научный журнал «Актуальные исследования» #6 (85), февраль '22

Культурно-воспитательное значение природы

В статье рассматривается культурно-воспитательное значение природы.

Аннотация статьи
природа
воспитание
дети
экологические образование
Ключевые слова

Формирование сознательного отношения к природе должно строиться на оценке природы как общенародного достояния общества, составляющего его социально-экономическую и духовную основу.

Естественноисторическую основу природоохранного воспитания составляет понимание природы как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и общества. Осознание жизненной потребности гармонического сочетания интересов общества с законами биосферы – необходимое условие рационального использования природных богатств для повышения жизненного уровня и здоровья людей.

Нельзя не отметить и нравственно-эстетическое воздействие природы на человека. Научить ребенка видеть прекрасное в самых обычных явлениях природы, красоту ее форм, красок, звуков и запахов – необходимое условие для формирования у человека любви и бережного отношения к природе. При этом необходима активная практическая деятельность учащихся.

Противоречивый характер взаимоотношений общества (человека) и природы выражается в необходимости постоянного ее освоения человеком, в его вторжении в ход природных процессов, в невозможности сохранить природу нетронутой, и вместе с этим человек обязан не нарушать природные взаимосвязи и обеспечить все качества среды для жизни. В связи с этим большое значение имеет воспитание молодого поколения людей, способных оптимизировать природную среду, т. е. сохранить благоприятные условия жизни, обеспечить саморегулирование в природной среде, измененной и изменяемой человеком.

Потребность общения с природой остается одной из острейших у человека современной эпохи, и развивать эту потребность личности надо с детства.

Уже в 7-летнем возрасте прочно усваиваются такие понятия, как окружающая среда, борьба с загрязнением рек, озер, лесов. Ребята ухаживают за садами и парками, устанавливают в них скворечники, им прививается бережное отношение и любовь к природе, животному миру. В старших классах на уроках географии учащиеся обсуждают проблемы и последствия урбанизации и индустриализации.

В народном сознании отложились и живут излюбленные поэтические образы, заимствованные из природы, Березоньки белой, Дуба могучего, Ласточки-касаточки, Лебедушки и т. п. Вся эта символика обращена к людям, и применяется как мера красоты и добра, скромности и непритязательности, смелости и благородства, силы и удали.

Нравственное отношение к природе несет в себе известную эмоциональную окраску, которая, отражаясь в сознании, влияет на наше мировоззрение.

В произведениях русских и советских писателей даны классические образцы слияния духовного мира человека с окружающей его природой.

Константин Паустовский не только воспевает красоту Мещерской стороны, но и гневно обрушивается на тех, кто ее истребляет, называет эти действия безнравственными и беззаконными. Нужно всеобщее усилие, призывает Паустовский в статье «За красоту земли» (в которой он говорит о необходимости закона об охране природы), чтобы оградить нашу природу от обезображивания. Красота земли должна быть одним из могучих факторов при воспитании нового человека.

Особое значение имеет лес. Он прекрасен во все времена года.

А. П. Чехов писал, что леса украшают землю. Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.

Лес запечатлен на бессмертных полотнах И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Г. Перова и многих других мастеров кисти.

Леса вдохновили на создание чудесных мелодий П. И. Чайковского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, М. И. Глинку.

Постоянна тяга человека к природе. Настоящий отдых возможен лишь в общении с природой. Никакой комфорт самой современной квартиры не заменит человеку обыкновенной лесной поляны.

Люди ищут контакта с природой, стремясь отдохнуть от высоких темпов жизни, черпают энергию для повседневного труда.

Неоценимо психологическое воздействие леса на человека. Благотворна роль лесных звуков и шумов на эмоции, психику. Голоса природы, ее древнейший язык – пение птиц и шелест листвы. Но и визуально красоты леса способны изменить душевное состояние человека. Разрабатываются научные основы эстетической ценности лесного ландшафта, чтобы использовать их в лесоустройстве рекреационных зон.

Природа – это та земля, на которой мы родились и выросли. Наш дом, наша Отчизна. А без чувства Родины может ли жить человек?

Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства к неиссякаемой красоте природы.

Нравственными действия человека по отношению к природе становятся лишь тогда, когда они согласуются с общественной моралью.

Вовлечение школьников в школьные лесничества, в ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, экспедиции по изучению природы родного края – важные факторы экологического воспитания.

Большую роль в экологическом образовании школьников имеют учебные экологические тропы природы. Они дают возможность изучать объекты и явления природы, познавать виды природопользования, приобретать опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, овладевать навыками культуры экологически грамотного поведения в природной среде и умения по ее защите, уходу и улучшению, формирует умение пропагандировать идеи охраны окружающей среды среди своих сверстников и населения.

Антропогенные элементы ландшафта являются основой для просветительной информации. Это могут быть разнообразные транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередачи), сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения (в том числе памятники истории и культуры), родники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования. Школьники могут дооборудовать тропу недостающими, но важными в образовательных целях объектами.

Носителями предписывающей информации являются специально установленные информационные щиты и знаки. Щиты с текстами вписываются в окружающую среду вдоль маршрута тропы через 100-150 м. Они помогают организовать движение учеников по заданному маршруту, служат источником информации при самостоятельном прохождении тропы.

Учащиеся, находясь в природном окружении, не мусорят и не срывают растения, стараются ходить по тропинкам, не пользуются телефонами в природном окружении, разговаривают вполголоса. Эти несложные нормы индивидуального поведения дети выполняют самостоятельно, без напоминания педагогов. Многие из них в тактичной форме делают замечания взрослым по поводу их неэкологического поведения. Это служит определенным показателем социально-активной жизненной позиции подростков. Особенно если учесть, что для этого возраста типична обратная картина, когда взрослые делают замечания подросткам в связи с различными нарушениями норм поведения в природном окружении.

Большое значение в процессе экологического обучения и воспитания имеют внешкольные учреждения. Содержание экологического образования во внешкольных учреждениях определяют программой, в которой преобладает местный (краеведческий) аспект изучения вопросов охраны окружающей среды.

Школьные лесничества организуют уход за зелеными насаждениями в окрестностях школ и населенных пунктов, охраняют леса от пожаров, помогают в очистке лесов, оказывают помощь в обнаружении очагов пожаров, подготавливают почву для посадки молодых лесов. Важное место занимает поиск редких растений и их охрана. Исследуются природные взаимосвязи, учащиеся оборудуют места отдыха в лесах и присматривают за ними. Большое значение имеют такие виды работ, как подготовка кормов, кормление птиц зимой, ограждение муравейников, подготовка гнездовий.

Огромна роль воспитания в решении важнейших экологических проблем, проблем охраны природы и разумного природопользования. В пропаганде охраны диких животных большую роль играют общественные организации. Формы участия школьных лесничеств в охране фауны самые различные. Это и массово-разъяснительная работа (лекции, листовки, плакаты), и проведение практических мероприятий (подкормка животных и птиц).

Долг каждого из нас быть просвещенным в вопросах охраны природных ресурсов. Необходимо добиться того, чтобы каждый человек осознал, что нужно охранять природу и к каким роковым последствиям может привести несоблюдение ее экологических законов. Грамотным разъяснением причины введения этих строгих мер можно добиться значительно большего эффекта. Когда меры принуждения будут заменены истинным пониманием, охрана природы вступит в свой золотой век. Но для этого нужна еще более эффективная пропаганда, еще более глубокие знания экологических законов среди самых широких слоёв населения.

Текст статьи
  1. Колбасов О. П. Природа - забота общая. М., Московский рабочий, 1982.
  2. Охрана окружающей среды. М., Высшая школа, 1983.
  3. Тибор Б. Охрана окружающей среды. Пер. с венг. М., Медицина, 1980.
  4. Яблоков А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира: проблемы и перспективы. М., Знание, 1979.
Список литературы