Главная
Конференции
Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках
Анализ факторов, влияющих на функционирование промышленного предприятия

Анализ факторов, влияющих на функционирование промышленного предприятия

Автор(-ы):

Варченко Дарья Сергеевна

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

промышленность
внешняя среда
внутренняя среда
экономические факторы
неэкономические факторы

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на финансовую устойчивость промышленного предприятия. Все имеющиеся факторы сгруппированы и обобщены в классификацию. Их соотношение, взаимодействие, взаимосвязь исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых субъектов, но и для всей экономической системы. В определенные исторические периоды воздействие одних усиливается, других – ослабевает.

Текст статьи

Промышленность – главная и неотъемлемая часть материального производства, которая является важнейшим элементом для определения социального и экономического развития. Степень развития промышленности влияет на уровень жизни граждан, развитие науки и технического производства.

На финансовую устойчивость предприятия большое влияние оказывают факторы, которые можно разделить [1]:

1. По принадлежности к среде предприятия:

  • факторы внешней среды: факторы прямого воздействия (факторы мезосреды); факторы косвенного воздействия (факторы макросреды);
  • факторы внутренней среды.

2. По характеру: экономические; неэкономические.

3. По возможности прогнозирования: прогнозируемые; непрогнозируемые (случайные).

4. По возможности контроля и управления: управляемые; труднорегулируемыми; неуправляемые.

5. По продолжительности действия: однократно действующие; периодически действующие; постоянно действующие [2].

I. Внешние и внутренние факторы.

1. Внешние факторы

Внешняя среда делится на среду непосредственного воздействия (мезосреду) и среду косвенного воздействия (макросреду).

1.1. Факторы прямого воздействия:

1.1.1. Законодательство, применяемое в государстве, выступает одним из главнейших внешних факторов, который оказывает влияние на развитие предприятия. Правовые акты можно подразделить на три группы: Федеральные правовые акты, правовые акты субъектов РФ, правовые акты местного самоуправления.

К одним из важных внешних факторов, влияющих на функционирование промышленных предприятий следует относить законодательную политику, проводимую государством. Можно выделить три основные группы нормативно – правовых актов: федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, акты местного самоуправления.

1.1.2. Ресурсное обеспечение, относятся:

  • материальные ресурсы – материалы, энергия, сырье, оборудование, комплектующие.
  • трудоспособные – важнейшая часть трудовых ресурсов производства. Потенциал трудовых ресурсов – основная часть материальных благ.
  • финансовые ресурсы – представлены в основном кредитными учреждениями, к помощи которых предприятия обращаются по мере необходимости.

1.1.3. Поставщики.

  • поставщиков материалов, энергии, оборудования и комплектующих.
  • поставщиков капитала и финансовых услуг.

1.1.4. Организации, выпускающие аналогичную продукцию и являющиеся конкурентными, являют собой движущую силу в создании лучших условий труда, при этом улучшая качество выпускаемой продукции.

1.1.5. Потребитель – ключевая фигура в рыночной экономике, именно благодаря ему увеличивается или снижается спрос на товары, потребитель диктует необходимый уровень качества продукции, заставляя промышленность реагировать на соответствующие запросы. Тем самым, развитие предприятия напрямую зависит от потребителя.

1.1.6. Согласно законодательству, каждой организации определен соответствующий правовой статус, в соответствии с которым определены рамки деятельности и налогового учета. Организации приходится придерживаться их и в случае отказа или не добросовестного выполнения расплачиваться в форме штрафов или даже полного прекращении деятельности [3].

1.1.7. Инфраструктура – включает собой коммуникации, транспорт, различные службы, оказывает влияние на взаиморасчеты, обмен информацией, транспортировку. Предприятие может входить в региональную инфраструктуру.

1.2. Факторы косвенного воздействия:

1.2.1. Государственная политика – оказывает влияние на возможность работать на зарубежных рынках, получать инвестиции, использовать иностранный капитал.

1.2.2. Экономическая конъюнктура – стоимость энергоносителей, курс валют, уровни процентных ставок, котировки акций. При позитивной конъюнктуре возникают предпосылки для роста промышленного производства.

1.2.3. Научно-технический прогресс - научные исследования в различных сферах, появление новых материалов, электроники, позволяют снижать издержки производства, выпускать высококачественную продукцию.

1.2.4. Информационное обеспечение – играет существенную роль в функционировании предприятия, сегодня сложно представить предприятие без сети интернет и не пользующегося современными информационными технологиями.

1.2.5. Социально-культурные факторы – обусловлены наличием социальной стабильности, уровнем дохода граждан, культурой в государстве. Совокупность этих факторов оказывает существенное влияние на появление квалифицированных работников на рынке труда, что в свою очередь определяет качество выпускаемой продукции.

1.2.6. Демографические факторы – определены возрастными, национальными группами, уровнем доходов, образования. Анализируя данные, можно сделать вывод о предпочтениях потребителей различных групп, что дает возможность определить уровень производства.

1.2.7. Экологические факторы – к которым относят уровни надежности безопасности производства, продукции, состояние окружающей среды.

1.2.8. Международные факторы – затрагивают экспортеров, но изменения, происходящие в мире, так или иначе затрагивают всех производителей продукции.

2. Внутренняя группа факторов включает:

2.1. Факторы, связанные с процессом производства

Производственный процесс – составная система с многими элементами.

На основании модели «входов-выходов» – основными логически последовательными элементами любого производственного процесса являются факторы эффективности производства, которые могут быть разбиты на четыре группы:

При определении факторов эффективности производственного процесса применяется модель «вход – выход», которые логически опосредованы, можно выделить четыре основные группы:

  • вход (учитываются входные данные);
  • процесс (изготовление продукции);
  • результат (получение готовых изделий и услуг);
  • обратная связь (анализ данных, обработка полученных результатов).

От эффективного взаимодействия и четкой логической последовательности групп факторов зависят результаты производства, наличие обратной связи позволяет определить критерии оценки эффективности всех процессов и позволяет внести коррективы, в случае необходимости.

При анализе себестоимости готовой продукции необходимым условием является контроль затрат на приобретение материалов и исходных ресурсов. Для правильных управленческих решений необходимым условием становится применение результатов эффективности производственных процессов.

Важным фактором при контроле динамики деятельности организации выступает системный анализ прибыли и эффективности функционирования производственных процессов [4].

2.2. Факторы, связанные с исходными ресурсами

Выбор качественного сырья и материалов во многом определяет параметры эффективности деятельности предприятия. Сырьевые ресурсы влияют на изготовление продукции (материалоотдача), оптимальный выбор определяет качество, ассортимент, и стоимость изготовленной продукции. Грамотный подход предполагает постоянный контроль к складскому учету, минимизации накладных расходов и экономии энергоресурсов.

Внедрение современных технологических процессов, автоматизации, информационных технологий, позволяют организации наращивать выпуск продукции, минимизировать издержки, повысить качество и объем продукции.

Персонал компании является важнейшим фактором, для увеличения эффективности деятельности организации, привлечение квалифицированной рабочей силы позволяет увеличить качество и количество выпускаемой продукции и минимизировать издержки.

2.3. Факторы, связанные с выпуском продукции [5].

Маркетинговые, научные исследования и правильная организация сбыта, а также ценовая политика определяют заинтересованность потребителя продукции.

II. Факторы экономического и неэкономического характера.

Экономические факторы подразделяются на:

Финансовые факторы – к ним относятся: валютный курс, инфляция, доходность на рынке капиталов, ставка по кредитам, ситуация на фондовом рынке [4].

Коммерческие факторы обусловлены динамикой спроса на продукцию, наличие конкурентов, расчеты с поставщиками и покупателями.

Неэкономические факторы – политическая обстановка в стране, изменения производственного процесса, стихийные бедствия.

III. Прогнозируемые и непрогнозируемые (случайные) факторы.

Непрогнозируемыми – которые не определяются заранее, к ним можно отнести: экологические, экономические, социально-опасные.

Прогнозируемые факторы, это те факторы, которые менеджмент компании прогнозирует, как наиболее вероятные, и принимает управленческие решения.

К ним относятся: рыночные (конкуренция); технические (применение и изменение технологии); правовые (судебные, арбитражные дела).

IV. Управляемые, труднорегулируемыми и неуправляемые факторы.

Управляемые факторы: эффективность менеджмента организации, использование производственных ресурсов, организация труда.

Труднорегулируемые факторы: уровень подготовки персонала, численность, взаимоотношения в коллективе, наличие предыстории организации.

Неуправляемые факторы – экологические, климатические, политические и т.п.

V. Факторы однократного, периодического и постоянного действия.

Однократные – действующие в виде разового воздействия, стихийное бедствие, невыполнение обязательств по разовому договору.

Периодически действующими – факторы, появляющиеся с определенной периодичностью (сезонный спрос, колебание цен и т.п).

Постоянно действующими являются факторы постоянного воздействия, а именно – конкуренция, изменения спроса на товары, вызванные сменой стадии жизненного цикла, технико-технологические изменения и т.д.

Составная часть любого промышленно-развитого государства, усиление промышленного потенциала – первоочередная задача для руководства страны. Повышение конкурентоспособности, качества товаров – залог экономической безопасности государства.

Список литературы

  1. Собченко Н.В. Факторы, влияющие на устойчивость предприятия. URL: https://be5.biz/ekonomika1/r2009/2289.htm (дата обращения: 12.12.2021).
  2. Зингер О.А. Ильясова А.В. Факторы, влияющие на устойчивое развитие промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18044 (дата обращения: 12.12.2021).
  3. Рябец П.С., Бондаренко Т.Н. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9693 (дата обращения: 12.12.2021).
  4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Особенности интегральной оценки финансового состояния промышленного предприятия в современных экономических условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – №5-2. – С. 302-305. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9243 (дата обращения: 19.12.2021).
  5. Внешняя среда организации: факторы прямого и косвенного воздействия. URL: https://studopedia.ru/7_135828_vneshnyaya-sreda-organizatsii-faktori-pryamogo-i-kosvennogo-vozdeystviya.html (дата обращения: 26.12.2021).

Поделиться

1493

Варченко Д. С. Анализ факторов, влияющих на функционирование промышленного предприятия // Стратегии исследования в общественных и гуманитарных науках : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 67-71. URL: https://apni.ru/article/3668-analiz-faktorov-vliyayushchikh-na-funktsionir

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля