научный журнал «Актуальные исследования» #5 (84), февраль '22

Безопасность образовательных учреждений от террористических актов

При исследовании на предмет безопасности различных учебных заведений из нескольких городов Российской Федерации путем проведения опроса учащихся (учеников школ, студентов) и личного посещения этих учреждений было выявлено, что осведомленность студентов и учеников по поводу безопасности в учебных учреждениях рознится и в некоторых случаях оставляет желать лучшего. То же самое касается и физической охраны образовательных заведений.

Аннотация статьи
безопасность
угроза
социальный опрос
Ключевые слова

Введение. Несколько десятков лет назад слово «терроризм» казалось далеким и не имеющим никакого отношения к обычным людям, тем более к детям [1, 2].

Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью.

Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятия решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [2].

Перед государством встала неотложная задача – обеспечить защиту подрастающего поколения от этой страшной опасности. К сожалению, в последние 10 лет можно нередко услышать новость о том, что в том или ином учебном заведении России произошел террористический акт с большим количеством погибших молодых людей [4].

Взять, например, недавнюю трагедию, которая произошла в школе города Казани. 19-летний ученик вернулся в свою бывшую школу с ружьем и устроил массовую расправу. В результате погибли 9 человек. Стрелок планировал после убийств покончить с собой, но был задержан. За последние годы этот случай – не единственный в России. Всего 3 года назад вооруженное нападение в Керченском политехническом колледже стало одним из массовых в Европе по числу жертв за последние годы. Тогда погиб 21 человек [3].

В настоящее время явление терроризм прочно обосновалось в социальной жизни мирового сообщества и России в том числе. И хотя прямые потери от него относительно невелики (террористические акции приводят к гибели значительно меньшего количества людей, чем, например, дорожно-транспортные происшествия). Однако террористическая деятельность становится ключевым фактором, определяющим социальную ситуацию в стране, и выступает как опаснейшая угроза, способная дестабилизировать общественно-политическую и экономическую жизнь [1, с. 16].

Безопасно ли учиться молодому человеку в учебных заведениях в настоящее время? Соблюдаются ли в полной мере комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возможного террористического акта в школах и вузах страны? Именно поиск ответов на данные вопросы лёг в основу нашего исследования.

Цель работы: получение данных об осведомленности школьников и студентов ВУЗов по поводу мер, которых следует придерживаться при возникновении угрозы жизни из-за возникновения той или иной экстремистской акции, а также оценка комплекса мероприятий, направленного на предотвращение возможного террористического акта в объектах образования.

Методика. На предмет безопасности были исследованы различные учебные заведения нескольких городов России: г. Москвы, г. Орла, г. Смоленска, г. Рославля. К этим образовательным учреждениям относятся: МФЮА, РАНХиГС, СГМУ, СмолГУ, МБОУ средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Е. И. Стерина г. Рославля, МБОУ "Средняя школа №15" г. Смоленска. Некоторые из объектов были посещены с целью проведения оценки организации их физической охраны. Среди учащихся школ и студентов высших учебных заведений было проведено анкетирование. Респонденты были разделены по возрасту, полу, факультету и курсу, а результаты оценены в процентах. В анкете были представлены вопросы с несколькими вариантами ответа.

Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета программ Statistica 7.0 (StatSoft,USA). Для оценки значимости различий частот использовался критерий χ2 Пирсона (критерий Фишера) с поправкой Йетсена. Статистически значимыми считались значения критериев, соответствующие р < 0,05.

Результаты. По данным тестирования статистически значимой разницы в теоретической осведомленности студентов и школьников на тему террористической безопасности не выявлено (р>0,05).

При оценке вопроса: «Чувствуете ли Вы себя в школе/институте безопасно?» Большинство респондентов ответили: «Да» – 48,2%, «Нет» – 14,8%, и «Не всегда» 37% соответственно (см. рис. 1).

Рис. 1

По результатам тестирования 53,7% учащихся считают, что в их учебное заведение может беспрепятственно проникнуть террорист. Оставшиеся 46,3% поровну (по 23%) затрудняются ответить или думают, что в образовательное учреждение террорист не проникнет.

Данные вопросы мы включили для того, чтобы проанализировать, безопасно ли чувствуют себя ученики и студенты, находясь в институтах, школах. По ответам видно, что большая часть опрошенных считает, что образовательные учреждения уязвимы и могут подвергнуться террористическим актам.

Также мы решили поинтересоваться у респондентов: «Как часто преподаватели проводят с Вами беседы о возможных возникновениях угроз террористического характера?» 53% опрошенных ответили, что профилактические беседы не проводятся вовсе, 19,6% респондентов отметило, что с ними ежемесячно проводятся беседы на тему террористических угроз, 13,5% – оценили частоту профилактических бесед, как «1 раз в полугодие» и 13,9% опрошенных, как «1 раз в год».

Размышляя над вопросом: «Нужно ли повысить меры безопасности в Вашем университете/школе?» 63 % опрошенных ответили – "Да", 7,9 % выразили позицию – "Нет". 29,1% респондентов затруднились ответить на данный вопрос (см. рис. 2).

Рис. 2

Выводы

  1. Студенты и учащиеся учебных заведений обеспокоены своей безопасностью во время учебы и считают, что проблема терроризма в наше время актуальна как никогда.
  2. Исследование говорит о том, что в некоторых учебных учреждениях недостаточно практических мер по защите от возможных террористических актов. Из этого следует, что жизни подрастающего поколения подвергнуты опасности.
  3. Благодаря анкете было выяснено, что в некоторых случаях теоретических знаний по поводу действий при возможном возникновении ситуации, связанной с проявлением терроризма, ученикам и студентам не хватает, что говорит о некачественной профилактической работе образовательных учреждений по вопросам антитеррористической безопасности.
  4. Рекомендуется: 1) проведение просветительской работы по гражданской обороне среди студентов ВУЗов и учащихся школ; 2) формировать соответствующие навыки у учащихся; 3) улучшать материально-техническое оснащение учебных заведений.
Текст статьи
  1. Метелев С.Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2008.
  2. Моторный И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма: науч.-практ. пособие / И.Д. Моторный. - М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2005.
  3. Случаи стрельбы в российских учебных заведениях в 2017-2021 годах. – Текст : электронный // РИА : [сайт]. – URL: https://ria.ru/20210920/strelba-1750947637.html.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 13 августа по 19 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
23 августа
Загрузка в eLibrary
23 августа
Рассылка печатных экземпляров
02 сентября