Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время интегрированная транспортно-логистическая система (ТЛС) играет важную роль в жизни общества и государства. Сегодня, важно не только управлять материальными потоками, но и организовать эффективную систему управления, и обеспечить ее гибкость. Этому во многом способствуют мобильные услуги, которые позволяют управлять всеми транспортно-логистическими процессами в реальном режиме времени. Конечными результатами должны стать повышение эффективности деятельности транспортных организаций и компаний, а также обеспечение конкурентных преимуществ, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Мобильные услуги позволяют узнать место и время перемещения транспортных потоков. Это создает прозрачность всей интегрированной ТЛС и ее мобильности. Кроме того, мобильные приложения экономят время, обеспечивают точность доставки и перемещения основных транспортных потоков.
Вопросами изучения информационных интегрированных ТЛС занимались многие российские и зарубежные ученые. Среди отечественных исследователей отметим работы В.Д. Секерина [3], В.Н. Кострова [2], А.М. Голубчика [1]. Однако, большая часть трудов данных ученых носит поверхностный характер или посвящена решению отдельных вопросов данной темы. В данный момент времени, требуется комплексный подход к изучению использования мобильных услуг и оценкой их эффективности в интегрированных ТЛС.
Целью данной статьи является изучение возможности использования мобильных услуг и оценка их эффективности в интегрированных ТЛС, а также разработка алгоритма по повышению эффективности их деятельности в современных условиях.
Методами для проведения этого исследования стали: метод анализа, сравнения и логического рассуждения.
Современный этап развития транспортно-логистических процессов позволяет руководителям организаций по-новому взглянуть на процесс организации и управления транспортными потоками. В условиях цифровизации и глобализации общества на первый план выходят задачи быстрого обмена информацией, повышения качества перемещения транспортных потоков, обеспечения эффективности работы системы, в целом. Данные задачи могут быть решены при условии грамотного и всестороннего подхода, как со стороны руководителей организации, так и со стороны государственных органов власти [1].
Использование мобильных услуг в интегрированных транспортно-логистических процессах позволяет объединить всех участников в единое пространство для прямого взаимодействия. Это позволяет получить быстрый обмен данными, установить обратную связь с заказчиками и партнерами по бизнесу, оформить заказ и создать все необходимые условия для его доставки. Участники процесса получают доступ в корпоративную информационную сеть (мобильное приложение) путем использования своих мобильных устройств или планшетов.
Основными преимуществами использования мобильных приложений в интегрированных ТЛС являются:
- быстрый обмен данными между всеми участниками процесса;
- безопасность использования данных и их сохранность (как правило, система защищена шифрованием и паролями);
- автоматизация всех операций и их выполнение;
- эффективный контроль совершения операций;
- повышение уровня сервиса компаний на рынке;
- эффективная работа со всеми документами;
- снижение рисков производственно-сбытовой деятельности и др.
Функциональные возможности использования мобильных услуг на основе приложений включают в себя несколько направлений. К первому направлению можно отнести базовые параметры и возможности, к которым относятся:
- определение сроков доставки и перемещения транспортных потоков;
- установление контактов с заказчиками;
- формирование заявки и работа с документацией;
- непрерывная связь с администратором и диспетчером, получение push – уведомлений.
Существуют также расширенные возможности использования мобильных услуг: использование справочной информации (расписание, термины и т.д.), использование возможностей картографических сервисов (определение нахождения транспортных потоков на карте, месторасположения главных офисов).
Уникальные возможности заключаются в разработке программы лояльности, а также совершения оплаты через мобильное приложение.
Условно, мобильные приложения с набором услуг можно разделить на следующие категории:
- мобильные приложения, созданные для обработки документооборота компаний (они позволяют повысить качество обработки документации, ускорить процесс ее оформления и отправки);
- приложения, созданные для диспетчеров компаний (позволяют диспетчерам в реальном режиме времени наблюдать за процессом перемещения транспортных потоков и своевременно регулировать их направленностью);
- мобильные приложения для контроля водителей (одним из новшеств на рынке транспортно-логистических услуг является создание «Умный водитель»). Данное приложение позволяет тысячам компаний без особых сложностей следить за маршрутизацией транспортных средств и, тем самым, корректировать решения в случае необходимости. Это объективная информация в реальном потоке времени. Задачи по отправке или перевозке грузов с использованием мобильных приложений решаются в максимально короткие сроки с максимальной эффективностью. Система может самостоятельно группировать заявки по сборным грузам, следуя заданным критериям: направление перевозки, тип транспортного средства, вес и объем груза. Так, и машины используются эффективнее, и трудозатраты снижаются, ведь ответственный логист больше не должен ломать голову над сборкой;
- мобильные приложения для поиска оптимального и рационального маршрута (задача такого приложения заключается в том, чтобы выбрать самый короткий и безопасный путь (исключение аварийных участков дороги, пробок);
- мобильные приложения для грузовых брокеров (данные приложения позволяют осуществлять эффективные варианты загрузки или догрузки транспорта, а также для эффективной работы таможенных брокеров);
- мобильные приложения для складского учета (они позволяют вести эффективный контроль и учет всех складских операций, определить места хранения объектов).
Следует отметить, что современные мобильные сервисы отличаются удобным интерфейсом, они просты и очень удобны для всех участников процесса в ТЛС.
Наглядным примером для осуществления мобильных услуг в сфере транспортной логистики является использование системы Mobile LOGISTICS, предназначенной для решения учетных задач на предприятиях торговли и складах при помощи мобильных терминалов сбора данных.
Система обладает набором инструментов, позволяющих пользователю создавать собственное программное обеспечение для терминалов сбора данных – конфигурации, загружать его в терминал и производить обмен данными с товаро-учетной или кассовой программой без специальных знаний в программировании в системах Windows CE/WindowsMobile/PocketPC, терминалы CasioDT-900/930 и OpticonOPH1004, H13, SMART, OPH1005.
Помимо средств для создания конфигураций, в комплект поставки программного продукта входят типовые конфигурации, которые можно либо сразу загрузить в терминал и начать работу, либо изменить в специальном редакторе в соответствии с конкретными задачами. Для полноценной работы с Mobile LOGISTICS необходима его интеграция в товаро-учетную программу или другое сходное по функциям ПО.
Рассмотрим основные мобильные услуги в рамках данной системы:
- определение объекта маршрутизации и его отслеживание в процессе передвижения;
- оперативное оформление заявки и ее обработка;
- отправление и получение смс – сообщений о движении транспортных потоков;
- прямая связь с клиентом и оператором в процессе совершения транспортно-логистических операций [2].
Таким образом, эффективность применения данного приложения и оказания мобильных услуг не вызывает никакого сомнения. Для того, чтобы работать с данным приложением, возможно использовать обычный смартфон.
Другим примером использования мобильных услуг является приложение Wialon Logistics, пользующееся популярным спросом у транспортно-логистических компаний. Данное приложение дает возможность осуществлять ряд мобильных услуг начиная от обработки заявок, заканчивая оптимизацией транспортных процессов. Основная задача данного мобильного приложения обеспечить эффективное взаимодействие между участниками процесса «диспетчер – курьер». Мобильная версия для диспетчера позволяет ему эффективно принимать заявки и планировать маршрут перемещения транспортных потоков. В конечном итоге формируются готовые заявки с подробной информацией о времени доставки, месте и сроках хранения. Каждый этап маршрутизации в интегрированной ТЛС сопровождается подробными отчетами и возможностью их корректирования. Мобильная версия для курьеров также отличается высокой степенью удобства и надежности. В рамках данного приложения осуществляется процесс коммуникационного взаимодействия между диспетчером и курьером, посредством которого предоставляется возможность решать возникающие проблемы с доставкой и перемещением [3].
В данной статье авторами разработан алгоритм по повышению эффективности деятельности интегрированных ТЛС в современных условиях, наглядно представленный на рисунке. Данный алгоритм носит рекомендательный характер для транспортно-логистических компаний и может быть использован в комплексном подходе для обеспечения эффективности деятельности, как при планировании основной деятельности, так и непосредственно при ее осуществлении.
Рис. Алгоритм по повышению эффективности деятельности интегрированных ТЛС в современных условиях [Авторская разработка]
Представленный алгоритм поможет не только повысить эффективность деятельности любой компании на основе использования мобильных услуг в интегрированных ТЛС, но и предотвратить возможные ошибки, угрозы и риски, связанные с ее деятельностью.
Предполагаем, что перспективы развития мобильных услуг в логистических системах будут и дальше расширяться. Эффективность их использования и удобство применения доказаны практикой и соответствующими положительными результатами.
Можно сделать вывод о том, что мобильные услуги в транспортно-логистических системах пользуются огромным спросом и позволяют решать самые различные задачи. Перспективы развития рынка мобильных услуг являются благоприятными и связаны с увеличением потребности в предоставлении данных видов услуг со стороны компаний и заказчиков. Следовательно, рынок мобильных услуг стремительно растет, открываются все более актуальные возможности развития приложений и разрабатываются новые идеи привлечения пользователей.