научный журнал «Актуальные исследования» #6 (85), февраль '22

Особенности волонтерской деятельности в образовательном пространстве университета

В статье особенности волонтеркой деятельности рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений в образовательном пространстве университета.

Аннотация статьи
волонтерская деятельность
добровольчество
социально-коммуникативные компетенции
образовательное пространство университета
Ключевые слова

Реальными результатами образования в современных условиях становится способность обучающихся чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя частью этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на это профессиональной инициативой и позитивными инновациями. Это является одной из задач развития у студентов социально-коммуникативных компетенциям и готовности проявлять социальную активность. Будущие педагоги должны владеть не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, опытом практической деятельности, но и способами коммуникации, ориентированными на гуманистические ценности [6].

Обществу нужны профессионалы, с определёнными личностными и профессиональными качествами, такими как: чувство эмпатии; толерантность; коммуникабельность и др., которые являются составляющими социально-коммуникативной компетенции. Средством для эффективного развития социально-коммуникативной компетенции мы рассматриваем волонтёрскую деятельность.

Как отмечали в своих трудах Л.Е. Моров [4], С.В. Никитина, [5] С.В. Тетерский [9] волонтёрство – это деятельность, которая способствует формированию готовности молодых людей к активной социально-педагогической помощи разным категория населения, развитию социальной инициативы.

Е.В. Богданова волонтёрство рассматривает как возможность самопомощи [2]. Помощь и решение проблем других людей позволяет волонтеру опосредованно решать собственные проблемы, то есть волонтерство значимо не только для людей, нуждающихся в помощи, но и для самих волонтеров. Выполняя общественно значимую работу в свободное время, человек тем самым получает новые знания, расширяет свой опыт, развивает коммуникативную культуру, чувствует себя нужным. Полученный опыт служит потом положительным фактором для социальной карьеры, профессионального роста, формирования ценностных ориентаций и социальных компетенций.

Потенциал волонтерской деятельности представлен личностными ресурсами (ценностными, когнитивными, деятельностными, коммуникативными, эмоциональными, культурологическими и организационными), которые и составляют ее формирующий потенциал [7]. Потенциал волонтерской деятельности раскрывается через те изменения и внешние проявления свойств, качеств и поведения волонтеров, которые происходят в процессе осуществления ими добровольческого труда.

Рассмотрение волонтерской деятельности в социальном и педагогическом аспектах, анализ международного и отечественного опыта такой деятельности привели нас к пониманию добровольческой деятельности студентов как особой формы их отношения к миру, отражающей готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующую формированию их ценностных ориентаций и социального опыта [3].

Во всем мире добровольчество давно получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии высоко оценена на международном уровне. В настоящее время волонтерская деятельность набирает все больший оборот и в нашей стране. Его отличительными чертами выступают такие принципы организации общественной активности граждан, как добровольность, бескорыстность, социальная значимость, личностная заинтересованность.

Основную часть волонтёров составляют студенты и выпускники высших учебных заведений – образованные молодые люди с профессиональной подготовкой, творческие и личностные характеристики которых становятся важными ресурсами их жизнеспособности и развития для оказания добровольной помощи различным слоям населения.

На сегодняшний день в Республике Беларусь создаются все условия для развития молодежного волонтерского движения, направленного на развития чувства взаимопомощи, создаются условия для реализации молодежных инициатив, что способствует снижению вовлечения молодежи в антиобщественные организации.

Участие студентов в добровольческой деятельности, как отмечает Е.С. Азарова, приводит к возникновению различных психологических эффектов: позитивное изменение коммуникативного сознания и коммуникативных умений, развитие эмпатии, творческого потенциала личности, формирование социальной активности, направленной на изменение и преобразование окружающей действительности [1].

Приобретая опыт волонтёрства во время обучения в университете, студенты знакомятся с её формой и содержанием, учатся работать в команде волонтеров при использовании педагогических технологий в социальной сфере, в том числе в образовательной среде, овладевают приемами эффективной групповой и индивидуальной коммуникации, практическими навыками использования различных педагогических технологий в волонтерской деятельности.

Организация деятельности волонтерских отрядов – одна из форм духовно-нравственного воспитания. Волонтерские отряды действуют во всех УВО республики достаточно активно. Однако необходимо переходить на более высокий и качественно новый уровень. В этих целях следует обратить внимание на системное обучение волонтеров и целенаправленное формирование у них социальных компетенций, а также мотивации участия в добровольческой деятельности [8].

Таким образом, добровольная общественная деятельность будущих педагогов сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, развитию у них активной жизненной позиции и профессионализма, т.к. добровольчество формирует такие качества, как ответственность, коммуникабельность, толерантность, обучаемость, ориентация на результат, умение работать в команде, настойчивость, целеустремленность.

Текст статьи
  1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дис. канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. – 2008. – 192 с.
  2. Богданова, Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности / Е.В. Богданова // Идеи и идеалы. – 2010. – № 1 (3). – С. 27–36.
  3. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] ‒ Режим доступа http:/ /www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. ‒ Дата доступа 16.11.2018.
  4. Моров, А.В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактике девиантного поведения подростков: Метод. пособие / А.В. Моров. – М. : Изд-во ИСПС РАО, 2005. – 110 с.
  5. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль : ДИА-пресс, 2001. – 216 с.
  6. Сендер, А.Н. Научно-педагогические основы формирования профессиональной направленности студентов педвуза / А.Н. Сендер. – Минск, 1998. – 138 с.
  7. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. – М., 2010. – 120 с.
  8. Соколова, Т.В. Волонтёрская деятельность студентов: социально-образовательный аспект: учеб.- метод. пособие для студентов соц.- гуманитар. профиля / Т.В. Соколова; под ред. А.Н. Сендер; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2014. – 148 с.
  9. Тетерский, С.В. Ресурсный потенциал детской общественной организации / С.В. Тетерский // Вопросы психического здоровья детей и подростков». – 2001. – №1. – С. 106–110.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня