Нравственное воспитание является наиболее важным аспектом формирования и развития личности ребенка и охватывает его отношение к родителям, коллективу, обществу, родине, работе, обязанностям и к самому себе. Социальная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание определить, что можно сделать, чтобы сделать жизнь лучше. В процессе нравственного воспитания школы у младших школьников формируются чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к реальности, глубокого уважения к работающим людям. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования общества в высокоморальные внутренние стимулы для каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание человека, начинается с самого рождения. В дошкольном возрасте дети формируют начальные моральные чувства представления, элементарные навыки нравственного поведения. Формы поведения, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте и отношение ко взрослым и сверстникам, моральные знания и чувства – являются основой, на которой развитие новых форм моральных отношений, поведения чувств и сознания происходит в начальных классах. Психологи установили, что дети в начальной школе характеризуются повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в правдивость всего, чему учат; он характеризуется бескомпромиссными моральными требованиями к другим и непосредственностью в поведении. Эти характеристики являются ключом к обучению и воспитанию младших школьников. Именно в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного морального воспитания детей.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс воспитания нравственных качеств у детей в начальной школе; предметом исследования – уровни развития нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения.
Выявить и обосновать особенности нравственного воспитания младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы является целью моего исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап – изучение и анализ литературы по вопросу исследования; обобщение педагогического опыта в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в целях выявления теоретических основ и актуальных тенденций нравственного образования.
Второй этап – определение проблемы, цели, объекта и предмета исследования, уточнение гипотезы исследования, разработка условия формирования нравственной воспитанности, накопление и обработка полученной информации.
Третий этап – анализ, обобщение и систематизация полученных материалов, анализ полученных результатов исследования и их оформление.
Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
Таблица 1
Критерии и методики диагностики уровня развития нравственных качеств младших школьников
Критерии развития нравственных качеств младших школьников Метелягин А.С. |
Показатели развития нравственных качеств младших школьников |
Методики диагностики |
---|---|---|
1. Интеллектуально-когнитивный |
|
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой (Приложение 1) Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
2. Ценностно-мотивационный |
|
Беседа по сюжетному рассказу «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему (Приложение 2) Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
3. Мировоззренческий |
|
Опрос «Нравственные представления» (Приложение 3) Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
4. Поведенческий |
|
Закончи предложение (методика Н. Е. Богуславской) (Приложение 4) Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
Форма фиксирования результатов наблюдения: протокол
Таблица 2
Уровни развития нравственных качества младших школьников
Уровни развития нравственных качеств |
Высокий |
Средний |
Низкий |
---|---|---|---|
Количество детей, в % |
26 |
54 |
20 |
Качественный анализ результатов диагностики уровня развития нравственных качеств младших школьников.
По результатам выполнения заданий методики «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, учащихся можно разделить на три группы. Высокий уровень работы продемонстрировали 79,8% первоклассников. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм. 19,1 % детей имеют средний уровень нравственных представлений. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. 1,1 % детей имеют низкий уровень. Школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
На основе анализа беседы по сюжетному рассказу «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему, 85% младших школьников показали средний уровень развития нравственных качеств, поскольку эти дети активно обсуждали рассказ, увидели нравственную проблему, но самостоятельно не смогли найти пути ее решения. 15 % имеют низкий уровень, так как у них не было желания обсуждать рассказ, они не увидели нравственную проблему. В данной методике, к сожалению, младшие школьники не показали высоких результатов.
Основываясь на данных анализа опроса «Нравственные представления» полные и правильные ответы предложенным понятиям дали только 19% учеников, 54% имеют представление только о 2 понятиях (как правило, это понятия: дружба, доброта), 27% дали неправильные ответы. Таким образом, младшие школьники в большинстве своем, практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного опроса, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность
Анализ результатов по методике Н. Е. Богуславской «Закончи предложения» показывает, что у 53% младших школьников неустойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам. Нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. У 35% младших школьников нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. 12% младших школьников имеют устойчивое отношение к нравственным нормам. Ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Таким образом, анализируя результаты по всем методикам, можно сделать вывод о том, что у детей преобладает средний уровень нравственных представлений. Развитие нравственных качеств у обучающихся осуществляется в процессе обучения. Чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности и педагог это понимает и применяет следующие методы по развитию нравственных качеств:
I. На уроках:
- окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
II. Во внеурочной деятельности:
- Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
- Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
- Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
- Развитие опыта творческой деятельности;
- Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
- Расширение рамок общения ребенка с социумом.