Иракская война 2003-2011 гг. является частью борьбы с международным терроризмом. Такая позиция характерна для большинства стран, в том числе и для Российской Федерации. Однако участие террористических организаций в непосредственном разжигании нового конфликта на территории Ирака в 2003 году на сегодняшний день является открытым вопросом.
История взаимодействия Ирака с различными радикальными группировками, будь то националистические группы помощи в палестинском вопросе или радикальные исламские движения, начались задолго до начала очередного иракского кризиса.
С 70-х годов XX века Ирак тесно взаимодействовал с различными группировками, которые симпатизировали палестинским борцам с Израилем. Также еще одним фактором взаимодействия Ирака с подобного рода организациями были напряженные отношения с ближайшими соседями в регионе [1]. Сам регион Ближнего Востока является постоянным генератором различного рода и уровня конфликтов. Иракская война не стала исключением и стала «многоуровневым» конфликтом, где столкнулись внешнеполитические противоречия Ирака и других стран, внутриполитические разногласия в самом государстве Саддама Хусейна. Также еще одним катализатором стала межэтническая борьба Саддама Хусейна против курдов на Севере Ирака, ассирийцев и других малых народов, а также борьба между суннитами и шиитами, которая выливалась в крайне ожесточенное противостояние в ходе войны [2].
Революционный Совет «ФАТХ» или Организация Абу Нидаля (отколовшаяся террористическая организация от Движения за национальное освобождение Палестины - ФАТХ) во главе с Абу Нидалем, который был самым опаснейшим террористом в мире до организатора атаки на Всемирный Торговый Центр в 2001 году – Усамы бин Ладена. Штаб квартира РС-ФАТХ находилась в Багдаде, из которой были организована серия атак на синагоги в Италии, Австрии, Бельгии и другие еврейские организации в ряде стран Европы. Также в списке терактов организованных Абу Нидалем значится атака в 1986 году на авиарейс № 73 в международном аэропорту Карачи авиакомпании «Пан Америкэн» в ходе, которой жертвами террористов стали 22 человека включая двух граждан США, а ранены 50 человек. Всего на счет РС-ФАТХ записано не менее 120 терактов с ноября 1974 года по январь 1991 года повлекшие за собой гибель более тысячи человек. Следует отметить тот факт, что с началом судебного процесса в 2002 году в США над участниками нападения в Карачи 1986 года произошло резонансное событие в самом Ираке. По сообщениям официальных властей Ирака 19 августа 2002 года Абу Нидаль был найден мертвым в Багдаде. Официальный Багдад назвал причиной смерти самоубийство, а западные спецслужбы привели версию, которая заключалась в устранении органами безопасности Ирака важного свидетеля, который бы мог связать Саддама Хусейна и террористическую организацию РС-ФАТХ [3].
Другой террористической организацией стал Палестинский фронт освобождения (ПФО) во главе с Абу Аббасом (Муххамадом Зейданом). Крупнейшим терактом этой террористической организации стал захват итальянского круизного лайнера «Акилле Лауро» в 1985 году силами четырех боевиков ПФО во главе с Юсуфом Маджидом аль-Мульки. В ходе неудачных переговоров был казнен один из заложников – 69-летний Леон Клингхоффер, гражданин США [4]. Ключевым моментом в событии 1985 год стал тот факт, что штаб-квартира ПФО была перенесена в Ирак сразу после захвата судна. А разгоревшийся международный скандал между США и Италией, который заключался в том, что Итальянское правительство приняло решение об отказе экстрадиции убийцы гражданина США, позволил участникам нападения на «Акилле Лауро» после отбытия заключения в итальянской тюрьме вернуться в ПФО в 1991 году. Это событие также стало связующим звеном между режимом Саддама Хусейна и международными террористическими организациями. Сам Абу Аббас после разрешения вернуться на родину в Сектор Газа предпочел остаться в Багдаде из-за опасения экстрадиции в США. А в 2000 году выступая на национальном иракском телевидении, он заявил о том, что готов по призыву Саддама Хусейна начать акты агрессии в Палестине.
Следует отметить, что, несмотря на финансирование и осуществление поставок вооружения и военной техники Ираку ряда таких стран, как США, Франция и Германия, Официальный Багдад не скрывал своей симпатии к различным группам противодействующим Израилю в Палестине. Среди многих таких организаций нередко встречались и те, действия которых наносили непосредственный вред самим Западным «партнерам». Однако такое поведение легко объясняется противодействием другому крупному игроку на Ближнем Востоке – Ирану [5].
Но все же ситуация переменилась в 1991 году после стремительной и разрушительной военной операции «Буря в пустыне». Еще при подготовке к военным действиям главным пунктом сбора войск США перед освобождением Кувейта стала Саудовская Аравия. Этот факт, а также непосредственное участие саудитов в войне против Ирака вызвало резко негативную реакцию исламских движений на Ближнем Востоке. Своей поддержкой американских войск, а также созданию постоянной военной базы США на территории Саудовской Аравии, Эр-Рияд сплотил как радикальные движения вокруг проиракской позиции, так и более умеренные. Так, лидер движения суданских исламистов Хасан Абдуллах ат-Тураби в 1991 году организовал Исламскую народную арабскую конференцию. В ее состав вошли многие исламистские движения, такие как аль-Итихад аль-Ислами (Сомали), египетские «братья-мусульмане», эритрейская оппозиция. В Судане был создан тренировочный лагерь в 1990 году, в котором проходили обучение боевики «Аль-Кайды».
После 11 сентября 2001 года, когда произошел крупнейший теракт в истории США, Центральное Разведывательное Управление, Агентство Национальной Безопасности и Государственный Департамент неоднократно сообщали о связях Ирака и международных террористических организаций. Самым известным фактом такой связи стала якобы встреча одного из руководителей теракта 11 сентября Мухаммада Атта с представителями иракской разведки в Праге в апреле 2001 года. Однако несмотря на заявления представителей Белого Дома, спецслужбы так и не смогли доказать факт такой встречи. Однако анализируя политику Саддама Хусейна и деятельность многих террористических организаций, факт финансирования и поддержки, в том числе кадрами и вооружением может оставаться весьма вероятным.
5 февраля 2003 года на заседании Совета Безопасности ООН государственный секретарь США Колин Пауэлл выступил с заявлением о том, что Соединенные Штаты обладают доказательствами о причастности Саддама Хусейна к международному терроризму, а также данными о производстве химического оружия.
Однако попытка принять резолюцию СБ ООН против Ирака не удалась, так как часть доказательств выглядела не убедительно в глазах международного сообщества, а также из коалиции во главе с Российской Федерацией и Китаем, которая заручившись поддержкой Франции, отклонила правом вето данную резолюцию.
Таким образом, на основе вышеперечисленных фактов можно сделать вывод о том, что на протяжении своей истории Ирак и в частности Саддам Хусейн действительно мог оказывать поддержку международному терроризму согласно огромному количеству косвенных доказательств.