Главная
Конференции
Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук
Психологические факторы профессионального стресса у менеджера

Психологические факторы профессионального стресса у менеджера

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

стресс
профессиональный стресс
менеджер
эффективность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные научные понятия о воздействии стрессовых состояний на психическое здоровье персонала организации и эффективность его работы.

Текст статьи

Актуальность. Проблема изучения психологических факторов профессионального стресса у менеджеров считается одним из важных вопросов, которые стремительно формируются в ряде наук гуманитарного характера. В настоящее время количество исследований по стрессу увеличилось многократно, затрагивая самые различные сферы жизни человека. Глубокая тема для изучения – профессиональный стресс. Ученые во многих странах мира говорят о том, что стрессы усиливают свое влияние. Мощное стрессогенное воздействие оказывают следующие факторы: острая перемена социального сознания, основательные изменения в общественных институтах, общественная напряжённость, трудности переходного этапов экономики. Воздействие стресса требует комплексного научного анализа, где первостепенным является психологическое исследование.

Цель исследования: изучить психологические факторы профессионального стресса менеджеров.

Степень изученности проблемы. В настоящее время усиленное внимание уделяется формированию стрессовой устойчивости человека по различным профессиям и сферам деятельности. Ученых интересуют механизмы, формирующие и усиливающие стрессоустойчивость. (Березин Ф.Б., Запускалов С.В., Положий Б.С., Никифоров Г.С.; Матулене Г., Абабков В.А, Перре М., Леонова А.Б. и др.). Характерные особенности профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий, связанных с эмоциональной вовлеченностью и активной деятельностью с людьми, вызывающие характерные для профессионального стресса психические и физиологические реакции на различные ситуации в работе. Эти реакции влияют на здоровье таких специалистов. Менеджеры, занятые в сфере торговли, также относятся к лицам, сильно подверженным профессиональному стрессу.

Объект исследования: психологические факторы профессионального стресса у менеджеров.

Первым термин «стресс» возник в концептуальной модели психофизиолога Г. Селье и понимался как «особое состояние организма человека и млекопитающих, как реакция на сильный внешний раздражитель», а затем был им расшифрован в 1956 году: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Согласно концепции Г. Селье, в ответ на стрессоры, то есть на внешние воздействия повышенной сложности, человек может изменять свое поведение и деятельность, изменить сове эмоционального состояние. Эти состояния приводят к мобилизации психологических и физиологических ресурсов. На уровне ума и психики, реакции могут вызвать отсроченные во времени нарушения, но возможны и острые нарушения. Доказано, что длительно воздействие стрессовых факторов приводит к росту психозов и инфарктов-острых реакций в организме и психике. Если действие стресс-факторов не прекращается, то в последствие начинают развиваться расстройства на соматическом уровне в виде хронических болезней. Воздействие стресс-факторов на человека приводит к психологическому напряжению, которое может влиять на все уровни жизни человека: соматический, психологический, социальный.

Особое внимание обращали на положительное и отрицательное влияние проявления стресса. Долгое время стрессы рассматривались как исключительно негативное явление. Именно поэтому устранение условий, вызывающих стресс, считается одной из главной цели управления. Как правило, на уровне обычного сознания стресс связывают с негативными последствиями для организма. Все большее количество людей стремятся к осознанности и самопознанию, а эта деятельность является стрессовой сама по себе. «Эустресс» сейчас используют для обозначения стресса, который дает положительный эффект, мобилизует ресурсы. Эксперименты показали, что эустресс усиливает познавательные и эмоционально-волевые процессы. Для обозначения отрицательного эффекта, который выражается в психосоматических явлениях, используют понятие «Дистресс».

Согласно одной из научных точек зрения обычная жизнь невозможна без стресса и является ее неотъемлемой частью. Это происходит из-за того, что на человека постоянно воздействуют внешние раздражителей различной интенсивности. Под воздействием длительного и интенсивного воздействия раздражителей развиваются соматические и психические отклонения. И напротив, умеренная интенсивность раздражителей обычно обеспечивает мобилизующий эффект стресса. В концепции Г. Селье стресс трактуется также в статусе «генерального адаптационного синдрома». Существуют следующие стадии этого феномена: «Общая стадия тревоги»; «Стадия резистентности»; «Стадия истощения». Чаще, человеческая психика реагирует на внешние раздражители касаемо первой и второй стадий. То есть, человек, изначально испытывает определенный уровень тревоги, а затем происходит выработка противодействующих ей ресурсных возможностей. «Стадия истощения» наступает гораздо реже.

Физиологические аспекты всех стадий реакций на стресс исследованы достаточно подробно. Первая стадия, когда организм получает внешний стимул («стрессор»), активизируется симпатическая нервная система. Кора надпочечников работает более интенсивно, усиливается секреция адреналина, сахар в крови повышается. Возникает вероятность появления язвенных новообразований в желудочно-кишечном тракте. Усиленная работа гипоталамус-гипофиз-коры надпочечников приводит к значительным гормональным изменениям. Влияние таких изменений для оптимального функционирования организма -неоднозначно. Происходит некоторая активация защитных сил организма, открывается «второе дыхание», чувство окрыление. Диагностика здоровья [1]. Согласно идее Г. Селье о высоких адаптационных ресурсах стресса, у человека на этой стадии происходит накопление адаптивных сил. К ощутимым сбоям в работе организма могут привести тревожные эмоциональные состояния. Повышается риск возникновения инсульта, инфаркта, снижается иммунитет.

Организм начинает оказывает сопротивление воздействию внешнего стимула (стрессора) на второй стадии, то есть мобилизоваться и решать на возможном для него максимуме определенные задачи. Надпочечники начинают вырабатывать кортизол и выбрасывать его в кровь. На этой стадии человек ограничен в энергетических ресурсах.

В связи с тем, что адаптивный резерв энергии заканчивается на третьем этапе, вероятно, что организм будет истощен. Это снижает его устойчивость, повышает вероятность развития, воспалительного процесса в желудке, переходит в хроническую стадию. Возникающий дистресс при этом приводит к нарушению психики человека. Основные тезисы классической теории стресса Г. Селье были основаны на современных исследованиях о различных формах жизнедеятельности человека. Однако неудачными оказались попытки механического переноса понятий Г.Селье в работы, в работу по изучению психофизиологии профессионала. Таким образом, в психологии сегодня существует огромное количество описаний стрессовых моделей, которые построены на новом методическом уровне.

Проведенный А.Б. Леоновой анализ современных исследований по проблеме стресса позволил выделить ей три основных направления: экологический, транзактный и регуляторный [2].

1. Представителями «экологического подхода», начиная с 60 годов прошлого века. ХХ века начинается комплексное исследование, посвященное изучению связи специфики труда с качеством жизни и психологического благополучия, психического здоровья человека. Они понимают стресс как следствие взаимодействия человека и окружающей средой и уточняют его особенности в контексте профессиональной деятельности. По их мнению, профессиональный стресс возникает при рассогласовании требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, и возможностей, которые он имеет, чтобы успешно их выполнить. В концептуальных моделях А. Марселла («салютогенез труда») и П.Варры («витаминная модель психического здоровья») были обнаружены интересные эмпирические данные относительно взаимодействия двух факторов: личности и среды. Авторы детально рассмотрели структурные и динамические характеристики стрессовых ситуаций, а также их воздействие на снижение производительности труда, нарушения физического и психического здоровья сотрудников. В частности, предпочтение было уделено методологии системы изучения средних факторов выраженности психологического стресса и его взаимосвязи.

Исследования, проведенные в контексте экосистемы, позволяют расширить научное представление о происхождении и следствиях психологического стресса.

2. Несколько позже, в 70-е годы. В ХХ веке сформировался основной концептуальный подход к «транзактному анализу», основанный на описании модели психологического стресса Р.Лазаруса.

Более не являются объектом исследования нормативно физиологические проявления стресса, транслирующие идеи регуляции гомеостаза. С точки зрения Р.Лазаруса психологическая реакция на стресс предполагает некоторую степень субъективности в оценке человеком его внутренних ресурсов для того, чтобы он мог эффективно сопротивляться угрожающей ситуации.

Одной из наиболее интересных представляется «модель профессионального стресса» Т.Кокса, в которой нашла развитие идея динамики возникновения и разрешения стрессовой ситуации. Согласно этой модели, источники стресса анализируются в непосредственной связи с установками, ценностями человека. Для того, чтобы достаточно точно определить индивидуальные особенности личности, предпочтения отдается диагностическому материалу, благодаря которому возможно эти особенности определить, а также - индивидуального набора копинг-стратегий [3].

3. Регуляторный подход к осознанию природы и механизмов психологического стресса представлен в ряде зарубежных и отечественных исследованиях. Психологический стресс, согласно концепции функционального состояния, можно рассматривать как одну из таких ситуаций, которая возникает в результате действий специфических регулярных механизмов деятельности в ситуациях фрустрации. Согласно регуляторному подходу, человек может использовать различный механизм регулирования, выбор которого детерминируется различными причинами. В «двухуровневой модели управления ресурсами» Д.Бродбента и Р.Хокки особое внимание уделяется разному уровню саморегуляции, в зависимости от уровня осознанности-неосознанности контроля и автоматизма действий. В процессе решения различных по сложности рабочих задач испытывает психологический стресс. Такая точка зрения способствует продуктивно анализировать уровень психологического стресса. При этом, высокую психологическую цену имеет сознательная регуляция, поскольку требует эмоциональной вовлеченности и концентрации внимания.

Список литературы

  1. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2007. - 950 с.
  2. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2003. - 123 с.
  3. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2001. - 216 с.
  4. Панова Л.С. Факторы профессионального стресса и основные способы Совладания с ним \\ Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 158-161.
  5. Зеленова М.В. Профессиональный стресс: профилактика и коррекция В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. Материалы IV международной научно-практической конференции. Науч. ред. Т.В. Христидис. 2019. С. 118-122.
  6. Хадарцев А.А., Токарев А.Р. Профессиональный стресс (механизмы развития, диагностика и коррекция проявлений) / Тула, 2020. - 209с.
  7. Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отношений [Электронный ресурс]: учебник / Абдурахманов Р.А. – Электрон текстовые данные. – Саратов: АйПиЭрМедиа, 2018. – 368c.

Поделиться

1917

Полякова Ю. С. Психологические факторы профессионального стресса у менеджера // Глобальные вызовы развития естественных, технических и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 февраля 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 125-129. URL: https://apni.ru/article/3705-psikhologicheskie-faktori-professionalnogo-st

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября