Сюжетно-ролевая игра как средство формирования образа семьи у детей дошкольного возраста
научный журнал «Актуальные исследования» #5 (8), март '20

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования образа семьи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования образа семьи у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре как методу формирования образа семьи в дошкольном возрасте.

Аннотация статьи
образ семьи
сюжетно-ролевая игра
игра
дети дошкольного возраста
семья
Ключевые слова

Последние изменения, которые происходят в обществе на протяжении нескольких лет, привели к постепенному изменению гендерных ролей, в том числе и в семье.

Актуальными становятся вопросы влияния семьи на развитие личностиребенка, а проблемы семейного воспитания. Огромное количество современных исследователей занимаются темой роли отца и матери в воспитании ребенка, а также формирования его личности. Например, Костина М.С. в своей статье отмечает влияние детско-родительских отношений на выбор спутника жизни [4]. Тема роли отца в воспитании не достаточно изучена современными учеными, хотя является актуальной и значимой в области семейной психологии [6], а так же в составлении программ по психологическому сопровождению семьи. Здоровая полноценная семья немыслима без материнства и отцовства.

Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и семейные ценности. Дошкольный возраст сопровождается расширением представлений детей о себе, как о части общества, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучением проблемы формирования образа семьи у дошкольниказанимались такие ученые, как: Гальперин П.Г., Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Тихеева Е.И.и др. По мнению Леонтьев А.Н., особенности формирования представлении о семье закладываются именно в самой семье, так же закладываются основы личности ребенка.

Игра достаточно распространённое явление среди детей. Трактовка данного понятия так же многогранна, как и само действие. Огромное количество научных трудов посвящены игре и её роли в формировании личности ребенка, а также его психофизического состояния. Л.С. Выготский считает, что критерием игры является наличие мнимой ситуации. Под детской игрой понимается моделирование взрослых отношений в ситуациях, которые дети воображают. Роль – это основная единица игровой деятельности, которая является одной из основных источников развития сознания и поведения.

В целом игра человека, как деятельность в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, обучение способам осуществления предметных действий, овладение предметами науки и культуры.

Сторонники психоанализа рассматривают игру как символическое выражение бессознательных тенденций. Широко распространена игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми.

Не случайно Леонтьев А.Н. рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольника, порождающую детское сознание. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Ребенок воспроизводит действия, которые происходят в социальной среде, тем самым познавая этот мир. Она возникает в силу того, что ребенок оказывается способным представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. В жизни каждого дошкольника игра является неотъемлемой частью его деятельности. С помощью игры ребенок изучает окружающих людей, учится общаться, находить компромиссы, проявлять характер. Игра является самым эффективным способом социализации детей. По мнению Эльконина Д.Б., одним из видов игры является сюжетно-ролевая игра, которая позволяет ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличностных отношениях, выделить цели, задачи, смыслы и мотивы человеческой деятельности [3].

Игра дошкольника состоит из разных уровней, которые позволяют войти ребенку в мир взрослых. На первоначальном этапе происходит отражение только внешней стороны деятельность. Затем, по мере взросления ребенка и осознания отношения к своей деятельности элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»). Чем старше ребенок, тем обдуманнее он подходит к выбору сюжета игры, прогнозируя дальнейшие события. В старшем дошкольном возрасте появляются новые сюжеты, которые создаются благодаря впечатлениям, полученным из окружающего мира, а именно: мультфильмов, сказок, рассказов родителей и т.д. [2].

В процессе организации игровой деятельности происходит формирование представлений о семейных ролях у детей дошкольного возраста. С этой целью в дошкольных учреждениях используются сюжетно-ролевые и дидактические игры. Цикл сюжетно-ролевых игр включает в себя такие игры как: «Семья», «Мама, папа и я», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки», «Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение обязанностей» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье.В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.[5].

Дидактические игры так же часто применяются в дошкольных учреждениях для создания образа семьи у ребенка. Так игра «Кто для кого?» позволяет закрепить представления о ролях внутри семьи, игра «Генеалогическое древо» позволяет закрепить знания об истории своей семьи и своих предках, а также игра «Найди сходства и различия» помогает определить сходства и различия между членами семьи, «Чьи это вещи?»- игра, которая позволяет закрепить представления о личных вещах каждого члена семьи.

Подобранные игровые действия способствуют расширению представлений о семье, о ее важности в жизни каждого человека, а также установление более теплых взаимоотношений между ее членами. Знания о своей семьи помогают детям стать уверенными, а тем самым это помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будут даваться знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будет складываться представления о будущей семье. После систематического использования игровой деятельности представления о семье становится более полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о своих будущих семейных обязанностях. Немало важно использование игры совместно с родителями, которые позволят понять ребёнку, что он часть семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, семейным традициям. Так же результатом игровой деятельности является создание целостности представлений о семье и о внутрисемейных отношениях, в том числе и детско-родительских отношениях.

Таким образом, можно сделать вывод, что для ребенка важно, как он представляет свою семью. Знания, которые дети получают в дошкольном возрасте, учат их понимать и строить здоровые отношения и семью в будущем.

Текст статьи
  1. Алипова Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 53-57.
  2. Егорова А. П., Андросова М. И. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 32–37.
  3. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / Ю. В. Миклаева. - М.: А-Пресс, 2004. – 236 с.
  4. Костина М.С. Особенности взаимоотношения детей дошкольного возраста с отцом и матерью // Форум молодых ученых. - 2019. - № 1-2 (29). - С. 362-366.
  5. Сергеева Р. Н., Головенко В. Э., Гильманова Л. В. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. – С. 56-59.
  6. Шаламыгина А.М. Психологические аспекты проблематики девиантного отцовства // Форум молодых ученых – 2018. - № 6-3 (22). - С. 662-665.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа