В настоящее время рыночные отношения, которые начали свое развитие после распада Советского Союза, приобретают все новые особенности и черты, которые присущи для большинства сфер экономической деятельности.
В 90-е годы ΧΧ века начал свое формирование «малый бизнес», можно говорить о том, что «малый бизнес», частные предприниматели (в настоящее время индивидуальные предприниматели) формировали рыночную экономику нашей страны. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что крупные субъекты рыночных отношений вытесняют субъектов малого предпринимательства. Примерами чему могут служить АО «Тандер», которое управляет розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит»; X5 Retail Group – сеть продовольственных магазинов «Пятерочка»; ООО «Спортмастер» – сеть магазинов спортивной одежды и спортивного инвентаря; АО «Роснефтегаз» (Роснефть) – нефтегазовая компания; Агропромышленный холдинг «Мираторг». Мы не случайно акцентировали внимание на этих компаниях, которые осуществляют хозяйственную деятельность в различных направлениях рыночной экономики. Их объединяет то, что они являются «сетевыми» компаниями, которые заняли определенный сегмент рынка и конкурировать с которыми субъектам малого предпринимательства очень сложно.
На рынке компьютерной техники сложилась та же ситуация. Так, преимущественно на рынке компьютерной техники преобладают крупные сетевые магазины, деятельность которых охватывает многие субъекты РФ. Рассмотрим основных участников розничного рынка компьютерной техники в Орловской области (табл. 1).
Мы представили краткий обзор основных участников регионального рынка компьютерной техники, их сферу деятельности и охват территорий торговыми точками.
Таблица 1
Основные участники розничного рынка компьютерной техники в Орловской области
Компания |
Сфера деятельности |
Территориальный охват |
Торговая сеть «БАГИРА» |
Розничная торговля компьютерной техникой |
г. Орел (3 магазина)[1] |
Торговая сеть «Эльдорадо» |
Розничная торговля бытовой техникой и электроникой |
Более 200 городов России [2] |
Торговая сеть «М.Видео» |
Розничная торговля бытовой техникой и электроникой |
169 городов России [3] |
Торговая сеть «Технопарк» |
Розничная торговля бытовой техникой и электроникой |
10 регионов России [4] |
Торговая сеть «Netwit» |
Розничная торговля бытовой техникой и электроникой |
7 городов России [5] |
Торговая сеть «DNS» |
Розничная торговля бытовой техникой и электроникой. Производитель компьютерной техники. |
540 городов России [6] |
Торговая сеть «Tele2» |
Оказание телекоммуникационных услуг, розничная торговля электроникой. |
67 регионов России [7] |
Торговая сеть «МТС» |
Оказание телекоммуникационных услуг, услуг телевещания, розничная торговля электроникой. |
Россия и страны СНГ[8] |
Из представленных торговых сетей только ООО «Компьютерная фирма «Багира» осуществляет свою деятельность на только территории города Орла. Ее конкурентами являются крупные холдинги, федеральные торговые сети, которые не только реализуют компьютерную технику, а также имеют в своем ассортименте бытовую технику, оказывают различного рода услуги – например, услуги телевещания и сотовой связи, тогда как розничная продажа компьютерной техники для них – это продажа «сопутствующих» товаров (речь идет о телекоммуникационных компаниях). Другие из конкурентов не только продают компьютерную технику, но и производят ее, например, торговая сеть DNS. В результате анализа участников рынка компьютерной техники региона, особый интерес представляет ООО «Компьютерная фирма «Багира», так как именно она является субъектом малого предпринимательства и, несмотря на этот факт, занимает на рынке региона достойное место. На примере функционирования данной компании рассмотрим особенности конкурентных преимуществ для малых предприятий рынка компьютерной техники с применением маркетинговых инструментов.
ООО «Компьютерная фирма «БАГИРА» является региональной компанией, то есть, территорией ее деятельности выступает Орловская область. В сравнении с иными субъектами рынка компьютерной техники ООО «Компьютерная фирма «Багира» небольшая организация, которой сложно конкурировать с крупными магазинами компьютерной техники, однако, ей это удается. Компания была создана 16 сентября 2003 года и присутствует на рынке более 16 лет. Основными ее преимуществами являются
1. Ассортимент товаров и услуг. Компания работает с небольшим сегментом рынка, ассортимент товаров и услуг связан исключительно с компьютерной техникой и сопутствующими товарами, тогда как крупные сетевые конкуренты охватывают большие сегменты рынка, например, реализуют бытовую технику и электронику, которые включают в себя компьютерную технику, тем самым уступают по ассортименту компании, которая специализируется на небольшом сегменте рынка. Характеристики ассортимента ООО «Компьютерной фирма «Багира» отличаются высокими показателями.2. Компания представляет потребителю широкий спектр сервисных услуг:
- сервисные услуги по установке программного обеспечения;
- сервисные услуги по продаже товаров в кредит;
- сервисные услуги по доставке товара;
- сервисные услуги по он-лайн покупке компьютерной техники;
- сервисные услуги по информированию потребителей о товарах/услугах;
- сервисные услуги по обслуживанию и ремонту компьютерной техники;
- сервисные услуги по квалифицированному консультированию потребителей о характеристиках того или иного товара/услуги.
Качественная и разнонаправленная сервисная деятельность организации играет существенную роль в привлечении клиентов и получении конкурентных преимуществ.
3. Расположение торговых точек. Магазины ООО «Компьютерная фирма «Багира» расположены на пересечении основных торговых и транспортных «артерий» города. Выбор месторасположения торговых точек является одним из ответственных этапов планирования и реализации бизнеса, от которого во многом зависит успех коммерческой деятельности организации.
Все вышеуказанные конкурентные преимущества относятся к маркетинговой деятельности организации. Именно маркетинговая стратегия может и должна быть «двигателем» успехов экономической деятельности. Под маркетинговой стратегией понимают маркетинговые меры компании по устойчивому продвижению своих товаров на рынок, включая определение целей, анализ, планирование маркетинговых мероприятий, мониторинг рынка. Маркетинговая стратегия организации включает в себя 4 основных направления работы:
– товарная политика;
– ценовая политика;
– система сбыта;
– политика продвижения.
Для субъектов малого предпринимательства на рынке компьютерной техники актуальна работа по всем направлениям. Однако у крупных сетевых компаний больше возможностей в работе с ценовой политикой, установление на товар закупочной цены в период рекламных акций и т.д., тогда как небольшие организации в основном не могут себе позволить продавать какой-либо товар без наценки. Но нами был приведен пример, когда работа с маркетинговыми инструментами, выбор верной маркетинговой стратегии позволяет быть конкурентоспособным предприятием, несмотря на некоторые трудности для участников современных рыночных отношений.