Амплификация – один из основных принципов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Термин «amplification» был переведен с английского на русский как "сильное увеличение, мощное усиление". Нельзя путать амплификацию с акселерацией – искусственным ускорением детского развития.
Для чего нужна амплификация?
Для усиления, обогащения или углубление развития детей, что необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому оно должно охватывать все области образования:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание этих учебных направлений зависит от возраста детей и должно быть реализовано в определенных видах деятельности:
в младенчестве это прямое эмоциональное общение со взрослым, манипулирование предметами и познавательная исследовательская деятельность, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательные функции и тактильные двигательные игры;
в раннем возрасте это темы и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослых, самообслуживание и занятия с предметами домашнего обихода - инструментами, восприятие смысла музыки, сказки, стихи, просмотр изображений, двигательная активность;
для дошкольников это игра, которая включает сюжетно-ролевую игру в качестве ведущего действия дошкольного учреждения, а также игру с правилами и другие игры, коммуникативную, познавательную и исследовательскую деятельность, подумайте о художественной литературе и фольклоре, самообслуживании и начните работать, создавать различные материалы, включая конструкторы, модули, бумагу, природные и другие материалы, визуальные, музыкальные и двигательные формы деятельности для детей.
Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в стандарте:
- защита и укрепление физического и психического здоровья детей, включая их психическое благополучие;
- обеспечение равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка в дошкольном детстве, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и психофизиологических особенностей (включая ограниченные возможности для здоровья);
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка по отношению к себе, другим детям, взрослым и миру;
- объединение образования и воспитания в комплексный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и социально принятых нормах и правилах поведения в интересах личности, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативы ребенка, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок для образовательной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрасту детей, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям и т.д.