работать в команде, ведение переговоров, разрешение конфликтов совсем не будут у них сформированы.

Согласно исследованию LinkedIn, 60% зумеров верят в силу hard skills – узких профессиональных навыков, которые нужны для решения конкретных задач. Эффективность этих навыков можно измерить, а чтобы овладеть ими, требуется несколько недель – ценные характеристики для Z, нацеленных на результат. Hard skills основаны на технических навыках (например, выучить язык программирования или разобраться, как работать в редакторе трехмерной графики) и предполагают практику, что зумеры особенно ценят. Чем активнее процесс обучения, тем больше Z вовлечены в него.

Современные тенденции на рынке труда идут несколько вразрез с установками зумеров. Исследования Стэнфордского университета и Гарварда говорят о том, что 85% успеха человека в профессии – это именно гибкие навыки (soft skills): критическое мышление, эмоциональный интеллект, эмпатия, адаптивность и так далее. Зумеры понимают силу soft skills, но в приоритет их пока не ставят. Так согласно анкетированию, которое было проведено со студентами среднего профессионального образования, наиболее востребованными «надпрофессиональными навыками», которыми они хотели бы овладеть, оказались навыки самоорганизации и самоконтроля, а также навыки работы в команде и стрессоустойчивость (72%). Не менее значимыми для респондентов (67%) оказались коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект (честность, оптимизм, гибкость, креативность). 54% студентов выделили такие навыки как знание иностранного языка, навыки в области IT-технологий, финансовую грамотность, навыки проектной деятельности и навыки лидерства. Наименее интересными (30%) оказались навыки коммерческой деятельности и ораторское искусство [12, с.93-98].

В связи с вышеизложенной информацией, с учетом особенностей поколения Z преподавателям необходимо подбирать соответствующие формы и методы обучения, в том числе для формирования «надпрофессиональных навыков» на своих дисциплинах. Так для формирования навыков самостоятельности, самоорганизации и самоконтроля во время самостоятельных занятий было бы целесообразно использовать элементы микрообучения, во время которого информация подается компактно: с помощью небольших статей, упражнений, чек-листов, инфографики, а лучше видео. Такая форма подачи информации будет соответствовать «клиповому» мышлению поколения Z. По результатам исследований наиболее эффективными при обучении поколения Z считаются те форматы, которые предполагают интерактивность. Для формирования навыков работы в команде, стрессоустойчивости и креативности занятия можно проводить в игровой форме. Использование метода case-study будет способствовать формированию таких навыков как работа с большим объемом информации, умению анализировать и принимать решения, а также поможем. Любой из интерактивных методов обучения содействует формирования коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, тех «надпрофессиональных навыков», которые у современных подростков находятся в крайне несформированном состоянии.

При обучении поколения Z важно обозначить прикладной характер знаний. Зумерам жизненно необходимо понимать для чего им информация, которую до них доносят преподаватели. Преподавание любых дисциплин, особенно специальных, с учетом прикладной направленности способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности, а также развитию критического мышления.

Формирование «надпрофессиональных навыков» студентов возможно в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно во время внеучебной деятельности создаются условия для формирования «надпрофессиональных навыков» как социально-значимых результатов, тесно связанных с овладением универсальными учебными действиями, развитием исследовательской, информационной, проектной культуры [12, с.93-98]. Здесь мы можем говорить об организации внеурочных курсов в рамках реализации требований ФГОС СОО при освоении программ среднего профессионального образования. В рамках проведения занятий внеурочных курсов акцент переносится на воспитание личности и формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в коллективах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Таким образом, выявленные личностные и поведенческие характерные особенности современного поколения показали, что его представители находятся в состоянии отчуждения от реального социума, а также имеют трудности в коммуникации. В то время как значимость именно «надпрофессиональных навыков», в том числе коммуникативных, для них как для будущих специалистов неуклонно растет. Выявление психолого-педагогических характеристик представителей поколения Z важно для субъектов образовательной деятельности с целью внедрения современных подходов в обучении. А также для взаимодействия со студентами цифрового поколения с учетом достоинств и специфики их коммуникативной, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферах.

Список литературы

  1. Гусев А. А. Цифровизация трудовых отношений и ее влияние на производительность труда и стоимость компаний / А. А. Гусев // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 4. С. 18-23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-trudovyh-otnosheniy-i-ee-vliyanie-na-proizvoditelnost-truda-i-stoimost-kompaniy (дата обращения 31.01.2022)
  2. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего личности: профессиологический аспект // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Первоуральск, 12 марта 2020 г. Первоуральск: Изд-во РГППУ, 2020. С. 10–17.
  3. Теория поколений в России [Электрон. ресурс] URL: http://rugenerations.su/ (Дата обращения: 30.01.2022).
  4. Twenge Jean M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood. New York: Atria Books, 2017. 439 р. (date of access: 21.01.2022).
  5. Valeriano Muñoz A. M., Patiño Delgado J. M. Desarrollo de las habilidades blandas en los estudiantes pertenecientes a la Generación Z. Lima – Peru. Universidad San Ignacio de Loyola. 2019. 35 р. (date of access: 21.01.2022).
  6. Madell D., Muncher S. Back from the beach but hanging on telephone? English adolescents’ attitudes and experiences of mobile phone and the Internet // Cyberpsychology and Behavior. Vol. 7, No.3. Р. 359–367.
  7. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81–87.
  8. Сперанская Н. И. Роскошь человеческого общения: гениальное пророчество Антуана де Сент-Экзюпери? // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4. С. 130–136.
  9. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества [Электрон. ресурс] // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169–176 (дата обращения: 20.01.2022).
  10. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 1–10.
  11. Rosen Larry D. Me, My Space, and I: Parenting the Net Generation. New York: Palgrave Macmillan, 2007. 258 p.
  12. Потапова Н. В., Панина Т. С. Педагогическая наука о проблеме развития надпрофессиональных навыков студентов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2021. № 2 (144). С. 93-98.

Поделиться

1527

Потапова Н. В. Формирование надпрофессиональных навыков студентов поколения Z // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 142-147. URL: https://apni.ru/article/3653-formirovanie-nadprofessionalnikh-navikov-stud

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (219)

Прием материалов

7 сентября - 13 сентября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

18 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября