В дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:
- содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;
- организационные (формы организации различных видов деятельности);
- технологические (принципы, методы, приемы);
- материально-технические (предметно-развивающая среда);
- социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);
- контрольно-диагностические.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.
Анализ рабочей программы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» следует начать с её содержания (структуры). Итак? она включает в себя следующие элементы:
1. Целевой раздел программы.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Актуальность программы.
1.3 Цель и задачи реализации программы.
1.4 Прогнозируемые результаты освоения программы.
2. Содержательный раздел программы.
2.1 Общие положения.
2.2 Участники процесса реализации программы.
2.3 Учебно-тематический план реализации программы.
2.4 Описание форм, методов, способов, средств реализации программы.
2.5 Игры, развивающие финансовую грамотность.
2.6 Мультфильмы для детей о финансах.
2.7 Литература, используемая на занятиях по финансовой
грамотности для детей.
3. Взаимодействие с родителями.
4. Список используемой литературы и методических разработок в программе.
Рассмотрим их более подробно.
1. Целевой раздел программы.
1.1 Пояснительная записка.
С давних времён считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но социологический опрос, проведённый в мае 2017 года Национальным агентством финансовых исследований, выявил, что 46% граждан России испытывают серьёзный недостаток знаний в финансовом вопросе. Люди всё чаще жалуются на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые уберегли бы их от сомнительных денежных операций. Только 12% опрошенных считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.
И уже в сентябре 2017 года Правительством РФ утверждена государственная Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период с 2017 до 2023 г.г.
Результатом реализации данной Стратегии является достижение главной цели – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия финансового благополучия домохозяйств и обеспечения устойчивого экономического роста. Особое внимание Стратегия уделяет профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных, гражданских служащих и работников бюджетных учреждений, занятых вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг.
Предусматривается более широкое внедрение профильных образовательных программ обучения, рассматривающих анализ практических ситуаций получения финансовых услуг, рассмотрение типовых решений, поведение при нестандартных ситуациях, использование лучшей зарубежной и российской практики.
Итогом реализации данной Стратегии станет сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации, повышение качества финансового образования, формирование ответственного поведения на финансовом рынке, осуществление долгосрочного планирования личных финансов на всех этапах жизненного пути.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013 г.;
- Государственная Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период с 2017 до 2023 г.г., 2017 г.
- Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, 2013 г.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г., с изм. 2015 г.
1.2 Актуальность программы.
Финансовая грамотность – это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование. Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных решений, которые окажут неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и загонят его в долговую яму.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, это достаточный уровень знаний и навыков, чтобы зарабатывать и управлять деньгами.
Сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения.
Мир финансов только на первый взгляд кажется далёким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок деньги от бабушки и дедушки. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.
Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, кинотеатр, оплаты проезда в транспорте, получения карманных денег и т.д. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
1.3 Цели и задачи реализации программы.
Цели:
- формирование основ финансовой грамотности у дошкольников;
- создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;
- формирование норм финансово-грамотного поведения;
- подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста;
- заложить основы экономического образа мышления у дошкольника;
- сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий (экономика, потребности, нормы жизни, деньги, ресурсы, цена, и т.д.);
- совершенствовать коммуникативные качества детей;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать память, внимание, речь;
- стимулировать активность детей;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность;
- воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчётливость, самостоятельность.
1.4 Прогнозируемые результаты освоения программы.
Что должен знать ребёнок, пройдя всю программу по финансовой грамотности:
- Какие бывают деньги, как можно пользоваться деньгами, разумная трата и экономия денег.
- Какие бывают потребности, желания и возможности человека.
- Что такое стоимость, покупка, продажа, из чего складывается цена товара, как определить качество товара.
- Что такое профессия, труд, продукт труда, оплата труда.
- Что такое и из чего состоит бюджет, семейные расходы и доходы, честные источники доходов, способы экономии семейного бюджета.
- Как применять в играх и жизни изученные экономические и финансовые понятия.
Дети должны уметь сопоставлять свои потребности и возможности, осознавать сущность взаимосвязи понятий труд-деньги, купля-продажа, что деньги не возникают сами собой, а зарабатываются и только потом расходуются. Дети должны иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности.
2. Содержательный раздел программы.
2.1 Общие положения.
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6-7 лет. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
2.2 Участники процесса реализации программы.
Появление экономической и финансовой грамотности у детей невозможно без участия их родителей. Только родители могут своим примером показать всю важность нахождения правильных решений при возникновении проблем в повседневной жизни. Воспитание личности возможно лишь в тесном взаимодействии педагога, ребёнка и его родителей.
2.3 Учебно-тематический план реализации программы (табл.).
Таблица
Месяц |
Тема занятия |
---|---|
Сентябрь |
«История возникновения денег», «Финансы» |
Октябрь |
«Труд и продукты труда (товар)», Места и учреждения торговли: магазин, рынок, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин» |
Ноябрь |
««Семейный бюджет», «За покупками в магазин», «Виды профессий и их значимость» |
Декабрь |
«Банк», «Из чего складывается стоимость» |
Январь |
«Виды денег (монеты, банкноты, пластиковые карты)» |
Февраль |
«Бережливость и приумножение» (об экономии в экономике, сохранение богатств природы, смысл копилки) |
Март |
«Где производят деньги», «Профессии в сфере экономики», «Самостоятельная покупка» |
Апрель |
«Экономим свет, воду», «Хлеб всему голова», «Товар-деньги-товар» |
Май |
«Финансовая грамотность – жизненно, увлекательно, интересно» |
2.4 Описание форм и методов проведения занятий.
Главная трудность в формировании экономической и финансовой грамотности дошкольника заключается в приобретении нашими детьми правильного представления о деньгах. Мы, взрослые, порой сами способствуем неправильному развитию, поощряя детей за какие-то достижения с помощью денег. В результате у ребёнка формируется потребительское отношение к взрослым, а затем и, вообще, к жизни. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому очень важно работу по формированию финансовой грамотности начинать с разъяснения природы и функций денег на понятном и доступном для дошкольника языке.
Дети должны усвоить, что деньги – это эквивалент труда, а значит труд стоит на первом месте. Они должны понять, что их родители сначала трудятся на предприятии, чтобы получить заработную плату, и затем на эти средства живёт семья в течение месяца.
И ещё одна проблема в понимании реальной жизни детьми – это почему одни бедные, а другие богатые. Не нужно заострять на этом детское внимание. В процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. Но обязательно нужно акцентировать внимание детей на том, что они посещают детский сад или школу для собственного развития, получения разнообразных знаний, что в дальнейшем им поможет в занятии достойного положения в обществе, а значит и большего финансового вознаграждения за труд. Разъяснять, что пока ребёнок маленький, то выполняя какие-нибудь обязанности по дому, он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства, косвенно участвуя в формировании семейного бюджета.
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровые, познавательно-исследовательские, коммуникативные, трудовые и др.
Формы работы: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование широкого спектра цифровых технологий, виртуальные компьютерные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решения проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребёнок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формироваться должна в ходе игры, используя различные методы и приёмы в их сочетании.
В реализации программы используются игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, познавательно-исследовательские технологии. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать плодотворный темп работы и избегать переутомления детей.
Возможные формы и методы реализации программы: словесные (беседа, объяснение, рассуждения), игровые, наглядные, практические.
2.5 Игры, развивающие финансовую грамотность.
1. «Поход в магазин»
Ребёнок и взрослый поочерёдно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
Цель этой игры – научить ребёнка различать какие товары необходимы срочно и покупку которых можно отложить, учитывая при этом размер семейного бюджета.
На столе раскладываются картинки различных товаров (хлеб, колбаса, конфеты, смартфон, зубная паста и другие). У каждой картинки есть свой ценник. Если дети считают только до 10, значит, все цены в этих пределах.
Ребёнку даём задание: «У тебя 10 рублей. Тебе нужно купить продукты, что-нибудь вкусненькое братишке и зубную пасту. Превышать сумму нельзя».
2. «Банк»
Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить родителям с ребёнком на экскурсию в настоящий банк.
Ребёнок и педагог поочерёдно берут на себя роли банковского работника и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.
3. «Профессии»
Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду. Родители в свою очередь рассказывают ему о профессии каждого члена семьи.
Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
4. «Монополия»
Цель настольной игры – рационально используя свой бюджет, остаться единственным игроком, который не достиг банкротства.
5. «Реклама»
Эта игра хорошо подходит для группы детей. На «витрине» выставляется несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.
6. «Денежный поток», «CashGO», «Финзнайка», «Монеткины»
Компьютерные бизнес-симуляторы, симуляторы инвестиционной деятельности, которые позволяют в лёгкой игровой форме осваивать основы личных финансов и инвестиций. Игры позволяют проверять различные предположения и стратегии на практике, при этом результат ваших действий вы можете наблюдать практически сразу, а ошибки и неудачи не влияют на ваше финансовое благополучие.
2.6 Мультфильмы для детей о финансах.
- Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
- Серии мультфильма «Фиксики»: Деньги. Копилка. Как делают деньги.
- «Богатый бобрёнок»
- «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
- «Незнайка на Луне».
2.7 Литература, используемая на занятиях по финансовой грамотности для детей.
1. Евгения Блискавка «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей».
О том, что существует семейный бюджет, ребёнок, как правило, узнаёт при первых осознанных посещениях магазина с родителями: просьба купить понравившуюся игрушку натыкалась на мамино «сейчас денег нет, с зарплаты».
Книга расскажет, как научить детей обращаться с деньгами, научит разумно тратить и копить.
2. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках».
Сказка, которая объясняет детям основные понятия и принципы управления финансами. История Зайца-предпринимателя знакомит ребёнка со всеми этапами развития бизнеса, включая кредиты и возможность банкротства. Все примеры простые и понятные, есть задания на закрепление материала.
3. Татьяна Попова и Анастасия Булавкина «Волшебный банкомат. Детям об экономике».
Увлекательные приключения брата и сестры, которым тётя на восьмилетие подарила волшебный банкомат. Он переносит детей на чудесный остров, жители которого активно развивают свою экономику. Приключения, задачи и советы родителям помогут ребёнку усвоить основы финансовых отношений и научиться ответственно относиться к деньгам.
4. Джолайн Годфри «Как научить ребёнка обращаться с деньгами».
Это пособие для родителей, в котором разобраны вопросы о значимости денег, что считается экономией, а что – скупердяйством, как не ошибиться в выборе покупки. Книга рассказывает о десяти главных навыках обращения с деньгами и даёт рекомендации по развитию финансовой грамотности ребёнка в разном возрасте, начиная с пяти лет и заканчивая совершеннолетием.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю в форме занятия длительностью – 30 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.
3. Взаимодействие с родителями.
Так как семья играет ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника, то решение этой задачи возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребёнок – родители.
Цель взаимодействия: повышение экономической образованности родителей.
Задачи взаимодействия: повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребёнка, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.
Формы работы с родителями: родительские собрания, открытые уроки, вечера вопросов и ответов, проведение совместных учебных мероприятий, индивидуальная работа, экскурсии, наглядные виды работ, выставки детских работ.
4. Список используемой литературы и методических разработок в программе.
- Крючкова. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) 2013 г.
- Шатова. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников» 2003 г.
- Шатова. «Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет.» 2015 г.
- Поварницина, Киселёва. «Финансовая грамотность дошкольника» 2021 г.
- Кнышова. «Экономика для малышей» 1996 г.
- Интернет-ресурсы Правительства РФ, Минобрнауки, сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан.
- Аменд, Саламатов. «Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания» 2003 г.
- Аношина. «Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями» 2003г.
- Смоленцева. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок» 2006.
- Ягунова. «Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности» 2003г.
- Стахович, Семенкова, Рыжановская. «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» 2020 г.
- Блохина, Терешева. «Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок» 2017 г.