научный журнал «Актуальные исследования» #5 (84), февраль '22

План маркетинговых мероприятий для развития регионального туризма

В статье рассматривается план маркетинговых мероприятий для возможности развития Астраханской области в качестве туристического объекта для увеличения потока туристов и развития внутреннего туризма в целом.

Аннотация статьи
развитие регионов
развитие туризма
внутренний туризм
туристический поток
Ключевые слова

Актуальность. На сегодняшний день в условиях пандемии, различные направления для туризма стали недоступны. Это уникальная возможность для развития внутреннего туризма страны.

Цель исследования. Разработать план маркетинговых мероприятий для увеличения туристического потока в Астраханскую область.

В условиях современных ограничений многие путешественники задаются вопросом: что посмотреть, не выезжая за пределы России?

И если некоторые регионы являются базовыми туристическими объектами, такие как: Краснодарский край, Кавказ, Байкал и т.п., то некоторые города и области страны не рассматриваются нами как места для отдыха.

Почему же возникает такая ситуация? Ответ очевиден: слабая представленность, как в интернете, так и в общей осведомленности граждан.

Один из главных инструментов для исправления текущей ситуации является, конечно же, маркетинг.

Возьмем, к примеру, Астраханскую область. Помимо известных рыбалок, данный регион вполне можно развить для привлечения туристического потока.

В области расположена дельта необъятной реки Волги, в которой собраны уникальные представители животного и растительного мира, которые, в свою очередь, не встретить больше нигде. Многие из них занесены в Красную книгу из-за действий браконьеров и лесорубов, лишающих животных дома и кормовой базы.

Лотосовые поля в период цветения – особенное и уникальное место, которое нельзя не упомянуть и обязательно к посещению!

Заповедники – не единственное, чем может гордиться область. Старинный центр города с многочисленными памятниками архитектуры, включая Астраханский кремль: комплекс кремля представляет собой целостный ансамбль памятников оборонного зодчества, культовой и гражданской архитектуры и включает в себя 22 объекта XVI – начала XX вв.

Нельзя также не отметить солнечную погоду с высокой температурой более 5 месяцев в году, сезонные фрукты, овощи и, конечно же, знаменитые арбузы – местную достопримечательность.

В регионе вполне возможно проводить целые гастрономические туры: разнообразие речных рыб, икры и местных национальных деликатесов это позволяют.

Согласно исследованию, на сегодняшний день внутренний туризм имеет ряд проблем, основными в Российской Федерации считаются:

  1. Проблема средств размещения. Сюда относят недостаточное количество средств размещения, ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения.
  2. Транспортная проблема. Инфраструктура для путешествий автотранспортом отсутствует: дороги низкого качества, придорожных кафе, гостиниц, стоянок и т. п. мало. А те предприятия, которые имеются, оказывают низкий уровень сервиса, но при этом устанавливают высокие цены. Стоимость транспортных услуг (авиа и железнодорожного транспорта) также высокая.
  3. Слабый интерес инвесторов к индустрии туризма. Это обусловлено низкой окупаемостью инвестиций в сфере туризма. Инвесторам выгоднее вложить средства в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее.
  4. Низкий уровень сервиса. Проблема низкого уровня сервиса в большей мере с недостатком квалифицированных кадров.
  5. Низкий уровень «культуры отдыха». «Культура отдыха» подразумевает готовность населения принимающих регионов, а также работников туристской сферы к взаимодействию с туристами, обменом опытом, проявлением доброжелательности и гостеприимства, проявлению такта и толерантности, а также уважительное и бережное отношение туристов к посещаемым ими объектам и территориям, быту и обычаям местного населения, укладу их жизни.

Внутренний туризм имеет положительную тенденцию роста. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по стране выросло. Несмотря на то, что внутреннему организованному турпотоку эксперты предсказывали нулевой рост в 2018 году, эти прогнозы не сбылись: в итоге он вырос в среднем на 8–10 % [6].

Безусловно, есть особая часть туристов, которые из года в год посещают Астраханскую область. Но какие мероприятия помогут нам создать постоянный поток, тем самым дать возможность привлечения финансирования как со стороны федерального управления, так и со стороны самих туристов? Ответим на этот вопрос в этой статье.

План маркетинговых мероприятий для развития Астраханской области в качестве туристического объекта

  1. Партнерская программа с компаниями-перевозчиками. Пример: PR-кампании, совместные с авиа и/или ж/д перевозчиками. Открытие нового направления, еще и по низкой цене значительно увеличит приток туристов, имеющих интерес к новым направлениям.
  2. Проведение фестивалей федерального масштаба, саммитов. Такие мероприятия позволяют привлечь внимание лидеров мнений, а, соответственно, их аудиторию и просто заинтересованных лиц.
  3. Наполнение поисковой выдачи релевантным контентом. На сегодняшний день в СМИ нет необходимого количества нужной информации, которая могла бы заинтересовать потенциального туриста. Как пример, руководство Биосферного заповедника Астраханской области могут вести блог с необходимым контентом, который в свою очередь, будет индексироваться в поисковой выдаче при необходимых запросах. Это может быть не только заповедник, но и муниципальный управляющий орган города и области.
  4. Создание программ поддержки частных туристических организаций. Как пример: в городе существует байдарочный клуб “Банды панды”. Активисты данного клуба проводят экскурсионно-спортивные сплавы по дельте Волги, по минимальной стоимости для туристов. Для развития подобных организаций необходима господдержка.
  5. Работа с инфлюенсерами и лидерами мнений (блогерами). Привлечение известных блогеров, освещающих туристическую тематику: условно, можно пригласить в трехдневный тур Антона Птушкина с максимально интересной программой путешествия, помимо знаменитой рыбалки. На сегодняшний день инфлюенсеров-путешественников очень много на просторах самых эффективных площадок: Instagram и YouTube.
  6. Создание тематических социальных сетей с возможностью освещения природных ресурсов и возможностей региона.

Наполнение качественного контента, а также его продвижение требует высококвалифицированных специалистов: фотографов, видеографов, копирайтеров, таргетологов и smm-менеджера.

Это лишь небольшая часть инструментов, которые можно применить не только для развития Астраханской области, но и других регионов страны, в которых есть незамеченный туристический потенциал.

В других странах туристические места, имеющие значительно меньший природный ресурс привлекают туристический поток, просто улучшая инфраструктуру вокруг этих мест, создавая карту достопримечательностей и т.д. Почему же, имея такие уникальные места в стране мы не можем сформировать устойчивые направления для путешествий?

Безусловно, изначально необходима стратегия и упаковка самого продукта – это и будет первым шагом к развитию одной из самых уникальных областей на карте нашей страны. Тем более, что многие регионы уже имеют так называемые свои “символы” – это, в свою очередь, значительно упрощает работу над упаковкой бренда региона.

Текст статьи
  1. Федеральная служба государственной статистики «Россия в цифрах 2018» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf
  2. Шатько, Е. А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Е. А. Шатько. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (245). – С. 65-67. – URL: https://moluch.ru/archive/245/56526/ (дата обращения: 03.02.2022).
Список литературы