За последние пять лет в России диплом кинорежиссера получили более тысячи человек. Большинство из них довольствуются престижным статусом режиссера, и только немногие занимаются кинопроизводством. Одна из причин этого явления кроется в том, что в списке способностей режиссера первое место занимает умение генерировать идеи, которое, как показывает практика, присуще не всем. Как педагогу дополнительного образования по предмету «Искусство кино и телевидения», мне необходимо выполнить задачу по развитию навыка создания идеи у моих учеников.
Эпоха чтения сменяется эпохой просмотра. В голове у человека «читающего» создаются образы, визуализирующие печатные буквы. Субъективные мысли автора книги преобразуются в объективные печатные символы, которые потом метафорически преобразуются в субъективные образы у читателя. Эти два этапа делают визуальные фантазии автора и читателя достаточно независимыми. При просмотре кинопроизведения визуальные образы автора напрямую передаются зрителю, не метафорически, а аналоговым переходом. При этом поток визуальной информации увеличивается в связи с большей доступностью техники и появлением интернета, социальных сетей.
Таким образом, можно наблюдать изменение фантазийной составляющей сознания человека с метафоричности на референсную основу, по аналогам.
Я далек от обобщения, я не исследователь, я преподаватель. Но по опыту моей работы могу сказать, что на практических занятиях по написанию идей к будущим фильмам у учеников возникают затруднения.
Например, нужно визуализировать фразу «весна приходит». Как показать это явление реальной сценой, избежав при этом стандартных приемов: распускание листочков, бегущих ручьёв, прилета птиц? Получив задание, ученики погружаются в раздумья, следует продолжительная пауза, затем слышатся робкие высказывания. К сожалению, девять из десяти достаточно очевидные и банальные. Привожу им пример простого ассоциативного решения.
«… капли воды из кухонного крана, медленный ритм. Персонаж уныло смотрит на этот процесс. Ритм падения капель ускоряется… Звуковой. Визуально капли падают в том же темпе… Персонаж переводит взгляд на полуоткрытое окно… Легкая улыбка появляется на его лице».
Почему только один из десяти, и то не в каждой группе, выдает интересную идею? Может референсы кинопроизведений, которые можно считать базами данных, забивают «оперативную память» молодых людей? Или для достижения результата необходимо подпитывать фантазию учеников просмотром большего количества видеоконтента? Но время занятий ограничено.
Один из выходов – применить дедуктивный метод обучения [1, с. 23], при котором учитель предусматривает переход в познании от общего к частному, сообщает ученикам определенное положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает решать конкретные задачи. Формула точно описывает функцию и при этом занимает меньше места, чем база данных.
Ученикам необходима формула, линейная зависимость создания идей, которая базируется на сумме логики и фантазии.
f (x) = k*x + b, где
f (x) – идея, k*x – логика, b – фантазия.
Основная сущность логики, её цель и функция всегда оставались неизменными: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Логику создания идей в сфере кино можно представить, как произведение коэффициента на переменную. Рассмотрим эти множители.
Рис.
Чтобы войти в помещение, имеющее дверь, нужно иметь ключ от этой двери. Также можно с помощью набора ключей открыть путь к созданию идеи кинопроизведения. В нашей формуле по созданию идей они займут место переменной или абсциссы. Ниже приведены примеры ключей [2, с. 91].
- Свидетельство – это то, что уже случилось в жизни автора или его окружения, история, рассказанная очевидцами, описание исторического события. Например, фильм «1+1 Intouchable», 2011 г., основан на реальной истории парализованного бизнесмена.
Остальные ключи я только перечислю, не раскрывая их сущности и надеясь на логику читателей моей статьи. А в качестве примеров использования ключей приведу логлайны моих учеников.
- Проблема – решение. «У Лизы странный дар. Когда мальчик в ее присутствии ударяет ложками, он превращается в девочку. В классе появляется новый ученик. Он ей нравится и… оказывается участником ансамбля ложкарей».
- Сравнение. «Кучка канадских тинэйджеров нашла старинный артефакт, за которым охотится мафия. Инопланетяне также проявляют к артефакту интерес».
- Противопоставление. «Выбросы предприятий вокруг большого города периодически смешиваются в газ, который погружает жителей в иллюзорный мир. Горожане разделились на два лагеря. Одни хотят увеличить мощность предприятий. Другие – закрыть их».
- Отрицание. «2039 год, СССР никогда не распадался, студент, воспитанный на антисоветских книгах, оказывается завербован КГБ, и теперь он должен воскресить Ленина».
- Перенос во времени или расстоянии. «Япония, эпоха Тайсё. Сирота охотится на демонов-людоедов, но его младшая сестрёнка уже стала демоном».
- Гипербола. «Известный певец оставил в каждом городе, где гастролировал, по незаконнорождённому ребенку. Перед смертью певец проглотил ключ с номером от камеры хранения, где хранится его завещание. Честный патологоанатом отбивается от лавинообразно прибывающих наследников певца, охотящихся за его телом».
- Литота. «Девочка видит только один красный цвет и его оттенки. Ей трудно ориентироваться в окружающем мире. Зато на канале красного цвета расположено оттеночное управление временем».
- Аллегория. «В стае волков рождается волчонок, у которого шерсть начинает кучерявиться, как у барашка. Он не может никому отказать, но при этом ему надо участвовать в охоте стаи».
- Метафора. «Россия. Провинция. Сорокалетняя учительница устраивается в школу с махровой бюрократией. Из-за формальностей и нелогичности получает бессонницу и видит школу, как лабиринт из стопок документов. Ее цель — найти выход».
- Одушевление. «Франция, 1999 год. Девочка переживает стресс из-за развода родителей и находит свою отдушину во снах, где она проводит время с загадочной тенью – своим единственным другом. Намерения последней не так чисты, как кажется ей на первый взгляд».
Приведенные выше примеры уже созданы из готовой формулы с явно выделенными ключами. Разберем, что же представляет коэффициент из нашей формулы.
Коэффициент – это знание базовых сюжетов мировой литературы. Сюжет – это то, что получается в результате развития идеи. То есть, применив процесс «от обратного», при знании результата, можно найти начальные данные для его достижения. Например, есть результат – колесо. Значит, присутствует связь угловой и линейной скорости. Следовательно, идея рождения колеса – ОБЪЕДИНИТЬ два процесса, вращение и перемещение.
Имеется несколько классификаций, которые сортируют произведения по происходящему в них действию. Приведу только одну из них.
Классификация из книги Кристофера Букера "Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории" [3, с.24]:
- «Из грязи в князи» – открытие в себе чего-то необычного («Золушка», 1947 г.; «Принц и нищий», 1972 г.),
- «Приключение» – достижение поставленной цели («Дети капитана Гранта», 1985 г.; «Легенда 17», 2013 г.),
- «Туда и обратно» – попытка возвращения в привычный мир («Грань будущего», 2014 г.; «Синьор Робинзон», 1976 г.),
- «Комедия» – конфликт, основанный на путанице и недопонимании («Блеф», 1976 г.; «Кавказская пленница», 1966 г.),
- «Трагедия» – крах отрицательного персонажа («99 франков», 2008 г.; «Талантливый мистер Рипли», 1999 г.),
- «Воскресение» – чудо, возвращающее героя из отрицательного существования («Маленькая мисс Счастье», 2006 г.; «Лучше не бывает», 1997 г.),
- «Победа над чудовищем» – сражение с антагонистом, приносящее награду («Властелин Колец: Возвращение короля», 2003 г.; «Алиса в стране чудес», 2010 г.).
Теперь применим нашу логику, помножив коэффициент на абсциссу, соединим знание сюжетов и ключи по созданию идеи, чтобы получить первое слагаемое в формуле идеи. Фильм «1+1 Intouchable», 2011 г., который, как упоминалось выше, основан на реальной истории, является свидетельством (ключ). Герой парализован – это грустно. Но часто, где есть грусть, есть и радость. Авторы фильма сделали акцент на хороших моментах, решив для сюжета выбрать комедию. Соединив «свидетельство» и «комедию» получим результат – премию «Золотой глобус» за 2013 год.
В примере логлайна «Лиза и мальчик-ложкарь», имеющем ключ «проблема-решение», использование сюжета «комедия» приведет к одной идее фильма, а сюжет «туда и обратно» к другой. В первом случае у Лизы можно временно ограничить движение пальцев или для мальчика сделать ложки из резины. Во втором случае Лиза может попасть в другой мир, где изменится неудобный для нее дар «превращать мальчика в девочку».
В формуле линейной зависимости создания идей имеется постоянная – это фантазия. Она зависит от индивидуальных особенностей ученика, его предрасположенности к искусству кино. Величина субъективная и может привести будущего автора к созданию или коммерческого, или артхаусного кино.
Проведем эксперимент. Как вы думаете, чем, помимо киноискусства, увлекается ученик, написавший этот логлайн: ««Франция, 1999 год. Девочка переживает стресс из-за развода родителей и находит свою отдушину во снах, где она проводит время с загадочной тенью – своим единственным другом. Намерения последней не так чисты, как кажется ей на первый взгляд»?
Ученик занимается в театральном кружке, участвует в школьных постановках. Поэтому в его идее выражена эмоциональная составляющая и характерное построение фразы «намерения последней не так чисты…» А, еще, он любит мюзиклы…
Что можно сказать о девушке, написавшей этот логлайн: «Россия. Провинция. Сорокалетняя учительница устраивается в школу с махровой бюрократией. Из-за формальностей и нелогичности получает бессонницу и видит школу, как лабиринт из стопок документов. Ее цель — найти выход»?
Ученица замечательно рисует в сюрреалистическом стиле. Логлайн ориентирован на анимационное воплощение, поэтому и присутствует лабиринт из стопок документов.
Таким образом формула, приведенная в этой статье, позволяет моим ученикам на дороге к созданию идеи воспользоваться двумя понятными указателями в виде знания базовых сюжетов и набора ключей. А так как мир трехмерен, то финишную черту можно пересечь на разной высоте, используя полет фантазии.
В заключении хочу остановиться еще на одном моменте. Попыток классификации сюжетов насчитывается достаточно много. Например, французский театровед Жорж Польти выделял тридцать шесть базовых сюжетов. Хорхе Луис Борхе – всего четыре. Обобщение в творчестве зачастую не может носить строгий характер. Все знают фразу «смех сквозь слезы», когда трагедия и комедия соединяются в «трагикомедию». Идем от обратного и получаем «кометрагедию». Немного ассоциативности, и, вот он, логлайн: «В латиноамериканской стране демократию сменяет диктатура. Новый выпуск местной школы клоунов не успевает осознать эту перемену». Противопоставление (ключ) и сюжет «комедия» – это одна идея, а с сюжетом «трагедия» – уже другая.
Также можно заметить, что в классификации Кристофера Букера сюжеты «Туда и обратно» и «Победа над чудовищем» имеют достаточно условные отличия. В первом случае антагонист – окружающая обстановка, во втором – персонаж. А если в первом случае в отрицательном мире живет еще и отрицательный персонаж или два? К какому сюжету это отнести?
На грани миров из их столкновения возникают новые миры. А при столкновении мыслей включается логика и рождаются идеи. Поэтому на моих уроках к дедуктивному методу логично добавляется метод обучения «сравнение». Таким образом раскручивается спираль знаний.