Любое предприятие, будь оно частным или государственным, нуждается в постоянном развитии. Без прогнозирования того, как будет формироваться рынок в ближайший год, а то и несколько лет, невозможно занимать ключевые позиции в бизнесе. При этом неважно, в условиях жесткой конкуренции развивается фирма или лидирует в своей нише.
Стратегия развития предприятия должна включать не только стартовые условия, его сегодняшнее положение и варианты долгосрочных целей и планов, но и прогнозы на развитие ниши рынка или определенных товаров в нем в будущем. В наше время средний и крупный бизнес, госпредприятия и даже фермерские хозяйства проводят исследования и оценку перспектив своего развития в будущем.
Благодаря глобализации в XXI веке национальные экономики разных государств стали взаимозависимыми. То же самое можно наблюдать среди регионов и федераций внутри одной страны, из-за чего финансовое прогнозирование развития предприятий стало включать много переменных, например, ресурсы, расстояние, обратные связи, воздействие конкурентов и другие.
Чтобы прогнозы были более точными, каждое отдельное производство обязано разработать собственную стратегию прогнозирования, опираясь на существующие методы. Например, невозможно составлять стратегические планы развития, не учитывая воздействия на объект. Оно бывает внешним и внутренним. В первом случае маркетинговая политика фирмы ориентируется на конкурентов, строя стратегию на приспособлении к агрессивным условиям выживания.
Во втором случае компания сама диктует правила развития рынка, будучи на нем лидером или занимая его большую долю. Любое предприятие является структурным элементом местных, региональных, национальных или даже международных хозяйственных связей. Одной из задач прогнозирования является разработка (налаживание) или развитие имеющихся связей.
Только на базе полученных прогнозов менеджмент компании может разрабатывать стратегии и планы на ее развитие в ближайшем будущем.
Сегодня исследовательские работы по составлению прогнозов развития рынка или предприятия строятся на следующих методах:
1. Логическое моделирование. Оно основано на аналогиях и проводится следующим образом:
- ставится задача;
- изучается имеющаяся по ней информация;
- анализируется имеющийся по ней опыт;
- составляется модель прогнозирования;
- проводится оценка ее эффективности и достоверности с учетом текущего положения фирмы или состояния на рынке, на основе чего составляются рекомендации по планированию.
2. Паттерн. Смысл метода в том, чтобы поставить глобальную задачу и изучить, как ее решали компании в других странах или конкуренты. Отобрав лучшие решения и проведя экспертную оценку качества их реализации можно разделить глобальный прогноз на мелкие достижимые в ближайшем будущем цели.
3. Метод экспертной оценки. Он делится на количественный и качественный. В его основе:
- постановка задачи;
- выбор экспертов в области ее решения;
- изучение поставленной задачи;
- выводы экспертов;
- обработка данных.
Экспертная оценка и сбор информации осуществляются следующими способами:
- анкетирование;
- интервью: проецирующие, экстенсивные или ассоциативные тесты;
- метод «Дельфи». В его основе опросы экспертов, которые проводятся в несколько этапов. Все ответы сверяются, и на их основе делаются выводы.
4. Метод экстраполяции. В его основе изучение тенденций развития объекта как в прошлом, так и настоящем с возможностью их переноса на будущее.
5. Эвристический метод. В его основе интуитивное понимание решения задачи, подкрепленное логическими факторами.
6. В основе формализованного метода - математический анализ существующей системы с выявлением и оценкой факторов, влияющих на ее изменения в будущем.
7. Комбинированные методы сочетают в себе сразу несколько подходов прогнозирования.
Ниже представлена таблица с перечислением способов, применяемых в нескольких методах прогнозирования.
Рис. Система методов прогнозирования и планирования
Без постановки целей и определения сроков и шагов по ее достижению не работает ни один бизнес или предприятие. Чтобы составить план, следует учесть:
- Положение компании на рынке в текущий момент.
- Прогнозы по ее развитию в будущем.
- Факторы, способные увеличить/уменьшить прибыль.
Методы планирования делятся на:
- балансовые;
- экспертные;
- экономико-математические;
- расчетно-аналитические;
- нормативные;
- целевые (программные).
Система планов предприятия охватывает:
1. Основные направления деятельности, в которые входят планы:
- по развитию организации;
- по диверсификации;
- по ликвидации;
- по исследованиям.
2. По программам они делятся на планы:
- тактические;
- маркетинговые;
- финансовые;
- производственные;
- закупочные;
- бизнес-планы.
Задача любого плана в обеспечении гибкого развития предприятия при необходимости внедрения нововведений или технологий в изменяющейся среде. При составлении стратегического плана учитываются прогнозы на будущее развитие предприятия с формулированием целей, задач, масштабов и даже сферы деятельности.
Задача тактического планирования в постановке и осуществлении целей на ближайшие 3-5 лет. Тактические планы также составляются на основе прогнозов развития рынка или компании. Таким образом, прогнозирование и планирование между собой связаны, а выбор методов при решении поставленных задач зависит от многих факторов, например, от ниши рынка, финансовой состоятельности предприятия, связей с сопутствующими объектами деятельности и другими.