Главная
Конференции
Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми обра...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Автор(-ы):

Котенко Валентина Васильевна

Соловьева Оксана Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение
дети с особыми образовательными потребностями
ограниченные возможности здоровья
семья

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт работы государственного бюджетного образовательного учреждения системы социальной защиты населения «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья» по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Текст статьи

На сегодняшний день к образовательным учреждениям в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляются особые требования. Школы и детские сады стараются создать условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не каждая семья в силу разных причин имеет возможность создать условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особенности своего ребенка. Поэтому родители часто обращаются за помощью в учреждения социальной защиты населения.

Работая в государственном бюджетном учреждении системы социальной защиты населения «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья», нам постоянно приходится контактировать с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

У родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, имеется множество проблем, связанных с развитием, образованием и воспитанием. Они воспринимают особенности развития ребенка как собственную жизненную трагедию, которая выражается в несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка, в отсутствии необходимых знаний. Для них характерны выраженные тревожные реакции на болезнь ребенка. Не все родители могут понять проблемы ребенка, осознать их значение и тем более оказать детям нужную помощь, принять ребенка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность. Причины болезни ребенка воспринимаются как что-то, от них не зависящее и неконтролируемое. Многие из них надеются на «волшебное лекарство», которое вылечит ребенка, поможет им справиться с проблемами.

Гонеев А. Д. выделяет качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии проявляются на трех основных уровнях [2].

Психологический уровень. Факт рождения «особенного» ребенка вызывает у родителей, особенно у матерей, серьезный стресс, который часто отражается в отношениях с супругом.

Соматический уровень. Матери детей с нарушениями в развитии, часто болеют из-за переносимых нагрузок, связанных с уходом за детьми.

Социальный уровень. В силу особенностей состояния ребенка сужается круг общения семьи.

Эти изменения мы наблюдаем и в семьях, с которыми работаем. На сегодняшний день на сопровождении центра находится 25 семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно результатам обследования этих семей по классификации американского педиатра Б. Спока [7] получены следующие результаты:

  • родители стыдятся особенностей своего ребенка, охраняя его без необходимости. Ребенок не чувствует себя спокойно и безопасно. Он закрыт и недоволен собой – 3 семьи;
  • родители ошибочно берут на себя ответственность за состояние ребенка, настаивая на использовании самых необоснованных «лечебных» методов – 7 семей;
  • родители не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он не глупее других – 5 семей;
  • родители воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания – 10 семей.

Члены семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не имея возможностей для создания условий для реабилитации, социализации, адаптации и развития такого ребёнка, часто сами нуждаются в помощи психолога. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение семей с особыми детьми подразумевает работу не только с детьми, но и с их родителями: диагностику, консультирование, просвещение, практикумы, тренинги.

В нашем центре имеется необходимое материально-техническое обеспечение для организации системного психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Коррекционную работу проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, логопед. Здесь нужна и важна командная работа специалистов учреждения и семьи. Родители, руководствуясь чувством любви к ребенку, способны персонализировать, дополнять, расширять и развивать методы обучения специалиста, проявлять творчество и изобретательность в воспитании своего ребенка, принимать на себя огромную повседневную работу, чтобы помочь ребенку [5].

Мы оказываем помощь детям, находящимся на сопровождении в центре, в учреждении, а при необходимости, например, детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, и на дому. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с инвалидностью или с ОВЗ в нашем центре состоит из ряда мероприятий. Это посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей, консультации родителей (законных представителей) и детей, социальная поддержка семей, проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения, коррекционно-развивающая работа.

Педагоги стараются помочь каждому ребенку, которому важно вовремя быть увиденными, принятыми, услышанными, понятыми. Современный педагог должен не только шагать в ногу со временем, но и на шаг опережать его. Сегодня есть большое информационное поле деятельности педагога, где он может почерпнуть для себя новое и интересное и передать свой ценный опыт педагогическому сообществу, это стимулирует творчество, повышает профессионализм и социальную значимость педагога в обществе. Это необходимо педагогу, чтобы быть уверенным в результативности своей работы.

Долгожданные положительные результаты работы может принести системное комплексное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на тесном мотивированном взаимодействии ребенка, его семьи и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В коррекционной работе очень важно не опускать руки перед трудностями, а шаг за шагом идти вперед. Эффективность работы будет высокой, если родители будут активны, трудолюбивы, терпеливы, а все члены семьи поймут, что семейные проблемы надо решать всем вместе. Только упорный систематический труд педагогов и семьи, может принести положительную динамику в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с. (Биб-ка практикующего логопеда).
  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.зав./ А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0269/1-0269-1.shtml.
  3. Жулина Е. В. К вопросу о структуре психического развития детей с задержкой экспрессивной речи / Е. В. Жулина, М. К. Фьян // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 3. – С. 1–10.
  4. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Мастюкова Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина. / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.studmed.ru/mastyukova-em-moskovkina-ag-semeynoe-vospitaniedetey-s-otkloneniyami-v-razvitii_53f6d408c72.html.
  6. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А. Савина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. – 223 с. – (Библиотека психолога).
  7. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок. – 1946. [Электронный ресурс]. – URL:http://bookscafe.net/book/spok_bendzhaminrebenok_i_uhod_za_nim-148532.html.

Поделиться

1654

Котенко В. В., Соловьева О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями // Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 февраля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 112-115. URL: https://apni.ru/article/3681-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля