На сегодняшний день к образовательным учреждениям в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляются особые требования. Школы и детские сады стараются создать условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Но не каждая семья в силу разных причин имеет возможность создать условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особенности своего ребенка. Поэтому родители часто обращаются за помощью в учреждения социальной защиты населения.
Работая в государственном бюджетном учреждении системы социальной защиты населения «Ровеньский центр социальной помощи семье и детям «Семья», нам постоянно приходится контактировать с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. К ним относятся и семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
У родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, имеется множество проблем, связанных с развитием, образованием и воспитанием. Они воспринимают особенности развития ребенка как собственную жизненную трагедию, которая выражается в несоответствии ожиданий родителей по отношению к достижениям ребенка, в отсутствии необходимых знаний. Для них характерны выраженные тревожные реакции на болезнь ребенка. Не все родители могут понять проблемы ребенка, осознать их значение и тем более оказать детям нужную помощь, принять ребенка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность. Причины болезни ребенка воспринимаются как что-то, от них не зависящее и неконтролируемое. Многие из них надеются на «волшебное лекарство», которое вылечит ребенка, поможет им справиться с проблемами.
Гонеев А. Д. выделяет качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии проявляются на трех основных уровнях [2].
Психологический уровень. Факт рождения «особенного» ребенка вызывает у родителей, особенно у матерей, серьезный стресс, который часто отражается в отношениях с супругом.
Соматический уровень. Матери детей с нарушениями в развитии, часто болеют из-за переносимых нагрузок, связанных с уходом за детьми.
Социальный уровень. В силу особенностей состояния ребенка сужается круг общения семьи.
Эти изменения мы наблюдаем и в семьях, с которыми работаем. На сегодняшний день на сопровождении центра находится 25 семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно результатам обследования этих семей по классификации американского педиатра Б. Спока [7] получены следующие результаты:
- родители стыдятся особенностей своего ребенка, охраняя его без необходимости. Ребенок не чувствует себя спокойно и безопасно. Он закрыт и недоволен собой – 3 семьи;
- родители ошибочно берут на себя ответственность за состояние ребенка, настаивая на использовании самых необоснованных «лечебных» методов – 7 семей;
- родители не замечают проблем в развитии ребёнка и доказывают себе и всему миру, что он не глупее других – 5 семей;
- родители воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания – 10 семей.
Члены семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не имея возможностей для создания условий для реабилитации, социализации, адаптации и развития такого ребёнка, часто сами нуждаются в помощи психолога. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение семей с особыми детьми подразумевает работу не только с детьми, но и с их родителями: диагностику, консультирование, просвещение, практикумы, тренинги.
В нашем центре имеется необходимое материально-техническое обеспечение для организации системного психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Коррекционную работу проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, логопед. Здесь нужна и важна командная работа специалистов учреждения и семьи. Родители, руководствуясь чувством любви к ребенку, способны персонализировать, дополнять, расширять и развивать методы обучения специалиста, проявлять творчество и изобретательность в воспитании своего ребенка, принимать на себя огромную повседневную работу, чтобы помочь ребенку [5].
Мы оказываем помощь детям, находящимся на сопровождении в центре, в учреждении, а при необходимости, например, детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, и на дому. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с инвалидностью или с ОВЗ в нашем центре состоит из ряда мероприятий. Это посещение семей с целью изучения условий воспитания и проживания детей, консультации родителей (законных представителей) и детей, социальная поддержка семей, проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве, профилактике пагубных привычек, отклонений социального поведения, коррекционно-развивающая работа.
Педагоги стараются помочь каждому ребенку, которому важно вовремя быть увиденными, принятыми, услышанными, понятыми. Современный педагог должен не только шагать в ногу со временем, но и на шаг опережать его. Сегодня есть большое информационное поле деятельности педагога, где он может почерпнуть для себя новое и интересное и передать свой ценный опыт педагогическому сообществу, это стимулирует творчество, повышает профессионализм и социальную значимость педагога в обществе. Это необходимо педагогу, чтобы быть уверенным в результативности своей работы.
Долгожданные положительные результаты работы может принести системное комплексное психолого-педагогическое сопровождение, основанное на тесном мотивированном взаимодействии ребенка, его семьи и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В коррекционной работе очень важно не опускать руки перед трудностями, а шаг за шагом идти вперед. Эффективность работы будет высокой, если родители будут активны, трудолюбивы, терпеливы, а все члены семьи поймут, что семейные проблемы надо решать всем вместе. Только упорный систематический труд педагогов и семьи, может принести положительную динамику в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.