Главная
АИ #5 (84)
Статьи журнала АИ #5 (84)
Крестовоздвиженская община сестёр милосердия

Крестовоздвиженская община сестёр милосердия

Автор(-ы):

Азизова Влада Яшаровна

Секция

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

война
медицина
история
биография
героизм
самоотверженность
самопожертвование

Аннотация статьи

В статье рассматривается образование первого в России объединения сестёр милосердия для оказания помощи солдатам прямо во время боевых действий, увеличения числа выживших от ран и травм в военно-полевых условиях.

Текст статьи

Война и женщина – эти два слова кажутся несовместимыми, когда звучат вместе. Однако, женщины на войне сражались наравне с солдатами, только солдаты шли против пуль и оружия, а женщины всеми силами боролись за жизнь раненого бойца. Медсестры, или, как их называли, сёстры милосердия. Шли годы, а женщины так и оставались рядом с солдатами. Сестры милосердия помогали не только физическим трудом, перевязывая раны и останавливая кровотечения. Они помогали своей энергетикой, лаской и внимательность. И по сей день медсестры не отходят от больных, помогая им набираться сил, поддерживая и оказывая такое необходимое внимание.

Одним из первых авторов постсоветского периода, обратившихся к исследованию благотворительности, был П.В. Власов. В своей книге «Обитель милосердия» [1] он попытался обобщить все сведения о благотворительной деятельности в дореволюционной Москве, в том числе освещая деятельность некоторых общин сестер милосердия.

В сборнике, посвященном деятельности первых в России сестер милосердия, участниц обороны Севастополя 1855-1856 гг., собраны раритетные материалы из фондов редких книг научной библиотеки «Таврика» им. А. X. Стевена: воспоминания участников Крымской войны, письма сестер милосердия, отзывы современников о великом подвиге русских женщин. Книга иллюстрирована литографиями, рисунками и фотографиями середины XIX века [2].

Книга «Быть сестрой милосердия. Женский лик войны» [3] Елены Первушиной. представляет собой сборник воспоминаний сестер милосердия. Эти женщины спасли тысячи жизней в годы Крымской, Русско-японской и Первой мировой войны. Записки сестер милосердия как нельзя лучше рассказывают о героической работе.

Крестовоздвиженская община, основанная в Петербурге в самом начале Крымской войны (1853–1856), была одной из первых общин сестёр милосердия. Известный хирург профессор петербургской Медико-хирургической академии Н.И Пирогов назвал эту войну «травматической эпидемией». Хирург пытался добиться, чтоб его отправили на поле боевых действий, но Николай I отказывал врачу. Чтобы получить разрешение на выезд, Николай Пирогов обратился к великой княгине Елене Павловне, которая добилась для него царского разрешения; она и сама горячо желала оказать помощь фронту. Тогда Н.И. Пирогов подсказал Елене Павловне идею, что для раненых бойцов необходимо организовать медицинскую помощь на самом поле сражения. И великая княгиня принялась воплощать задумку в жизнь, решив образовать в войсках отряд сестёр милосердия. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи в военно-полевых условиях.

Главным делом Елены Павловны стало основание Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Во время Крымской войны обеспечение русских войск было очень слабым – на фронте часто не хватало самых необходимых медикаментов, а самое главное помощи профессионального медицинского персонала. Те лекарства, которые поступали в полевые больницы, были либо суррогатами, либо недоброкачественной подделкой. Положение на фронте ухудшалось тем, что количество умерших от ранений и травм всё росло – от болезней и ран в госпиталях умирало больше бойцов, чем во время сражения на поле боя.

Великая княгиня была сильно обеспокоена серьезным положением в Севастополе. И тогда она обратилась к женщинам, имеющим российское подданство и не связанным узами брака, с призывом посвятить себя помощи больным и раненым защитникам Отечества. На призыв княгини отозвались тридцать русских женщин с самоотверженной готовностью помочь солдатам.

Община объединила в себе женщин разных сословий: среди них были вдовы и дочери помещиков, дворян, титулярных и коллежских советников, офицеров российской армии и флота, купцов, но вошли в общину и те, кто не имел высокого социального статуса.

Материальные затраты по обеспечению сестер милосердия Елена Павловна взяла на себя. Она также старалась воодушевить сестёр, готовившихся к нелёгким обязанностям по уходу за больными, настраивала их на духовное, религиозное начало, которое бы воодушевляло их в тяжёлых испытаниях и давало бы силы.

25 октября 1854 года были утверждены устав и правила Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о больных и раненных в военных госпиталях. Согласно уставу общины, при уходе за ранеными они не имели права принимать от страждущих никаких денег, подарков и иных вознаграждений. После необходимого обучения и предварительного испытания княгиня надела каждой из сестёр милосердия специально учрежденный крест на голубой (Андреевской) ленте. Он имел две надписи: «Ты, Боже, крепость моя» и «Возьмите иго моё на себя». Женщины, посвятившие себя делам милосердия, дали обещание всеми силами служить своим братьям во Христе.

На следующий день сестры отправились в Севастополь, где их принял под свое руководство профессор Н.И. Пирогов. После литургии сестры дали клятву: «Доколе сил моих станет, употреблять буду все мои попечения и труды на служение больным братьям мои» [4]. Через некоторое время женский отряд пополнился новым составом сестёр, прибывшим на фронт. Так образовалась первая в мире женская община по уходу за ранеными в Крымской войне – Крестовоздвиженская община. Для сестёр милосердия была утверждена особая форма одежды: коричневое платье c белыми обшлагами, белый фартук и такого же цвета чепчик установленного образца.

Женщины во время войны трудились самоотверженно: помогали раненым, ухаживали за больными. До приезда сестёр милосердия многие раненые солдаты находились в ужасных условиях содержания: без какого-либо присмотра и должной медицинской помощи многие просто лежали на грязном полу без матраса. Но с помощью Крестовоздвиженской женской общины, а также при соблюдении специально принципа «сортировки» [5] больных, который установил хирург Н.И. Пирогов, в госпиталях восстановился порядок, и раненые стали получать должную медицинскую помощь и уход. Этот принцип «рассеивания больных» буквально произвел переворот в области военно-полевой хирургии.

Во время войны главным центром деятельности общины был Севастополь. Небольшие группы сестёр были также распределены по населённым пунктам: Бахчисарай, Симферополь, Перекоп, Херсон, Николаев.

Деятельность Крестовоздвиженской общины не прекращалась, даже когда закончилась Крымская война. Княгиня Елена Павловна настояла, чтобы община стала постоянным учреждением. В 1856 году по её инициативе была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр милосердия.

От Крестовоздвиженской общины берёт свое начало Российское общество Красного Креста, которое было создано в 1867 году.

Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились на перевязочных пунктах, в госпиталях, спасая жизни многих тысяч людей. Своим примером сёстры милосердия показали, какой самоотверженной может быть русская женщина, как она готова пожертвовать многим для помощи, не жалея себя.

Подвиги сестёр милосердия всегда находили отклик в сердцах русского народа. Происходил подъём патриотического настроя среди солдат и военачальников. Молодые девушки шли на курсы сестёр милосердия и с гордостью служили Отечеству в военно-полевых условиях.

Развитие медицины во многом предопределило будущее страны, стали совершенствоваться методы лечения больных, как в военно-полевых условиях, так и в мирное время. Постоянное развитие, экспериментирование помогло добиться тех результатов, которые медицина имеет на сегодняшний день. Современные медики совершают не менее героические подвиги, «сражаясь» с новыми видами болезней и вирусами. Рискуя своим здоровьем, они разрабатывают и проверяют новые методы лечения и вакцины. Годами ищут решения для возможности избавить от неизлечимых болезней. Самое главное нам нужно верить в них и поддерживать, как верили бойцы своим сестрам милосердия.

Список литературы

  1. Власов П. В. Обитель милосердия: [О дорев. моск. благотворит. учреждениях] / П. Власов. - М.: Моск. рабочий, 1991. – 301 c.
  2. Сестры милосердия в Крымской войне 1853-1856 годов. [Текст] / [составление Н. Н. Колесникова]. - Симферополь: Бизнес-Информ,2005. - 335 с.
  3. «Быть сестрой милосердия. Женский лик войны» / Сост. Елена Первушина. - Москва: Алгоритм, 2017. – 286 с.
  4. Великая княгиня Елена Павловна: трагедия и борьба сильной женщины в век, когда правили мужчины. [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/velikaja-knjaginja-elena-pavlovna-tragedija-i-borba-silnoj-zhenshhiny-v-vek-kogda-pravili-muzhchiny.html (дата обращения: 01.02.2022).
  5. Пирогов Н. И. Создатель медицинской сортировки [Электронный ресурс]. URL: https://www.medsovet.info/book/content_28 (дата обращения: 03.02.2022).

Поделиться

1888

Азизова В. Я. Крестовоздвиженская община сестёр милосердия // Актуальные исследования. 2022. №5 (84). С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/3701-krestovozdvizhenskaya-obshchina-sestyor-milos

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля