Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности
научный журнал «Актуальные исследования» #4 (7), февраль '20

Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности

В данной статье рассматривается значение физической культуры и спорта в духовном воспитании личности. Даны определения, необходимые для изучения данного вопроса и рассмотрены факторы, оказывающие непосредственное влияние спорта на формирование духовных качеств личности.

Аннотация статьи
духовное воспитание
личность
спорт
физическое воспитание
физическая культура
Ключевые слова

Физическая культура представляет собой часть культуры, которая направлена на укрепление и сохранение здоровья. Она представляет собой определенную совокупность ценностей, знаний и норм, используемых обществом как для всестороннего развития физических, психических и нравственных качеств, так и физического воспитания.

Основной целью физического воспитания выступает оптимизация физического развития человека, а также всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и способностей, связанных с ними. Все это в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств будет характеризовать общественно активную личность.

Помимо этого, к целям физического воспитания можно отнести обеспечение подготовленности каждого члена общества к плодотворной как трудовой, так и другим видам деятельности.

Для реализации этих целей в физическом воспитании решается комплекс специфических и общепедагогических задач, отражающих многосторонность воспитания как процесса, в том числе этапы возрастного развития воспитываемых, и уровень подготовленности, а также условия достижения поставленных целей.

Особое внимание в воспитательном процессе уделяют физическому воспитанию личности. Объяснение этому следующее: от него во многом зависит моральный облик человека, а также его сила воли и целеустремленность.

Желательно начинать заниматься физическим воспитанием еще с детства, так как ребенок с ранних лет будет гармонично развиваться, учиться быть ответственным, будет приобретать силу воли и выносливость, что впоследствии позволит ему стать всесторонне развитой личностью.

Говоря об актуальных задачах физического воспитания с позиции влияния на духовно-нравственное содержание личности, можно выделить ряд задач, перечисленных ниже:

– воспитание пристрастия к здоровому образу жизни;

– воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;

– воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;

– формирование у детей потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

– воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелость,

– умения переносить трудности;

– привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой [3, с. 320].

Однако, выполнения физических нагрузок для поддержания организма в тонусе не достаточно для того, чтобы воспитать нравственные качества в человеке.

Физическое воспитание будет содействовать гармоничному развитию личности и его духовных качеств только в совокупности с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием и обучением. Рассмотрим как это реализуется на практике.

Спорт позволяет личности формироваться правильно. Нравственное воспитание посредством физической культуры и спорта осуществляется в виде игр, соревнований, во время которых развиваются такие черты характера, как сила воли, смелость, дисциплинированность и выдержка.

Трудовое воспитание находит свое отражение в больших физических нагрузках, которые возлагаются на человека. Эти нагрузки приучают организм к труду, делают человека выносливым и целеустремленным. Таким образом, в последствии спортивной деятельности и постоянных нагрузок, личность будет как физически, так и морально выдерживать разные виды работ.

Длительные нагрузки, несомненно, повышают стрессоустойчивость, что так необходимо в процессе обучения и работы [2]. Более того, в процессе занятий человек полностью сконцентрирован, а значит невольно воспитывает свою внимательность, по-другому воспринимает информацию и в конечном итоге, у него развивается зрительная и машинальная память. Таким образом осуществляется умственное воспитание личности.

И, наконец, поговорим об эстетической составляющей физического воспитания. Преимущественно люди занимаются спортом исходя из желания нравиться себе в зеркале. Постепенно улучшая качество своего тела, человек строит у себя в голове образ прекрасного себя, к которому желает стремиться. Также стоит сказать, что некоторые виды спорта способны приносить эстетическое наслаждение. Среди них - танцы, гимнастика, фигурное катание. Занимаясь ими, происходит колоссальное влияние на формирование вкусов человека, представления о прекрасном.

Как говорилось раннее, спорт и занятия физической культурой служат неким подходящим полем для становления черт личности, лидерства, моральной и физической подготовки к самым различным стрессовым жизненным ситуациям. Умения проявлять свои волевые качества, выдержку и стойкость человек приобретает именно на занятиях физической культуры. Более того, спорт приучает рассчитывать свои силы и эффективно действовать при ограниченном времени.

Рассмотрим, какими методами происходит нравственное воспитание личности посредством физических занятий.

Для развития духовных черт личности во время занятий физической культурой и спорта применяют 2 основных метода: игровой и соревновательный.

Игровой метод направлен на развитие ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности и инициативности. Помимо этого, хочется отметить, что развивается сознательная дисциплина и коллективизм. То есть, все то, что необходимо человеку на начальных стадиях социализации и становления как личности, приобретается именно в процессе игры. Отсюда очевидно, что данный метод предпочтительнее всего применять в работе с детьми, и, кроме того, игровой метод более простой для ребенка, в отличие от соревновательного.

Почему соревновательный метод будет тяжело восприниматься детьми? Его отличительной чертой является борьба за первенство. Фактор соперничества создает особый эмоциональный фон, который способствует максимальному проявлению возможностей организма. И именно с ним может не справиться маленький ребенок [1, c. 352]. Однако не стоит ставить категорический запрет на применение данного метода в работе с детьми, а следует постепенно морально подготавливать их к соревнованиям.

Любое соревнование ставит человека перед необходимостью предельно выкладывать свои возможности, и в то же время требуют владеть собой в самых сложных ситуациях. Соревновательный метод воспитывает способность самообладания, целеустремленности и решительность.

Особо важный элемент в развитии личности в физическом воспитании – качество взаимоотношений тренера с обучающимся. Они должны быть построены, прежде всего, на взаимном уважении и носить доброжелательный характер.

Тренер в глазах обучающегося должен быть неким «эталоном» дисциплинированности и аккуратности. Положительного воспитательного эффекта стоит ожидать лишь в условиях педагогически нацеленной деятельности, например, когда преподаватель приводит нравственные примеры, или дает упражнения, требующие преодолевать себя [4, с. 125-128].

Влияние физической культуры и спорта на человека помогает совершенствовать его личностные возможности и качества, что в конечном итоге приведет к его всестороннему развитию.

Таким образом, можно сказать, что очень велика роль физического воспитания в духовном формировании личности. Человек должен уметь отвлеченно мыслить, обладать самоконтролем и быть дисциплинированным.

Однако, рассуждать и делать выводы – недостаточно. Нужно уметь практически применять эти выводы в жизни, достигать намеченных целей, преодолевая трудности на пути.

Помочь это осуществить можно при помощи правильного физического образования. Отсюда та тесная связь между физическим и умственным образованием, и только при полной гармонии между ними мы можем ожидать полного развития нравственного характера лица.

Текст статьи
  1. Ильин, Е.П. Психодиагностика спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.
  2. Ильинич В. И., Физическая культура студента, Минск, 2012;
  3. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Ю.Ф. Курамшина // М.: Советский спорт.- 2010.
  4. Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа / В.Д. Паначев // СОЦИС. - 2007. - №11.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября