научный журнал «Актуальные исследования» #5 (84), февраль '22

Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения

В статье раскрывается необходимость нравственного воспитания младших школьников.

Аннотация статьи
нравственное воспитание
нравственные качества
младший школьный возраст
воспитание в процессе обучения
Ключевые слова

Нравственное воспитание является наиболее важным аспектом формирования и развития личности ребенка и охватывает его отношение к родителям, коллективу, обществу, родине, работе, обязанностям и к самому себе. Социальная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание определить, что можно сделать, чтобы сделать жизнь лучше. В процессе нравственного воспитания школы у младших школьников формируются чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активного отношения к реальности, глубокого уважения к работающим людям. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования общества в высокоморальные внутренние стимулы для каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Нравственное воспитание человека, начинается с самого рождения. В дошкольном возрасте дети формируют начальные моральные чувства представления, элементарные навыки нравственного поведения. Формы поведения, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте и отношение ко взрослым и сверстникам, моральные знания и чувства – являются основой, на которой развитие новых форм моральных отношений, поведения чувств и сознания происходит в начальных классах. Психологи установили, что дети в начальной школе характеризуются повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в правдивость всего, чему учат; он характеризуется бескомпромиссными моральными требованиями к другим и непосредственностью в поведении. Эти характеристики являются ключом к обучению и воспитанию младших школьников. Именно в этом возрасте открываются большие возможности для систематического и последовательного морального воспитания детей.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс воспитания нравственных качеств у детей в начальной школе; предметом исследования – уровни развития нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения.

Выявить и обосновать особенности нравственного воспитания младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы является целью моего исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап – изучение и анализ литературы по вопросу исследования; обобщение педагогического опыта в области нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в целях выявления теоретических основ и актуальных тенденций нравственного образования.

Второй этап – определение проблемы, цели, объекта и предмета исследования, уточнение гипотезы исследования, разработка условия формирования нравственной воспитанности, накопление и обработка полученной информации.

Третий этап – анализ, обобщение и систематизация полученных материалов, анализ полученных результатов исследования и их оформление.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Таблица 1

Критерии и методики диагностики уровня развития нравственных качеств младших школьников

Критерии развития нравственных качеств младших школьников Метелягин А.С.

Показатели развития нравственных качеств младших школьников

Методики диагностики

1. Интеллектуально-когнитивный

  1. полнота этических знаний, их актуальность, умение их использовать в различных жизненных ситуациях, способность применять их для анализа своего поведения и поведения других людей;
  2. наличие нормативного компонента

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой (Приложение 1)

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

2. Ценностно-мотивационный

  1. оценочные суждения, выражающие отношение к нравственным ценностям;
  2. сочувствие людям как двигательная пружина нравственности;
  3. сила, устойчивость, глубина нравственных переживаний как основ мотивации для нравственных действий

Беседа по сюжетному рассказу «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему (Приложение 2)

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

3. Мировоззренческий

  1. степень осознанности установок на альтруистические устремления;
  2. активность в противостоянии злу в собственном сознании, дифференцирующаяся по мировоззренческим позициям личности

Опрос «Нравственные представления» (Приложение 3)

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

4. Поведенческий

  1. различные формы поведения;
  2. внутренние побуждения, заставляющие личность вести себя так или иначе;
  3. степень устойчивости нравственного поведения в тех или иных ситуациях

Закончи предложение (методика Н. Е. Богуславской) (Приложение 4)

Наблюдение, анализ продуктов деятельности

Форма фиксирования результатов наблюдения: протокол

Таблица 2

Уровни развития нравственных качества младших школьников

Уровни развития нравственных качеств

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей, в %

26

54

20

Качественный анализ результатов диагностики уровня развития нравственных качеств младших школьников.

По результатам выполнения заданий методики «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, учащихся можно разделить на три группы. Высокий уровень работы продемонстрировали 79,8% первоклассников. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, ориентацией на интересы и потребности других людей, направленность их личности на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм. 19,1 % детей имеют средний уровень нравственных представлений. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. 1,1 % детей имеют низкий уровень. Школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

На основе анализа беседы по сюжетному рассказу «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему, 85% младших школьников показали средний уровень развития нравственных качеств, поскольку эти дети активно обсуждали рассказ, увидели нравственную проблему, но самостоятельно не смогли найти пути ее решения. 15 % имеют низкий уровень, так как у них не было желания обсуждать рассказ, они не увидели нравственную проблему. В данной методике, к сожалению, младшие школьники не показали высоких результатов.

Основываясь на данных анализа опроса «Нравственные представления» полные и правильные ответы предложенным понятиям дали только 19% учеников, 54% имеют представление только о 2 понятиях (как правило, это понятия: дружба, доброта), 27% дали неправильные ответы. Таким образом, младшие школьники в большинстве своем, практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного опроса, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность

Анализ результатов по методике Н. Е. Богуславской «Закончи предложения» показывает, что у 53% младших школьников неустойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам. Нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. У 35% младших школьников нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. 12% младших школьников имеют устойчивое отношение к нравственным нормам. Ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Таким образом, анализируя результаты по всем методикам, можно сделать вывод о том, что у детей преобладает средний уровень нравственных представлений. Развитие нравственных качеств у обучающихся осуществляется в процессе обучения. Чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности и педагог это понимает и применяет следующие методы по развитию нравственных качеств:

I. На уроках:

  1. окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
  2. литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
  3. математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
  4. русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.

II. Во внеурочной деятельности:

  1. Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
  2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
  3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
  4. Развитие опыта творческой деятельности;
  5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
  6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
  7. Расширение рамок общения ребенка с социумом.
Текст статьи
  1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. Для учителя. - Киев: Освита, 1991. – 110 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж,1997.
  3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 9. - Челябинск, 2010. - С 134-137.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня