Чтение на родном языке, возможно тогда, когда у ребёнка сложились навыки чтения и умения устной речи. Постепенно чтение для ребенка превращается в процесс узнавания в графике языкового материала, который ему уже известен из устной речи.
У ученика исчезает барьер чтения, когда он начинает понимать значение слов, получившихся у него в процессе сочетания букв и слогов, например: (м + а = ма + ма = мама). Позже образуются частные умения, связанные с пониманием графической стороны текста и их восприятием.
Совершенствование первоначальных умений ребенка происходит, когда у него укрепляются ассоциации между графемами и звуками, а это, в свою очередь, помогает ему быстро узнавать новый языковой материал и предвосхищать значение слов по нескольким буквам. Совершенствованию первоначальных умений способствует и расширение его поля зрения, когда он может охватить целостные графические комплексы. Членение на синтагмы может помочь ему понять смысл всего слова, предложения, а позже и всего текста.
Чтение становится сложным речевым умением, которое обогащает теоретический и практический опыт ребенка.
По мере того как ребенок взрослеет, идёт развитие его общей культуры и все его частные умения в чтении развиваются, улучшаются, шлифуются. После того как он приобрел все эти умения, расстаться с ними ему уже невозможно. Именно, поэтому они могут служить базой при освоении другого языка.
Когда ребенок приступает к чтению на английском языке, он уже имеет навыки чтения на родном языке. Благодаря этим навыкам, процесс восприятия графики полностью автоматизируется, и ребенок может сконцентрировать свое внимание на смысловой стороне чтения. Дети 10-11 лет обычно имеют очень сильную мотивацию к чтению: они получают от него удовольствие; оно обогащает их внутренний мир, расширяет их познавательные горизонты.
Опыт, который получают учащиеся при чтении, их отношение к чтению на русском языке могут и должны стать основой для переноса этого опыта на чтение на английском. Современная методика рассматривает использование опыта чтения как один из важнейших принципов обучения чтению на иностранном языке в современной методике.
В содержании обучения чтению есть 2 основных компонента: языковой материал, который облечен в графическую форму, т.е. имеющий соответствующую звукобуквенную символику, словарный и грамматический материал; основные умения в чтении.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. В это период начинается обучение в школе время, когда малыш проходит обучение в начальных классах.
В этот момент происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такие физиологические изменения требуют от организма ребенка большого напряжения для активизации всех резервов. Характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость можно объяснить тем, что в это время повышается подвижность нервных процессов и преобладают процессы возбуждения. Именно в этот период происходит достаточно заметное формирование личности.
Для этого периода характерны новые контакты и отношения со взрослыми сверстниками, вступление в целую систему коллективов, а еще переход к новому виду деятельности – учению. В это время закрепляется и формируется новая система отношений к людям. У детей формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются другие способности.
Дети в младшем школьном возрасте импульсивны и эмоциональны. Они способны действовать под влиянием импульсов. Они не думают и не взвешивают все импульсы и обстоятельства. Причиной является потребность во внешней разрядке. Одной из возрастных особенностей является их общая недостаточность воли: младшие школьники ещё не обладают большим опытом преодоления трудностей и препятствий и длительной борьбы за намеченную цель.
Они могут потерять веру в свои силы и возможности, опустить руки при неудаче. Нередко можно наблюдать капризность и упрямство Недостатки семейного воспитания обычно являются основной причиной этого. Дети привыкли к тому, что все их требования и желания удовлетворялись полностью, они ни в чём не видели отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма детского протеста против жестких требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Школьники в это время сверх эмоциональны, т.к. их психическая деятельность окрашена чувствами и эмоциями. Окружающий мир вызывает у них эмоционально окрашенные отношения. Дети еще не научились контролю своих эмоций и чувств. Они очень честны в выражении радости или печали, счастья или страха, блаженства или грусти. У детей еще нет эмоциональной устойчивости, поэтому и происходят частые смены настроения например, могут наблюдаться всплески радости или гнева. Позже развивается способность контроля чувств. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные новообразования: память, воля, мышление, воспитание.
Дети младшего школьного возраста, чаще всего имеют низкую концентрацию внимания, они предпочитают изучать целое, а не частное. Дети быстро запоминают информацию и с той же скоростью забывают ее, они не могут концентрировать свое внимание на долгий период времени. Так же у них механическая память развита лучше, чем логическая.
Очень важное преимущество дошкольного и младшего школьного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая в дошкольном возрасте у детей является ведущим видом деятельности. С переходом в начальную школу игры остаются, но уже имеют новые совершенные формы, они превращаются в развивающие. В это время большое значение имеет игровая мотивация, она позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. «Это становится возможным, поскольку с помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. И тогда эффективность формирования у младших школьников способности к общению на новом языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к обучению чтению».
Игровая мотивация со временем переходит в учебную. Все действия начинают выполняться для достижения определенных знаний и умений. Это дает возможность детям получить одобрение взрослых и признание сверстников.
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить.
Во время начального этапа обучения предусматривается выявление и развитие способностей. Развитие фонетического слуха, способность к имитации и выявлению языковых закономерностей, догадку. Ребенок должен прогнозировать и усваивать материал.
Учитель должен постараться увеличить объем оперативной слуховой памяти и единиц зрительного восприятия. В процессе формирования навыков чтения младшим школьникам необходимо преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звукобуквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения.
Чтение вслух дает возможность усилить и упрочнить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности, что особенно важно на начальном этапе и не теряет актуальности для последующих этапов. Поэтому чтение вслух должно сопровождать весь процесс обучения иностранному языку.