Главная
АИ #5 (84)
Статьи журнала АИ #5 (84)
История появления грузоподъёмного механизма и его развития и применения

История появления грузоподъёмного механизма и его развития и применения

Рубрика

Машиностроение

Ключевые слова

мультилифт
грузоподъемные устройства
подъемники
компания Partek
телескопическая стрела
гидравлический привод
крючковой захват

Аннотация статьи

Автомобили с использованием принципа сменных кузовов позволяют перевозить на одном шасси практически любой груз: от бытового мусора до контейнеров или цистерн, строительного или сельскохозяйственного оборудования. Multilift «мультилифт» – автомобильная система на сегодняшний день просто не имеющая конкурентов при обеспечении потребностей нашего стремительно развивающегося мира.

Текст статьи

Что такое multilift (мультилифт)? Это специальный механизм, используемый для погрузки или выгрузки, имеющий гидравлический привод и крючковой захват. Как в свое время только не называли данные устройство «Автотранспортные средства с устройством для горизонтального продольного перемещения грузов», «Погрузочно-разгрузочная система, устанавливаемая на шасси грузового автомобиля» но, всё осталось в прошлом на страницах умных брошюр. Выговорить это слово мультилифт просто и запомнить легко, и звучит оно понятно.

Данная система устанавливается на грузовой автомобиль и делает выгрузку или погрузку более удобной рис. 1.

Рис. 1. Принцип работы системы мультилифт на автомобиле

На самом деле multilift – это торговая марка финской компании Partek, которая и сегодня выпускает грузоподъемные устройства с этим названием. Во всем мире со словом multilift ассоциируются подъемники только этой фирмы, а класс автомобилей имеет собственное обозначение [1].

Первоначально в СССР подобные системы использовались военными еще в 1930-х годах, хотя и имели простейшую конструкцию. Изначально это была лебедка с подвижной рамой и роликовыми опорами и применялась для облегчения погрузки и выгрузки сборных понтонных переправ рис. 2.

Рис. 2. Первые автомобили, использующие принцип мультилифта

Так, в Красной Армии с 1932 г. в составе наплавного понтонного парка Н2П применялся автомобиль ЗиС-5 «литер А», перевозивший носовые полупонтоны. Автомобиль имел скошенную заднюю часть кабины и сварную треугольную металлическую ферму с приспособлениями для крепления полупонтона. Для загрузки полупонтонов служила лебедка с приводом от трансмиссии автомобиля рис. 3.

Рис. 3. Принцип работы системы мультилифт на автомобиле

Появившись в конце 1940-х гг., эта техника давно стала нарицательным именем для огромного парка подобных машин. Так, само слово «мультилифт» – общее название погрузочно-разгрузочной системы, устанавливаемой на шасси грузового автомобиля, пришло к нам вместе с поставками подъемников марки Multilift компании Partek, которые производили в Финляндии. Изобретателями такой системы считаются братья Терхо из г. Райсио (Финляндия), которые в 1947 г. запатентовали надстройку для грузовых автомобилей, позволяющую опускать на землю бортовую платформу. Грузовик опускал бункер на землю для загрузки, а сам без простоев транспортировал уже загруженные бункеры.

В США первое грузоподъёмное устройство для грузовика было использовано в далёком 1947 году. Идея механического снятия грузовой платформы на землю, а затем её постановка на шасси грузовика оказалась настолько востребованной, что продолжает пользоваться успехом по сей день. Сегодня мультилифт прочно вошёл в оснащение крупных транспортных компаний в качестве важного оборудования, облегчающего погрузку-разгрузку сменных кузовов на грузовые автомобили.

Оборудование мгновенно стало необычайно популярным, дав толчок к дальнейшему развитию целого направления в машиностроении. Основанная ими компания Multilift Oy в 1977 г. вошла в состав компании Partek и после долгой череды слияний оказалась в составе известной шведской компании HIAB, ныне ставшей частью концерна Cargotec.

Мультилифт как альтернативный способ перевозки грузов. В Германии их называют abrollkipper – самосвалы со скатывающимся кузовом.

В России под термином «мультилифт» подразумевают класс автотранспортных средств, оснащенных грузоподъемной системой с продольным перемещением кузова по отношению к шасси. На самом деле multilift – это торговая марка финской комании Partek, которая и сегодня выпускает грузоподъемные устройства с этим названием.

Каким же образом в России имя продукта превратилось в название группы грузоподъемных механизмов? Все очень просто. До 1980-х годов Россия (тогда еще Советский Союз) не выпускала автомобили с подобными устройствами. В стране не было острой потребности в таких машинах, да и шасси грузовика собственного производства, пригодного для установки мультилифта, и автомобиля под монтаж данного оборудования тоже не было. Ситуация изменилась только в 1976 году с началом производства грузовых автомобилей КамАЗ в Набережных Челнах. Практически сразу они стали «примерять» на себя европейские «одежки». В числе прочих европейских «кузовных изысков» на КамАЗах появились и подъемники multilift, которые производили в Финляндии, а устанавливали на шасси в СССР. Число таких машин в парках постепенно увеличивалось, однако все они были одного производителя. Отечественная промышленность так и не смогла освоить производство этих подъемников, хотя экспериментальные машины выпускали. Название «мультилифт» накрепко связалось у советских водителей со всеми машинами, оснащенными финскими устройствами: подъемников других производителей в Союзе просто не было. После распада СССР такие устройства начали выпускать и отечественные заводы, и многие зарубежные компании. Все их по привычке называли мультилифтами. В СССР поставляли финские устройства двух типов: CL-8 и CL-10. Их устанавливали на шасси КамАЗ-5320, -54112 и -53212. Конструкция представляла собой подъемную наклоняющуюся раму, шарнирно закрепленную на подрамнике, и все это располагалось на раме базового шасси.

По видам захватов для подъема грузов «мультилифтовые» механизмы делят на три основные группы.

Тросовый захват – самая первая конструкция, основоположник направления. Состоит из поднимающего подрамника, шарнирно-закрепленного на нем надрамника, гидроцилиндров и лебедки. Оснащенная двумя барабанами лебедка с гидроприводом втягивает сменный кузов на надрамник, который затем опускается и фиксируется на самой платформе.

Крюковой захват – самый распространенный, и сегодня большинство производителей отдают предпочтение именно этому типу подъемника. Подъемная рама отличается Г-образной формой, на коротком конце рамы расположено крюковое устройство, которое входит в зацеп с дышлом сменного модуля, после подъема которого происходит фиксация на платформе специальными блокираторами с гидроприводом представлен на рис. 4.

Рис. 4. Размещение системы мультилифт на автомобиле (крюковой захват Г-образной формы)

Рамный захват – обладает практически всеми характеристиками крюкового захвата, но сам захват кузова осуществляется снизу с использованием крюка, зафиксированного на замкнутой цепи показан на рис. 6. Но из-за высокой стоимости и сложности конструкции, а также частых засоров подъемного механизма данный вид захвата не выпускается уже много лет.

Рис. 5. Рамный захват

На слуху у российских потребителей спецтехника европейских производителей таких брендов, как KROMANN, PALFINGER, Hiab, Hyva. Среди них «мультилифты» компании PALFINGER пользуются заслуженной популярностью. Австрийский завод выпускает более 50 моделей крюковых погрузчиков грузоподъемностью (г/п) от 5 до 32 т. Наиболее подходящая под требования российского рынка серия «мультилифтов» Telescopic предлагается с телескопическим механизмом перемещения бункера. Такая конструкция позволяет применять крюковые погрузчики для работы с контейнерами различной длины. Кроме того, погрузчики этой серии могут быть смонтированы и на прицепы. А легкий доступ ко всем элементам позволяет быстро и недорого проводить плановое техобслуживание. Как и другие продукты компании Palfinger, погрузчики этой серии отличаются простотой в использовании, высокими стандартами безопасности, надежностью и быстротой работы. Кроме того, версия Duo, например, у мод. Telescopic T07, подходит для контейнеров как с маленькой, так и с большой высотой крюка.

Учитывая, что стоимость импортной спецтехники не всем по карману, компания PALFINGER сотрудничает со многими отечественными предприятиями, наладив выпуск своей продукции в России. Так, в 2014 г. частью международного концерна PALFINGER стала компания «Подъемные машины», в состав которой входит российский завод «ВЕЛМАШ-С» из Великих Лук. Этот машиностроительный завод предлагает бюджетные варианты, чьи технические характеристики находятся на высоком техническом уровне. Основанное в 1944 г. предприятие в наши дни выпускает 4 модели крюковых погрузчиков серии МПР г/п от 5 до 20 т. МПР (Механизм Погрузочно-Разгрузочный) – собственное название аналога системы «мультилифт».

Из всего ряда техники выделяется мод. МПР-20П.58, способная легко работать с груженым 20-тонным контейнером, демонстрируя время погрузки в пределах 1,5 мин. МПР изготовлен с использованием современных импортных сталей и гидравлических компонентов ведущих мировых производителей.

В 2015 г. предприятие выпустило первый крюковой погрузчик мод. PALFINGER PH T20 Pi г/п 20 т. Он изготовлен на заводе «ВЕЛМАШ-С» по лицензии компании РALFINGER и по ее оригинальным чертежам, но полностью из отечественных материалов. Из импортных комплектующих в этой модели используются только гидравлические компоненты: главный гидрораспределитель и гидрозамки. Данная модель крюкового погрузчика может быть установлена на отечественные или импортные трехосные шасси массой 26 т. Сегодня «ВЕЛМАШ-С» активно осваивает новые сегменты рынка, так, в планах завода производство новых моделей погрузчиков г/п от 10 до 30 т.

«Мультилифты» известного на российском рынке бренда KROMANN много лет успешно продает официальный дистрибьютор ООО «Грузавтомаркет». Кроме продаж компания занимается организацией монтажных центров, гарантийным и сервисным обслуживанием, благодаря чему имеет солидный опыт работы на рынке «мультилифтов». Разработаны десятки проектов «мультилифтов» различной грузоподъемности практически на всех доступных автомобильных шасси. На основе разработанных компанией технических заданий конструкторы из Германии и Польши специально для российского рынка спроектировали базовую линейку крюков KROMANN, отличающихся повышенной грузоподъемностью, надежностью и ремонтопригодностью.

Завод-изготовитель погрузчика KROMANN – польский партнер Skibicki Technika Transportowa с опытом работы более 35 лет в производстве надстроек для грузовой техники. За счет такой интернациональной работы, а также выгодного расположения польской производственной площадки стоимость «мультилифта» KROMANN при высоком европейском качестве существенно ниже, чем у других известных зарубежных брендов.

Список литературы

  1. https://tk-lift.ru/news/istoriya-sozdaniya-pogruzochno-razgruzochnoy-siste/
  2. https://www.kolesa.ru/author/38391
  3. https://www.palfinger.com/paldrive/ru-ru/tovary/kryukovye-pogruzchiki/kryukovoy-pogruzchik-multilift-rn-t20pi.57-kamaz-kamaz-6520~529220
  4. https://os1.ru/article/24126-modernizatsiya-i-lokalizatsiya-kryukovyh-pogruzchikov-krugliy-stol

Поделиться

1491

Сафронов П. А., Волков В. В., Передня А. В., Иванников А. А. История появления грузоподъёмного механизма и его развития и применения // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 54-59. URL: https://apni.ru/article/3694-istoriya-poyavleniya-gruzopodyomnogo-mekhaniz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января