Главная
АИ #5 (84)
Статьи журнала АИ #5 (84)
Безопасность образовательных учреждений от террористических актов

Безопасность образовательных учреждений от террористических актов

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

угроза
безопасность
социальный опрос

Аннотация статьи

При исследовании на предмет безопасности различных учебных заведений из нескольких городов Российской Федерации путем проведения опроса учащихся (учеников школ, студентов) и личного посещения этих учреждений было выявлено, что осведомленность студентов и учеников по поводу безопасности в учебных учреждениях рознится и в некоторых случаях оставляет желать лучшего. То же самое касается и физической охраны образовательных заведений.

Текст статьи

Введение. Несколько десятков лет назад слово «терроризм» казалось далеким и не имеющим никакого отношения к обычным людям, тем более к детям [1, 2].

Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью.

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].

Перед государством встала неотложная задача – обеспечить защиту подрастающего поколения от этой страшной опасности. К сожалению, в последние 10 лет можно нередко услышать новость о том, что в том или ином учебном заведении России произошел террористический акт с большим количеством погибших молодых людей [4].

Взять, например, недавнюю трагедию, которая произошла в школе города Казани. 19-летний ученик вернулся в свою бывшую школу с ружьем и устроил массовую расправу. В результате погибли 9 человек. Стрелок планировал после убийств покончить с собой, но был задержан. За последние годы этот случай – не единственный в России. Всего 3 года назад вооруженное нападение в Керченском политехническом колледже стало одним из массовых в Европе по числу жертв за последние годы. Тогда погиб 21 человек [3].

В настоящее время явление терроризм прочно обосновалось в социальной жизни мирового сообщества и России в том числе. И хотя прямые потери от него относительно невелики (террористические акции приводят к гибели значительно меньшего количества людей, чем, например, дорожно-транспортные происшествия). Однако террористическая деятельность становится ключевым фактором, определяющим социальную ситуацию в стране, и выступает как опаснейшая угроза, способная дестабилизировать общественно-политическую и экономическую жизнь [1, с. 16].

Безопасно ли учиться молодому человеку в учебных заведениях в настоящее время? Соблюдаются ли в полной мере комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возможного террористического акта в школах и вузах страны? Именно поиск ответов на данные вопросы лёг в основу нашего исследования.

Цель работы: получение данных об осведомленности школьников и студентов ВУЗов по поводу мер, которых следует придерживаться при возникновении угрозы жизни из-за возникновения той или иной экстремистской акции, а также оценка комплекса мероприятий, направленного на предотвращение возможного террористического акта в объектах образования.

Методика. На предмет безопасности были исследованы различные учебные заведения нескольких городов России: г. Москвы, г. Орла, г. Смоленска, г. Рославля. К этим образовательным учреждениям относятся: МФЮА, РАНХиГС, СГМУ, СмолГУ, МБОУ средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Е. И. Стерина г. Рославля, МБОУ "Средняя школа №15" г. Смоленска. Некоторые из объектов были посещены с целью проведения оценки организации их физической охраны. Среди учащихся школ и студентов высших учебных заведений было проведено анкетирование. Респонденты были разделены по возрасту, полу, факультету и курсу, а результаты оценены в процентах. В анкете были представлены вопросы с несколькими вариантами ответа.

Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета программ Statistica 7.0 (StatSoft,USA). Для оценки значимости различий частот использовался критерий χ2 Пирсона (критерий Фишера) с поправкой Йетсена. Статистически значимыми считались значения критериев, соответствующие р < 0,05.

Результаты. По данным тестирования статистически значимой разницы в теоретической осведомленности студентов и школьников на тему террористической безопасности не выявлено (р>0,05).

При оценке вопроса: «Чувствуете ли Вы себя в школе/институте безопасно?» Большинство респондентов ответили: «Да» – 48,2%, «Нет» – 14,8%, и «Не всегда» 37% соответственно (см. рис. 1).

Рис. 1

По результатам тестирования 53,7% учащихся считают, что в их учебное заведение может беспрепятственно проникнуть террорист. Оставшиеся 46,3% поровну (по 23%) затрудняются ответить или думают, что в образовательное учреждение террорист не проникнет.

Данные вопросы мы включили для того, чтобы проанализировать, безопасно ли чувствуют себя ученики и студенты, находясь в институтах, школах. По ответам видно, что большая часть опрошенных считает, что образовательные учреждения уязвимы и могут подвергнуться террористическим актам.

Также мы решили поинтересоваться у респондентов: «Как часто преподаватели проводят с Вами беседы о возможных возникновениях угроз террористического характера?» 53% опрошенных ответили, что профилактические беседы не проводятся вовсе, 19,6% респондентов отметило, что с ними ежемесячно проводятся беседы на тему террористических угроз, 13,5% – оценили частоту профилактических бесед, как «1 раз в полугодие» и 13,9% опрошенных, как «1 раз в год».

Размышляя над вопросом: «Нужно ли повысить меры безопасности в Вашем университете/школе?» 63 % опрошенных ответили – "Да", 7,9 % выразили позицию – "Нет". 29,1% респондентов затруднились ответить на данный вопрос (см. рис. 2).

Рис. 2

Выводы

  1. Студенты и учащиеся учебных заведений обеспокоены своей безопасностью во время учебы и считают, что проблема терроризма в наше время актуальна как никогда.
  2. Исследование говорит о том, что в некоторых учебных учреждениях недостаточно практических мер по защите от возможных террористических актов. Из этого следует, что жизни подрастающего поколения подвергнуты опасности.
  3. Благодаря анкете было выяснено, что в некоторых случаях теоретических знаний по поводу действий при возможном возникновении ситуации, связанной с проявлением терроризма, ученикам и студентам не хватает, что говорит о некачественной профилактической работе образовательных учреждений по вопросам антитеррористической безопасности.
  4. Рекомендуется: 1) проведение просветительской работы по гражданской обороне среди студентов ВУЗов и учащихся школ; 2) формировать соответствующие навыки у учащихся; 3) улучшать материально-техническое оснащение учебных заведений.

Список литературы

  1. Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2008.
  2. Моторный И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма: науч.-практ. пособие / И.Д. Моторный. - М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2005.
  3. Случаи стрельбы в российских учебных заведениях в 2017-2021 годах. – Текст : электронный // РИА : [сайт]. – URL: https://ria.ru/20210920/strelba-1750947637.html.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Поделиться

1702

Новикова Е. В., Никитин В. С., Баранов М. В. Безопасность образовательных учреждений от террористических актов // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/3672-bezopasnost-obrazovatelnikh-uchrezhdenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января