Автоматизация процесса учёта и анализа отказов устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

В статье рассматриваются цели применения автоматизированных комплексов задач КЗ УО-ЖАТС и КЗ АЛСН для хозяйства автоматики и телемеханики железных дорог. Приведены принципы работы, определены цели создания систем, рассмотрена схема получения и обработки данных КЗ УО-ЖАТС. Осуществляемый КЗ УО-ЖАТС учёт и оценка отказов позволяет производить оперативный анализ причин нарушений эксплуатации устройств, выполнять планирование мероприятий по предотвращению инцидентов. КЗ АЛСН направлена на учёт и анализ нарушений работы устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) и систем автоматического управления торможением поездов (САУТ). В статье приведена схема сбора и обработки данных о нарушениях работы устройств АЛС в КЗ АЛСН.

Аннотация статьи
автоматизированная информационная система
КЗ АЛСН
АЛСН
САУТ
КЗ УО-ЖАТС
нарушения работы
учёт отказов
анализ отказов
надёжность
технологические нарушения
Ключевые слова

В хозяйстве автоматики и телемеханики для повышения эффективности управления инфраструктурой применяются автоматизированные комплексы для учёта и анализа различных отказов, предотказов в устройствах железнодорожной автоматики, телемеханики и связи (ЖАТС) [1]. К таким комплексам относятся КЗ УО-ЖАТС и КЗ АЛСН, входящие в состав комплексной автоматизированной системы управления хозяйством сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) АСУ-Ш-2.

Комплекс задач «Учёт и анализ отказов, повреждений и неисправностей устройств ЖАТС» (КЗ УО-ЖАТС) предназначен для автоматизации следующих задач на всех уровнях управления хозяйством СЦБ [2]:

  • сбор данных о нарушениях работы устройств ЖАТС;
  • оперативный анализ причин нарушений работы устройств ЖАТС;
  • планирование мероприятий по недопущению повторения отказов;
  • формирование оперативных и отчётных документов;
  • представление необходимой информации для реализации функций управления других комплексов задач.

Основными пользователями КЗ УО-ЖАТС являются:

  • диспетчеры дистанций СЦБ (ШЧД), служб СЦБ дорог (ШД), диспетчеры департамента СЦБ (ЦШД);
  • оперативные работники других служб, связанные с отказами ЖАТС (ДСП, ДНЦ и т. п.).

Потребителями информации КЗ УО-ЖАТС являются:

  • оперативные работники дистанций СЦБ (ШЧ) – начальники участков, старшие электромеханики;
  • руководители ШЧ, станций, дистанций пути, локомотивного депо и дистанций электроснабжения;
  • руководители и работники отделов СЦБ службы автоматики и телемеханики (Ш);
  • руководители и работники технологического отдела Центральной станции связи;
  • работники проектных институтов и заводов-изготовителей устройств ЖАТС.

Необходимая информация заносится в программную часть комплекса на дистанционном уровне диспетчером или автоматически, на основе оповещений КАС АНТ, после чего она поднимается до уровня дороги, где она по необходимости подвергается корректировке, и далее департамента, где происходит её аналитическая обработка и анализ с целью выработки обоснованных управленческих решений. Передача данных на сервер вышестоящего уровня осуществляется в автоматическом режиме каждые 10‑15 минут, соответственно работники департамента могут отслеживать оперативные данные практически в реальном масштабе времени. Схема получения и обработки данных КЗ УО-ЖАТС приведена на рисунке 1.

В дистанции СЦБ сбор и фиксацию данных о нарушениях осуществляет диспетчер дистанции, обработка этой информации производится старшим диспетчером или группой надёжности дистанции. Передача информации на другие уровни управления хозяйства Ш и предприятия осуществляется старшим диспетчером или другим работником, назначаемым приказом начальника дистанции.

Рис. 1. Схема получения и обработки данных КЗ УО-ЖАТС

При появлении пометки на графике исполненного движения о неисправности устройств, на основе оповещения КАС АНТ создаётся карточка отказа, со следующим набором данных (рисунок 2): дата и время начала отказа, место возникновения отказа (станция/перегон, сигнальная точка, сигнал, стрелка и т. д.), первичная причина остановки поезда, ответственная служба.

При поступлении информации об отказе от дежурного по станции (ДСП) / поездного диспетчера (ДНЦ) ШЧД вводит первичную информацию об отказе вручную, в которую включаются (рисунок 3): дата и время начала отказа, место возникновения отказа (станция/перегон, сигнальная точка, сигнал, стрелка и т. д.), отказавшая система (устройство системы), характер проявления отказа, к каким последствиям привёл данный факт отказа.

https://www.onil-ato.ru/res/img/pic/uchet-2.jpg

Рис.2. Карточка отказа на основе оповещения КАС АНТ

https://www.onil-ato.ru/res/img/pic/uchet-3.jpg

Рис. 3. Ручной ввод первичной информации об отказе в КЗ УО-ЖАТС

После устранения отказа, восстановления работоспособного состояния устройств ЖАТС, линейный работник дистанции сообщает диспетчеру напрямую, либо через ДСП следующую информацию:

  • отказавшее устройство ЖАТС;
  • описание устранённого повреждения (причину отказа);
  • перечисляет всё отказавшее оборудование (с указанием типа, схемного обозначения, заводского номера и т. д.) и описание повреждения каждого;
  • виновная служба и предприятие (если данный случай не требует расследования).

В случаях, требующих расследования отказа как внутри дистанции, так и с привлечением других служб и предприятий, по окончании отказа диспетчер вводит следующую информацию:

  • виновная служба и предприятие;
  • перечень эксплуатационных последствий данного отказа;
  • перечень задержанных поездов (номера и время задержки);
  • акт служебного расследования;
  • акт технического заключения.

После расследований и проведения оперативного анализа случая отказа руководство дистанции принимает меры по неповторению подобных отказов на дистанции, а диспетчер вносит следующую информацию по каждому мероприятию:

  • описание планируемого мероприятия;
  • ответственное предприятие (службу);
  • ответственного работника (ФИО, должность);
  • планируемая дата выполнения;
  • фактическая дата выполнения (по исполнению данного мероприятия).

Введённые и откорректированные отказы организованы в список. При поступлении новых данных об отказе список обновляется.

Список отказов позволяет осуществлять фильтрацию любого объёма данных за любой необходимый пользователю период. В полученном списке можно быстро группировать данные по основным важным параметрам.

В своей работе диспетчера хозяйства Ш используют оперативные справки и формы, различные акты (служебного расследования, технического заключения), листы журнала ШУ-78, формируемые задачей «Учёт и оперативный анализ отказов, повреждений и неисправностей устройств ЖАТС» (УО). Данные документы требуются так же и для предоставления руководству дистанции (службы, Департамента), для оперативной отчётности перед вышестоящим подразделением, для других служб и предприятий.

Модуль «Формирователь Документов отказов» позволяет получать утверждённый комплект отчётных форм, печатать, сохранять в базе данных и на носитель информации, а также экспортировать данные в Web-формат.

В настоящее время комплект документов обновляется и функциональность по его получению полностью переводится в Web-формат. Создание новых форм производится в задаче Документы по неисправностям СЦБ (АС УО).

Комплекс задач «Учёт и анализ нарушений работы устройств АЛСН и САУТ» (КЗ АЛСН) предназначен для специалистов хозяйства Ш, занимающихся учётом, расследованием и устранением нарушений в работе устройств АЛС и САУТ.

Основные задачи и функции КЗ АЛСН:

  • учёт нарушений нормальной работы устройств АЛС и САУТ;
  • выявление статистическими методами «проблемных» (сбойных) участков, километров, рельсовых цепей и локомотивов;
  • автоматизация документооборота по сбоям АЛС и САУТ между локомотивным депо (ТЧ) и ШЧ с помощью взаимодействия с автоматизированными системами в локомотивном хозяйстве;
  • контроль за расследованием и принимаемыми мерами по устранению нарушений в работе устройств;
  • мониторинг сбоев на карте сети железных дорог, дороге, дистанции;
  • многовариантный анализ сбоев;
  • формирование сетевой и дорожной отчётности и форм многовариантного анализа.

Схема сбора и обработки данных о нарушениях работы устройств АЛС в КЗ АЛСН между ШЧ и ТЧ приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Схема сбора и обработки данных о нарушениях работы устройств АЛС в КЗ АЛСН

Несмотря на автоматизацию технологических процессов по учёту и анализу отказов, в комплексах задач КЗ УО-ЖАТС и КЗ АЛСН присутствует ручной ввод данных эксплуатационным штатом, что приводит к ошибкам и сказывается на достоверности предоставляемой информации в автоматизированных системах хозяйства автоматики и телемеханики. В связи с чем становится актуальной задача по устранению этих ошибок и разработке методов и алгоритмов их выявления [3].

Текст статьи
  1. Горелик, А. В., Орлов А. В., Шерстюков О. С. Методика автоматизированного сбора и обработки информации о предотказных состояниях отдельных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики / А. В. Горелик // Современные наукоёмкие технологии. – Москва: ООО ИД «Академия Естествознания». – 2021. – №10. – С. 28-34.
  2. КЗ УО-ЖАТС // Сайт Отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Автоматизация технического обслуживания, диагностика и мониторинг систем ЖАТ» [Электронный ресурс] URL: https://www.onil-ato.ru/uchet.html (дата обращения 02.01.2022).
  3. Горелик, А. В., Дорохов В. С., Орлов А. В., Скрипниченко И. Г., Шерстюков О. С. Особенности применения информационных систем для управления инфраструктурным комплексом железнодорожного транспорта / А.В. Горелик // Современные наукоёмкие технологии. – 2020. – №6 (часть 2). – С. 228-233.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 02 июля по 08 июля
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
12 июля
Загрузка в eLibrary
12 июля
Рассылка печатных экземпляров
22 июля