научный журнал «Актуальные исследования» #5 (84), февраль '22

Развитие малого предпринимательства в России

Статья посвящена вопросам развития малого предпринимательства в современной России.

Аннотация статьи
малое предпринимательство
рыночная экономика
социально-экономическое развитие
Ключевые слова

В вопросе социально-экономического развития нашей страны важнейшую роль отводят сектору предпринимательства. Значительную часть ВВП производят субъекты предпринимательства, и, что не маловажно, создают рабочие места для большой доли трудоспособного населения. Малому бизнесу, благодаря которому государство получает значимую часть средств в бюджет, отводится роль важнейшей составляющей современной рыночной экономики, поэтому проблема развития малого предпринимательства в современных условиях является актуальной для исследования.

Малое предпринимательство позволяет сгладить колебания экономической конъюнктуры, что становится возможным при применении особых механизмов баланса спроса и предложения; им же, во многом, определяется темп экономического роста. Следует отметить, что малое предпринимательство формирует средний класс, который реализуется благодаря созданию рабочих мест. Через создание новых рабочих мест происходит влияние на структурную перестройку экономики и на выполнение специализированных функций, таких как инновации, различные субподрядные функции, профессиональный рост предпринимателей. Передача выполнения отдельных функций и частных задач крупного бизнеса на малые предприятия возникает благодаря незначительной капиталоемкости малого бизнеса и возможности быстрой перестройки производства, при сохранении выполнения специализированных функций на высоком уровне.

Основными признаками, характеризующими предпринимательскую деятельность, являются [1]:

  1. Инициативность и самостоятельность. Это способ самовыражения, заключающийся в осуществлении конкретных преобразований. Мышление у предпринимателей устроено таким образом, что они осознанно берут на себя полную ответственность за успех или неудачу, зная, что конечный результат полностью зависит от них.
  2. Творческий и инновационный характер. Предприниматель находится в постоянном поиске новых инновационных путей совершенствования своего продукта всеми доступными способами. Этот процесс никогда не заканчивается, ведь предприниматель в первую очередь нацелен на получение и рост своих финансовых результатов, а рост невозможен без направленных на него действий.
  3. Систематичность и регулярность. Это заключается в необходимом цикличном повторении всех действий, что помогает сформировать устойчивый постоянный доход. В случае же, когда предприниматель нацелен на увеличение дохода, то включается творческий и инновационный подход.
  4. Риск. Любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Это означает, что предприниматель должен уметь предвидеть разные варианты развития событий и быть готовым к любым поворотам, чтобы оперативно принимать меры по устранению возможных негативных последствий.
  5. Нацеленность на получение прибыли. Только та деятельность, целью которой является извлечение прибыли, может быть отнесена к разряду предпринимательской. Но даже если в конечном итоге положительных финансовых результатов достигнуто не было, это не отменяет изначальную природу данной деятельности.
  6. Ответственность. Предпринимательская деятельность подразумевает возложение на себя юридической ответственности перед коллективом своих сотрудников, перед партнерами, потребителем.
  7. Социально-значимый характер. Это может трактоваться в каждом конкретном случае по-разному, исходя непосредственно из характера деятельности, но в общем смысле имеется в виду то, что осуществление предпринимательской деятельности всегда ориентировано на улучшение каких-либо аспектов жизни общества.

Рассмотрим статистику развития малого предпринимательства в России.

На рисунке 1 отражено количество действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг.

Рис. 1. Динамика количества действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2016-2021 гг., (единиц) [3]

Всего в Российской Федерации за период 2016-2021 гг. снизилось количество действующих малых предприятий с 268488 ед. в 2016 г. до 212429 ед. в 2021 г. (на 56059 ед.). В этот период отмечается устойчивая тенденция снижения предприятий малого бизнеса.

Это связано с давлением факторов, вызвавших замедление экономики России в целом, а также, в 2020 г. меры по противодействию пандемии привели к приостановке деятельности предприятий сферы услуг и торговли [2].

Количество малых предприятий по федеральным округам на 01.01.2022 г. отражено на рисунке 2.

По данным статистики, в 2021 г. наибольшее количество малых предприятий отмечается в Центральном ФО (72711 ед.), наименьшее – в Северо-Кавказском ФО (4687 ед.).

Рис. 2. Количество малых предприятий по федеральным округам на 01.01.2022 г., (единиц) [3]

На карте РФ по федеральным округам отражено количество малых предприятий в 2021 г. (рис. 3).

Рис. 3. Карта малого предпринимательства по федеральным округам в 2021 г. [3]

В целом, среди действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации на 10.01.2022 г. (5866703 ед.), малое предпринимательство занимает 3,6% (212429 ед.). Наибольшая доля принадлежит микропредприятиям 96,1%, на долю средних предприятий приходится 0,3% [3].

На рисунке 4 отражено количество работников, занятых в малом предпринимательстве в России в 2016-2021 гг.

Рис. 4. Динамика количества работников, занятых в малом предпринимательстве в России в 2016-2021 гг., (человек) [3]

За период отмечается тенденция снижения количества работников, занятых в малом бизнесе с 7432979 чел. до 5824977 чел. (снижение на 1608002 чел.) – снижение за 6 лет произошло на 21,6% (снижение за этот период количества предприятий малого предпринимательства составило 20,9%).

Рассмотрим количество продукции и услуг, произведенное малыми предприятиями за период 2016-2021 гг. в России (таблица).

Таблица

Общее количество продукции и услуг, произведенное малыми предприятиями в 2016-2021 гг. [3]

Наименование

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Абс. откл.
2021-2016

Общее количество видов продукции и услуг в РФ

758

981

957

1094

1226

1395

637

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о росте количества видов продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями с 758 ед. в 2016 г. до 1395 ед. в 2021 г. – отмечается рост показателя на 637 ед. видов продукции и услуг (увеличение на 84%), что является положительной тенденцией для российской экономики.

Поскольку малый бизнес (а также, средний бизнес) является одним из источников экономического роста страны, то необходимо его развивать в разных отраслях экономики, чтобы построить экономически развитую страну. Свою эффективность, общественную полезность предпринимательство в России уже доказало.

Таким образом, определено, что доля малого предпринимательства среди действующих субъектов МСП в Российской Федерации невелика – 3,6%. За период 2016-2021 гг. отмечается снижение количества предприятий малого бизнеса на 20,9%, а снижение количества работников, занятых на предприятиях малого бизнеса снизилось на 21,6%. Поскольку малое предпринимательство участвует в реализации задач экономического и социального характера, является главным элементом любой хозяйственной системы, без которой не может развиваться экономика, требуется увеличение государственной поддержки малого бизнеса (особенно сейчас – в период пандемии коронавирусной инфекции).

Текст статьи
  1. Чеберко Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 420 с.
  2. Без спроса не вырасти: статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2021/06/02/krizis-obostril-osnovnye-problemy-malogo-biznesa-v-rossii.html
  3. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html
Список литературы