Речевое развитие ребенка на современном этапе обучения в ДОУ осуществляется в различных видах деятельности. Актуальной задачей образования является формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений связного рассказывания.
В поиске самых действенных способов решить эту задачу педагоги все чаще начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию информационные наглядные средства. Наглядность позволяет развивать одновременно все познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.
Актуальность использования информационной наглядности в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что она способствует развитию умения детей выделять главное, систематизировать, анализировать и обобщать полученные знания.
Связная речь – это структурно целое, смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и понимание людей.
С.Л. Рубинштейн замечал, что для разговаривающего всякая речь, передающая его идею либо стремление, считается связной речью (в отличие от отдельно взятого слова, извлеченного из контекста речи).
Закономерности развития связной речи дошкольников с начала ее возникновения раскрываются в работах А.М. Леушиной. Она аргументировала: «Собственно развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, потом процесс развития этих форм проходит вместе. Становление связной речи, улучшение ее функций зависит от содержания, форм общения ребенка с окружающими, находится в зависимости от показателей его интеллектуального развития».
На подходы к исследованию связной речи дошкольников оказали немаловажное влияние работы, проделанные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, Н.Г. Смольниковой и Э.П. Коротковой. Раскрытые ими особенности развития речи детей в дошкольном возрасте позволили нам уточнить центральной понятие. Под развитием связной речи детей мы понимаем процесс формирования речевой деятельности, предполагающий развитие умений составлять связные высказывания описательного и повествовательного типа во взаимодействии ребенка с воспитателем, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств.
Важным условием становления связной речи дошкольника является выбор педагогами эффективных средств и методов осуществления данной работы. В практическом плане педагоги все чаще начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию информационные наглядные средства, поскольку наглядность позволяет развивать одновременно все познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.
Л.В. Занков в своей работе «Наглядность и активизация учащихся в обучении» подчеркивал, что наиболее существенной в разработке конкретных путей осуществления дидактического требования наглядности обучения является решение вопроса о том, как наиболее целесообразно соединить слово педагога с применением наглядных средств.
В педагогике существуют разные подходы к классификации и использованию наглядного материала, что обусловлено разными задачами обучения и воспитания. Все они находят место в педагогической практике и дополняют друг друга. Информационная наглядность используется в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Она представляет собой схему явления, отражающего его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
В современной системе образования информационная наглядность выступает как обязательная составная часть любого занятия. Информационная наглядность является некой возможностью вовлечения в деятельность, связанную с решением познавательных задач, развивающих зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Примером одной из форм информационной наглядности можно выделить моделирование. Моделирование – это главный метод познания, который состоит из создания и исследования объектов. Его используют для получения полной информации об изучаемом процессе, которая необходима для оптимального решения поставленных задач.
В процессе обучения детей рассказыванию с применением моделирования основными методическими приемами будут выступать следующие:
- чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
- рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по шагам демонстрируемого события; с применением драматических действий; с элементами творчества (языковая трансформация);
- упражнения: лексико-грамматические; коррекционные, эмпатические;
- технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальные фрагменты для развития темы произведения;
- моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).
Модели выступают в роли своеобразного зрительного плана, при помощи которого формируются монологи. Другими словами, они ускоряют процесс связного высказывания в нужное русло и, таким образом, оказывают помощь детям при выстраивании: рассказа, последовательности рассказа, лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Этапы развития навыков связной речи средствами информационной наглядности решают следующие дидактические задачи:
- Знакомство с графическим способом представления информации.
- Образование навыка дешифровки информации.
- Формирование навыка самостоятельного представления информации.
Суть методики развития речи на основе информационной наглядности (картинно-графических схем и таблиц) заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой (знаком, символом, пиктограммой и др.). Подобный символ оказывает немаловажное влияние на ребенка, помогая ему понять смысловую составляющую текста, удерживать в памяти ключевые слова и фразы, восстанавливать последовательность действий и событий. Опираясь на картинно-графические схемы и таблицы в процессе работы с текстом, происходит вовлечение детей к деятельности, которая превращается в игру.
Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося изучением картинно-графических схем и таблиц, позволяет значительно быстрее запомнить текст. При знакомстве детей с картинно-графическими схемами и таблицами необходимо подбирать картинки к выбранному тексту, которые будут служить опорой для ребенка, учитывать его возраст. Для детей младшего возраста характерно подбирать цветные иллюстрации, потому как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: белка – рыжая, цыплята – желтые, волк – серый, лягушка – зеленая.
Из этого следует, что картинки должны быть яркими и узнаваемыми. Таким образом, знакомясь с текстом в образах детей, возникают цветные предметные картинки. После прочтения дети воспроизводят текст по картинным таблицам. Также целесообразно применять комбинированные изображения, то есть изображения, которые включают в себя предметы и символы одновременно. Работая с текстом на более поздних этапах, необходимо шифровать текст, при помощи символов и пиктограмм, прочитывая с выражением и в процессе чтения изображая текст. Данный прием развития памяти называется «рисованием»: текст шифруется при помощи рисунков-символов.
Педагог одновременно озвучивает фразу и рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с обращением к рисункам, а далее дети повторяют речевой материал группой, подгруппой, по одному или же по желанию. Дети среднего и старшего дошкольного возраста «шифруют» тексты совместными усилиями с педагогом. На последующих этапах работы дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. При этом необходимо обучать детей, передавать только главное, не увлекаясь мелкими, незначительными деталями.
Наполненность картинно-графической схемы (таблицы) текста зависит от количества предложений и их объема, а также от возрастной категории детей и их способностей к запоминанию по данной методике. Наиболее часто встречаемый вариант шифровки текста, когда за основу главного символа берется смысловое слово каждой строки (предложения). Несмотря на то, что объем текста может быть довольно значительным, при такой кодировке детям с легкостью удается запомнить текст и без труда воспроизвести его. Подобным образом через картинно-графические схемы и таблицы материализуется для детей содержание прозаических и стихотворных текстов. Данный подход позволяет детям вспомнить сюжет, не путаясь в порядке событий, поддерживая опосредованную память, которая значительно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность, способствует развитию речи.
В результате такого обучения дети с удовольствием используют в самостоятельной речи отдельные сравнения, грамматические конструкции, метафоры, синонимы и другие речевые обороты, и образные средства речи.
Таким образом, существуют разные подходы к классификации и использованию наглядного материала, что обусловлено разными задачами обучения и воспитания. Информационная наглядность – это изобразительная; опосредованная; графическая; символическая по характеру предоставления материала наглядность, которая отражает основные качества, свойства, действия предмета или явления в их взаимосвязи и определенной последовательности. Существуют различные виды информационной наглядности, которые можно применять в обучении детей дошкольного возраста пересказу и различным видам рассказов.