В пятерку самых популярных видов спорта Соединенных Штатов Америки по убыванию входят соккер (футбол), хоккей на льду, бейсбол, баскетбол и американский футбол. Вне всякого сомнения, американский футбол, зародившийся в 1869 году в штате Нью-Джерси, за более чем 150 лет своего существования заслужил первое место. Национальная футбольная лига бьет все рекорды по просмотрам среди телевизионных трансляций. В восьмерке самых просматриваемых шоу, когда-либо транслировавшихся в Соединенных Штатах Америки, все строчки занимают главные события года в американском футболе (финалы Кубка, Супербоулы).
Не только медийностью, но и сложностью отличается американский футбол. По сравнительному объему правил, он сильно опережает конкурентов, и благодаря этому аспекту даже попал в книгу рекордов Гиннеса.
Атлетичность игроков в американский футбол поражает. В феврале 2015 года на просмотре молодых игроков в команды Национальной футбольной лиги (Комбайн НФЛ) Байрон Джонс побил рекорд державшийся 50 лет. Двадцатитрехлетнему спортсмену из колледжа Юкон удалось совершить прыжок с места на 373 сантиметра.
С каждым годом на Комбайне НФЛ игроки превосходят показатели своих предшественников. В 2017 году в забеге на 40 ярдов Джонс Росс поставил рекорд в 4.22 секунды. В 2015 году в вертикальном прыжке Крис Конли поставил рекорд в 114.3 см. Наконец в 2018 году Джордан Томас с большим отрывом стал лучшим в мире по упражнению из трёх конусов 6.28 секунд.
Перечисленные нормативы очень специфичны и вряд ли когда-нибудь войдут или вернутся в олимпийские игры, но для эффективного противодействия сопернику на поле результаты спортсмена максимально важны. С юных лет спортсмены готовящиеся стать профессиональными игроками сдают их независимо от уровня подготовки.
В России американский футбол не может похвастаться такой богатой историей. Он входит в список трудно развиваемых. В 2021 году Федерация американского футбола России восстановила себе аккредитацию. Ключевыми проблемами развития являются удаленность городов, отсутствие финансирования и непопулярность у населения. Развитие американского футбола требует титанических усилий.
С точки зрения тренировочного процесса американский футбол ничем не отличается от других видов спорта. Необходим комплексный подход к планированию. Наиболее известные научные труды в области американского футбола в России принадлежат Ларину Олегу Сергеевичу. Они направлены на изучение физической подготовки спортсменов на различных игровых позициях, но вопрос планирования не раскрыт.
Попробуем раскрыть его в данной работе с темой «Теоретико-методические особенности занятий американским футболом в условиях дополнительного образования».
Объект исследования: планирование в американском футболе.
Предмет исследования: особенности подготовки игроков в американский футбол в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: предполагается, что планирование подготовки игроков в американский футбол будет эффективным, если будет разработана программа, учитывающая особенности спортсменов.
Цель исследования: оценка эффективности планирования в подготовке игроков в американский футбол.
Задачи исследования:
- Изучить и рассмотреть подходы к планированию в подготовке игроков в американский футбол.
- Измерить на практике ключевые аспекты планирования игроков в американский футбол.
- Сформулировать результаты исследования.
Нами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ и агрегация научных данных.
- Педагогический эксперимент.
- Контрольные нормативы физической подготовки.
- Математические методы обработки данных.
Анализ и агрегация научных данных проводились с целью определения проблемы исследования. За основу была взята дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Американский футбол». Контрольная группа занималась строго по программе, экспериментальная занималась по программе учитывающей особенности игроков.
В отсутствии подходящей научно-педагогической литературы было принято решение определить самостоятельно систему контрольных тестов (нормативов).
Были использованы классические для американского футбола тесты:
- Бег 40 ярдов.
- Прыжок в длину с места.
- Три конуса.
- Бросок по мишеням.
- Уход от блица.
- Ловля мяча.
Для достоверности физиологических тестов было принято решение использовать умные часы Apple Watch Series 6 и его функции:
- Датчик и приложение «Кислород в крови». Чтобы измерения были точными несмотря на особенности кожи каждого человека, в заднюю панель часов встроены четыре кластера зеленых, красных и инфракрасных светодиодов, а также четыре фотодиода, которые измеряют уровень света, отраженного от кровеносных сосудов. При помощи специального алгоритма часы определяют уровень кислорода.
- Встроенный пульсометр. Определяет пульс на протяжении всего цикла тренировки, либо испытания.
В будущем компания производитель серии часов планирует оснастить приборы градусником, тонометром и глюкометром, что может позволить проводить более глубокие эксперименты.
Функциональные показатели организма тестировались при помощи пробы Штанге и пробы Генчи. Они позволяют оценить уровень кислорода в организме. Чтобы провести пробы необходимо сделать три обычных цикла вход-выдох. Далее при пробе Штанге задерживается дыхание на вдохе, при пробе Генчи на выдохе. Засекается время задержки дыхания.
Среди всех опробованных вариантов проведения тренировки можно выделить следующие методические особенности, сильно влияющие на подготовленность спортсменов:
- На разминке делается непродолжительное, но энергозатратное сплит упражнение (ОФП). Преимущественно в заключении разминки делается непрерывно 10 отжиманий, 10 бёрпи, 10 лягушек, 10 прыжков вперед. Между упражнениями делается ускорение в 10–15 ярдов. Время на упражнение не ограничено, в среднем 5 минут.
- Перед заминкой делается ряд ускорений. До растяжки после тренировки делается три ускорения «туда-обратно» через всё поле (70 ярдов два раза три подхода).
- Внедряется система «штрафов». За разговоры или неправильное исполнение элементов спортсмен выполняет 5 отжиманий или приседаний на выбор.
- Вводится круговая тренировка. При наличии помощников тренера организовывается несколько баз (участков на поле), на которых упражнения сильно различаются. Например, на одной базе могут быть общеразвивающие упражнения, на второй – специальные упражнения, на третьей – игровые.
Эксперимент был направлен на проверку влияния особенной методики на повышение подготовленности и проводился один год.
Анализ результатов тестирования в начале года показал, что достоверных различий не отмечается. Все различия не достоверны, таким образом группы подходят для педагогического эксперимента. Результаты тестирования определили обследованных как спортсменов со средними показателями. В конце года во всех тестах различия достоверны, соответственно прирост показателей экспериментальной группы достоверно выше, чем у контрольной.
Полученные в результате исследований данные свидетельствуют о значительном приросте функциональных и технических возможностей у игроков экспериментальной группы.
Таким образом, если в системе дополнительного образования проводить учебно-тренировочные занятия по западной методологии, тогда можно получить результат – развитие функциональных и технических возможностей, и достигнуть совершенства в дальнейшем.