Исследование проблемы о формирование информационной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки занимаются представители различных наук: философы, социологи, педагоги, психологи.
Понятие «информационная компетентность», которое является достаточно широким и на современном этапе развития педагогической мысли и совсем неоднозначным, проведем его контент-анализ.
Анализ современных исследований, посвящённых рассмотрению дефиниции «информационная компетентность», показывает, что большинство авторов едины в определении информационной компетентности, как интегративное качество личности, проявляющееся в готовности применять полученные знания, умения и навыки в области ИКТ для решения профессиональных задач.
Для нас ценно мнение Носковой О.Е., что особенностью содержания информационной компетентности бакалавров инженерного направления подготовки подразумевается наличие специфического системного мышления при решении инженерных задач с применением профессионально-ориентированных компьютерных технологий. Так как данная особенность наиболее точно определяет содержание информационной компетентности для студентов инженерных направлений подготовки.
В определении информационной компетентности также выделяется особенности: эмоционально-ценностное отношение к информационной деятельности (Брежнева В.В.), владения математическими знаниями и навыками (Савченко Е.В.), организации предметно-специальных знаний (Гоферберг А.В.), владения способами деятельности по отношению к информации (Хуторский А.В.).
Многие авторы в трактовке информационной компетентности используют связку ЗУН, способности личности, приложенные к определённому виду деятельности в социальной или профессиональной области, опыт и личностное отношение. По мнению В.А. Адольфа, И.Ю. Степановой, О.А. Шелковникова, компетентность выражается в развитии всех уровней ИКТ-компетентности: ИКТ-грамотности, в применении-ИКТ и ИКТ-креативности.
Так как информационная компетентность является одной из ключевых и актуальных компетентностей будущего специалиста (инженера), в нашем педагогическом исследовании под ней будем понимать интегративное качество личности, характеризующее наличием специфического системного мышления, ИКТ-грамотности, которое определяет качество его профессиональной деятельности выражающаяся при решении инженерных задач с эффективным применением новых ИКТ-технологий, а также в умении совершенствовать свои знания, опыт в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде.
Понятие «информационная компетентность» впервые было введено в теорию компетентностного подхода к определению ключевых компетенций.
Раскрытие сущности понятия «информационная компетентность» способствует выявление ее структуры. Однозначного мнения о структуре этих понятий в педагогических исследованиях не выработано. Ниже представлены мнения ученых относительно компонентного состава информационной компетентности.
Рассмотрим различные мнения ученых, относительно компонентного состава информационной компетенции, ее структуры.
Ценным для нашего исследования является структура компонентного состава ИТК Носковой О.Е., где к основным компонентам относит:
- Когнитивный определяет комплекс знаний в области изучаемых объектов, а также методов, средств и способов осуществления видов деятельности, предполагаемых компетенцией.
- Мотивационно-ценностным компонентом ИТК будем понимать совокупность ценностных ориентиров, потребностей и мотивов, формируемые в процессе общетехнической подготовки, и нацеленные на формирование у студентов положительного (заинтересованного) отношения к ОТД и к использованию информационных технологий при решении общетехнических и профессиональных задач
- Деятельностный компонент предполагает формирование деятельности и проявляется в опыте применения имеющихся умений, навыков и способов деятельности в сфере компетенции.
- Рефлексивно-оценочный компонент отражает способность студента к адекватной оценке своего уровня подготовленности, способность к самоконтролю и самоанализу [2].
Структуру информационной компетентности специалистов Тришина С.В. представляет как совокупность компонентов:
- Когнитивной составляющей, отражающей систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач;
- Деятельностно-творческой составляющей, которая способствует формированию и развитию у слушателей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности;
- Личностной составляющей, проявляющейся в личностных качествах субъекта, реализующей социальный заказ «быть личностью»: потребности, мотивы.
- Аксиологической составляющей, реализующейся в обеспечении условий, способствующих вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающей помощь в выборе наиболее значимых ценностных ориентаций [3].
Компоненты в области ИКТ-компетентности преподавателей ВУЗов выделяет в своей работе Киличева Ф.Б.:
Мотивационный компонент – способствует проявлению мотивов, намерений, целей и желаний педагога использовать информационно-коммуникационные технологии на учебных занятиях.
Когнитивная компетентность педагогов в сфере ИКТ заключается в знаниях и представлениях, позволяющих эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Формирование компетенции педагогов в сфере ИКТ с точки зрения технологического компонента, представляет собой комплекс практических знаний и навыков, способствующих формированию эффективной деятельности в области ИКТ [2].
Анализ научной литературы показал, что в большинстве случаев исследователи рассматривают информационную компетентность как составляющую профессиональной компетентности. В этом случае структурный анализ компонентного состава информационной компетентности у исследователей разнится: как количество компонентов, так их содержание и функции.
Опираясь на представленный опыт по структурированию компетенций, выделим в своём исследовании четыре основных компонента ИТК: информационно-мотивационный, информационно-когнитивный, деятельностно-технологический и рефлексивно-личностный.
Информационно-мотивационный компонент характеризуется осознанием личностью мотивов, целей, ценностным отношением к профессии, пониманием её востребованности и значимости для общества и для будущего инженера, интерес к информационно-коммуникативной деятельности, расширение знаний в области профессионально-значимых технических средств и стремление к постоянному самообразование и самосовершенстванию, а также эффективное осуществление профессионально-значимых функций.
Информационно-когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний позволяющих эффективно использовать информационные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности, умения работать и ориентироваться в информационных источниках, развитие мышления личности инженера для решения общетехнических, исследовательских и профессионально-ориентированных задач, характеризует уровень развития у студента познавательных навыков, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
Деятельностно-технологический компонент направлен на развитие знаний, способностей студентов о том где и как наиболее правильно и эффективно использовать средства ИКТ-технологий и в практической деятельности, раскрывает сформированность способов деятельности при решении общетехнических профессионально направленных задач в учебной и информационной деятельности и приобретения опыта такой деятельности.
Под рефлексивно-личностный компонентом понимается способность личности к самоанализу, самокритике, самосовершенствованию, оценка собственной активности, конечного результата при решении общетехнических профессионально-направленных задач в учебной и информационной деятельности.
Исходя из анализа выявления компонентного состава информационной компетентности, каждый структурный компонент информационной компетентности выполняет свою специфическую функцию: информационно-мотивационный – информационную, стимулирующую и ценностно-смысловую; информационно-когнитивный – информационно-познавательную; деятельностно-технологический – развивает самостоятельность и готовность к профессиональной деятельности, связанной с ИКТ; рефлексивно-личностный – аналитическую, диагностическую, оценивающую.