научный журнал «Актуальные исследования» #5 (84), февраль '22

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

В статье рассматривается проблема подготовки и конструирования современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Аннотация статьи
системно-деятельностный подход
современный урок
требования ФГОС
технологии обучения
Ключевые слова

Современному обществу нужны люди, которые отличаются мобильностью, способностью к сотрудничеству, которые умеют анализировать и принимать взвешенные решения. Именно таких выпускников должна готовить школа сегодня.

Обучение человека в значительной мере происходит на уроке, вот почему качество подготовки обучающихся по любому предмету во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Что же такое современный урок, каким он должен быть в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов?

В основе современного урока лежит единство обучения, воспитания и развития, поэтому при планировании урока необходимо помнить, что на уроке ребенок не только получает знания, но и развивается как личность.

Для того чтобы уровень урока был достаточно высоким, педагогу необходимо постараться сделать каждый урок творческим, помня о том, что сегодняшний урок должен быть: личностно-ориентированным, деятельностным и компетентностным.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к уроку следующие требования:

  • тема и цель урока должны быть четко спланированы;
  • задачи должны соответствовать достижению цели и формулируются обучающимися самостоятельно;
  • должна прослеживаться логическая связь этапов урока (структура урока соответствует выбранному типу урока);
  • урок, должен быть творческим и развивающим (проблемно-ориентируемым);
  • на уроке необходимо реализовывать индивидуальный подход (наличие заданий для детей разного уровня обученности);
  • выбранные формы, методы и приемы должны способствовать формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных);
  • урок, должен содержать разнообразные виды деятельности обучающихся;
  • главные постулаты урока: сотрудничество, взаимопонимание, атмосфера радости и увлеченности.

Перечисленные требования обеспечивают системно-деятельностный подход в процессе обучения.

Системно-деятельностный подход – это методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе [4].

Данный подход позволяет так организовать учебный процесс, чтобы дети сами планировали свою деятельность в соответствие с темой и целью урока.

Федеральный государственный образовательный стандарт вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуя его, совершая разнообразные учебные действия [3, с.114].

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества.

Главная методическая цель системно-деятельностного урока – создание условий для проявления познавательной активности всех учеников. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки отработки умений и рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля [2].

В соответствии с выбранным типом разрабатывается определенная структура урока, в которой все этапы должны следовать определенной цели и должны быть логически связаны между собой.

Для проведения системно-деятельностного урока необходимо использовать современные технологии обучения, обеспечивающие формирование у обучающихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Таких технологий множество, перечислим наиболее используемые в педагогической практике:

  • технологии личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения;
  • педагогика сотрудничества;
  • проектные технологии;
  • игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • кейс-технологии и другие.

Нельзя научиться чему-либо, наблюдая за другими. В традиционной форме обучения большинство учащихся так и остаются наблюдателями. Современный урок необходимо строить так, чтобы каждый ребенок был включен в активную познавательную деятельность. Этого можно достичь, используя парную и групповую форму работы.

Парная и групповая формы организации деятельности обучающихся позволяют детям проговорить изученный материал, получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, совместными усилиями найти необходимую информацию и сделать выводы. Все это делает обучение более успешным, так как основной задачей учителя начальных классов является формирование умений школьников находить, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Далеко не все в учебном процессе для младших школьников является интересным. Чтобы заинтересовать детей и заставить их учиться, учителю необходимо на уроках использовать приемы проблемного обучения.

Проблемное обучение вызывает интерес, эмоциональное обсуждение вопроса, поиск, размышление. Обучающиеся сами планируют свою деятельность, находят информацию, контролируют свою деятельность и оценивают свой результат.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны и положительно влияют на желание школьников учиться, познавать новое. Постоянное использование данных методов на уроках приводит к тому, что ребенок не останавливается перед трудностями, а стремиться их преодолеть.

Какие же приемы создания проблемных ситуаций учитель начальных классов может использовать при проведении уроков:

  1. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.
  2. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  3. Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций.
  4. Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Проблемное обучение предполагает исследовательскую деятельность обучающихся. Дети начальных классов по своей природе исследователи, поэтому именно в начальной школе должны формироваться умения находить, анализировать информацию и делать выводы. Главное для учителя – заинтересовать детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.

Использование приёмов проблемного обучения, исследовательских методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, достичь высоких личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, поэтому на помощь учителю приходят информационно-коммуникационные технологии.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили учителю в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций; принцип доверительности; принцип обратной связи; принцип занятия исследовательской позиции [1, с. 67].

Таким образом, отношение учителя к планированию и проведению урока, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Текст статьи
  1. Азимова Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании / Ф. Р. Азимова // Достижения науки и образования. – 2018. – № 15 (37). – С. 66-68.
  2. Осипова Е. В. Технологии проектирования современного урока / Е. В. Осипова, Ю. В. Навроцкая // Академия профессионального образования. – 2020. – № 1 (92). – С. 35-39.
  3. Петруленков В. М. Современное урок в условиях реализации требований ФГОС / В. М. Петруленков. – М.: ВАКО, 2020. – 112 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС: общее описание определения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sites.google.com/site/fedgosobstndt/sistemno-deatelnostnyj-podhod-kak-metodologiceskaa-osnova-fgos (дата обращения 27.01.2022).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня