Главная
АИ #6 (85)
Статьи журнала АИ #6 (85)
История развития психологических служб в образовании

История развития психологических служб в образовании

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психологическая служба вуза
высшее образование

Аннотация статьи

В статье исследуется исторические данные, иллюстрируются значительные хронологические периоды, сыгравшие важную роль в развитии психологических служб образования. Историческая информация предоставляет нынешним и будущим психологам как основу для понимания их профессии, так и важные нормативные данные, которые полезны для сравнительных или пропагандистских целей.

Текст статьи

Опыт деятельности психологических служб в образовательных учреждениях распространен как в Российской Федерации, так и в других странах. История существования таких служб тянется порядка столетия. В России практическая психологическая служба корнями уходит ко времени начального становления педологии – науки, которую М.Я. Басов характеризовал направлением, специализирующимся на человеке, который еще только растет и развивается. В его представлении педология охватывает все биологические и социальные данные развития ребёнка [1, с. 30]. Вклад этой науки, как и психологии, можно увидеть, проанализировав, как учитываются личностные характеристики каждого воспитанника. Именно через эти науки установилась позиция внимательного отношения к заинтересованности, склонностям, качествам личности, которые присущи ребенку, а также характеристики, которые должен сформировать и развить преподаватель, работающий с воспитанником в образовательном учреждении, чтобы сделать работу преподавателей эффективнее, более глубоко исследовать человеческую личность, первопроходцы в этой науке формировали анкеты, карты для интервьюирования. Созданные ими работы оказали влияние на написание методических пособий, инструментария, подходов [2, с. 30].

Большой вклад внесли в совершенствование деятельности в образовательных учреждениях следующие ученые и практики: М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд. Начало деятельности таких служб в образовательных учреждениях протекало под влиянием и по инициативе Б.А. Вяткина, Ю.М. Забродина, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина.

Первая служба открылась в 1977-м году Н.М. Пейсаховым и функционировала она в Казанском госуниверситете, основана на кафедре психологии, педагогики. Формирование, активное совершенствование таких служб в рамках образовательного процесса начинается 27.04.1989 – именно этим днем датировано Распоряжение №16, разосланное по всем образовательным учреждениям СССР. Оно издано Госкомитетом, занимавшимся народным образованием. Документ посвящался дополнению штатного расписания должностью психолога. Используя имеющиеся возможности обучения и подготовки педагогов, специалисты применили ресурсы для формирования системы быстрой переквалификации психологов. Так началось практическое применение педагогической психологии, имевшее внушительные масштабы, охватившее всю страну. Среди многих университетов, взявших на себя задачу переквалификации, оказался также Белгородский ГПИ имени М.С. Ольминского. Это образовательное заведение известно тем, что подготовка психологов в его стенах велась с 1967-го.

Когда во всех школах СССР ввели должность психолога, одновременно сформовался набор прав, обязательств, возлагаемых на человека, занимающего эту должность. Сфера ответственности педагогических психологов затронула всю образовательную систему. Она включила школы, колледжи, училища, гимназии и многие другие заведения [2, с. 32].

Через 6 лет после первичного внедрения нововведения Министерством образования проведена Коллегия, посвященная этому вопросу. Она реализована 25.04.1995 и посвящалась состоянию и возможностям развития практической психологической педагогической службы в стране. В рамках данного мероприятия принято решение о том, что занимающиеся такой работой люди должны классифицироваться как междисциплинарные профессиональны, чей набор обязательств включает сопровождение процесса обучения и воспитания, а также субъектов, вовлеченных в него. Совершенствование практического применения рассматриваемой области сопровождалось гуманизацией образовательного процесса и системы учреждений в целом, одновременно вели к совершенствованию педагогики, изменению ориентации системного подхода ЗУН на всестороннее совершенствование личности ребенка. С течением обстоятельств и времени начала сформировываться культура обращения к психологу, типология запросов и задач, которые поспособствовали определению основных направлений работы и компетенций педагога-психолога.

В начале февраля 2000-го организовано еще одно собрание коллегии, посвященное тому же вопросу. В ходе его проведения уточнено, что сформированные службы оказались исключительно важным компонентом образовательной системы, поэтому быстро превратились в неотъемлемую составную часть, благодаря которому удалось реализовать многокомпонентную педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую помощь в рамках воспитательного, образовательного, развивающего процесса, в который вовлечены обучающиеся. Министерство образования также приняло положение, регламентирующее деятельность службы, занимающейся практической психологией в образовательных учреждениях. «22 октября 1999-го издан приказ №636, которым такая служба признана самостоятельной структурой» [5, с. 5-6].

В масштабах страны было проведено исследование работы рассматриваемой службы. «Аналитический отчет, подготовленный по итогам мероприятий, доказал, что в 1998-м в РФ в качестве психологов-педагогов трудились более 35 000 психологов, закончивших основное высшее психологическое образование» [5, с. 5].

В 2002-ом организовано новое собрание Министерства образования, предназначенное для анализа работы службы. Собрание было реализовано для определения и принятия к действию плана совершенствования практической психологии в рамках образовательных учреждений. Предполагалось формирование программы, которая позволит улучшить широкий спектр условий, в которых функционирует служба. Рассматривались проблемы организации, правовые, нормативные, методические, научные несовершенства. Со стороны психологов прозвучали предложения о том, как можно с позиции психологии оптимальным образом организовать реформирование образовательного процесса, критериальную систему, которую можно использовать, анализируя и оценивая работу службы.

Ежегодно служба расширялась и развивалась, охватывая все больше образовательных учреждений. Одновременно росло число случаев обращения за психологической помощью. Это позволило говорить о том, что регулярно возрастает потребность в специалистах, а значит, становится все более актуальной подготовка людей, которые будут работать по этому профилю. Не менее важной проблемой определена переподготовка специалистов, внедрение вспомогательных образовательных программ.

В РФ организовывались многочисленные съезды с участием практических психологов. В рамках таких мероприятий коллегиально определялись решения, рассматривались разные перспективные проблемы, с которыми сталкивается служба.

Впервые съезд был организован в июне 1994-го в столице РФ. Темой мероприятия определены проблемы состояния, возможные перспективы совершенствования службы в стране. Съезд объединил более полутора тысяч участников из разных частей страны. Именно он помог практическим психологам понять свою принадлежность к сфере и узкоспециализированному сообществу, осознать важность выбранного направления деятельности, поделиться личным опытом с коллегами. Как отмечали участники конференции, они восприняли свою профессиональную идентичность, смогли осознать себя специалистами, располагающими спектром задач, методологиями и инструментарием работы. Они в большей мере осознали свои профессиональные функции и требования, предъявляемые работой к личности. Эта конференция позволила определить необходимость перемен и внести в работу психологов следующие корректировки:

  • отделения служб стали обязательным компонентом каждого российского образовательного учреждения, поскольку обеспечивают гуманизацию обучения и воспитания;
  • поддержка затронула разные сферы личности (нравственность, интеллект, воля, эмоции) людей, вовлеченных в обучение и воспитание.

В этом же году в Москве организован первый конкурс среди специалистов, работающих в качестве психологов в школах. Мероприятие предназначалось для определения самых высококвалифицированных работников, чей опыт следует использовать для совершенствования психологических поддерживающих программ работы со школьниками. Именно так сформировался конкурс «Учитель года». С 1996-го одна из основных задач этого мероприятия – совершенствование действующих при образовательных учреждениях психологических служб. В рамках упомянутого съезда особенное внимание также уделено диагностике как ключевому направлению деятельности психологов на тот момент [3, с.1].

В 1995-м в Перми реализован второй съезд. Среди руководящих персон института РАО присутствовала И.В. Дубровина, а также представители 70 областей страны. Мероприятие посвятили анализу итогов деятельности после первого съезда, обратили особенное внимание на проблематику активности введения в образовательный процесс инноваций и обновленных программ, которые могут повлиять на мировоззрение людей, вовлеченных в обучение и воспитание. В рамках взаимодействия психологи руководствовались идеями Л.С. Выготского, говорившего о том, что «нельзя расценивать локальную психическую функцию саму по себе без общего контекста личностного развития при помощи психолога». Это означает, что личность важно анализировать, учитывая ее взаимные связи со средой, в которой человек растет и изменяется [Выготский Л.С.]. Было определено, что психодиагностика – это не основное направление деятельности, а работа, которая должна помогать педагогам, занимающимся коррекционными, развивающими проблемами. Акцент изменился: теперь основным направлением работы психолога стала психологическая профилактика. В рамках мероприятия участники провели анализ, определили запросы на помощь психологов со стороны разных учреждений системы образования. По итогам мероприятия обозначена главная цель на ближайшее время: обеспечить дошкольникам, школьникам психическое здоровье, активизировать взаимную работу преподавателей и семей учащихся.

Второй и третий съезды были разделены внушительным временным промежутком. Его оказалось достаточно для накопления значимого объема практического опыта. Как показали аналитические сводки, подготовленные специалистами Министерства образования, в учреждениях системы образования в тот момент работало 65 000 психологов; психологические службы действовали в 62 областях. В 2003-м отмечалась исключительно высокая преступность в среде подростков; типичными стали явления беспризорности, зависимости от наркотиков. В.А. Болотов, занимавший должность замминистра образования, указал на то, что работа психологических служб – это основной деятельностью против социально неблагоприятных явлений. Именно эти службы, как отметил чиновник, должны бороться с выявленными проблемами. Так структуры социальной поддержки начали пользоваться помощью психологических служб. К моменту принятия такого решения в каждой области существовали собственные модели деятельности, сформированные с учетом региональных особенностей. По мере роста запросов, учащения предоставления консультаций, вместе с увеличением числа вопросов, которым посвящались консультации, психологи ощутили потребность в формировании стабильной общей модели работы, которая бы в полной мере включила все аспекты деятельности, а также определила бы приоритеты рабочего процесса. При презентации одной из моделей удалось выявить значимые проблемы, решение которых требовалось в срочном порядке. Особенный акцент был сделан на важности безотлагательного формирования четкой управленческой линии, создания прочного правового, методического, нормативного, научного обеспечения [5, с.6]. Этим проблемам посвящен следующий съезд.

Третий съезд организован через 8 лет после второго – в декабре месяце 2003 года. За прошедшее время психологи накопили колоссальный опыт, сформировали многочисленные методические ресурсы. За этот промежуток появились и начали стабильно издаваться профессиональные пособия, методические материалы, иная тематическая литература. В специализированной среде появилось возможность обмена рабочими материалами. Участники конференции рассмотрели ряд актуальных вопросов, решение которых требовало коллективного обсуждения. Служба получила новую задачу – формирование безопасности среды обучения и воспитания. В рамках третьего съезда сформирована «Федерация педагогов-психологов России». Таким термином назвали общее информационное сообщество, предназначенное для совершенствования массовой психологической культуры, повышения креативных возможностей педагогов-психологов, объединения усилий специалистов для осуществления психологического обеспечения процесса обучения и воспитания в РФ [5, с. 6].

В декабре месяце 2008-го в Москве организован четвертый съезд. Он проведен в период 8-12 декабря. Главным рассмотренным вопросом стала проблема совершенствования российских служб. Встреча детально презентована в «Вестнике практической психологии образования». Мероприятие объединило 760 специалистов из 78 регионов и нескольких дружественных держав. В частности, присутствовали белорусские, украинские, азербайджанские профессионалы, прибыли участники из стран Балтии [4, с. 7].

Принятие нового федерального закона, посвященного образовательному процессу, сопровождалось коррекцией иерархической структуры. В частности, психологи оказались в подчинении лиц, руководящих общеобразовательными учреждениями. Сменилась система финансирования службы. На фоне этих изменений разрушилась существовавшая правовая база. На уровне страны отсутствовало должностное лицо, ответственное за курирование деятельности психологических служб. Это дополнительно ухудшило положение системы, интересы которой больше ничто не защищало. Федерация практических психологов, однако, работает, получая поддержку от Министерства образования. Регулярно проводятся практические, научные мероприятия, посвященные вопросам психологического аспекта образовательного процесса. Последний тематический съезд посвящен проблематике направления деятельности, стратегии совершенствования служб в сложившейся ситуации. Участники активно обменивались опытом, накопленным в ходе работы в разных регионах, а также высказали свои предложения и видение роли службы в рамках реформирования системы образования. Участники мероприятия презентовали мнения о комплексном подходе к поддержке подрастающего поколения.

В рамках четвертого съезда избран президент Федерации. Должность доверена В.В. Рубцову, чья программа включала варианты улучшения правовой, нормативной базы деятельности профессионалов. Им предложено положение, посвященное образовательному процессу, рост квалификационного уровня, социальной защиты несовершеннолетних. Итоги мероприятия можно было оценить лишь спустя некоторое время, и их анализу посвящен пятый съезд психологов. В апреле 2018-го реализовано новое отчетно-выборное собрание ФПО, участники которого рассмотрели направления работы на срок до 2023-го.

По состоянию на сегодняшний день Психологическая служба – важный компонент процесса обучения и воспитания. Профессионалы в этой области работают совместно с социальными работниками, врачами, дефектологами, специалистами по логопедии. Они разносторонне поддерживают людей, вовлеченных в процесс обучения и воспитания. Благодаря старанию сотрудников службы образовательная среда характеризуется как психологически безопасная, где сохраняется на высоком уровне телесное, психическое здоровье вовлеченных людей. Среди наиболее значимых практических научных изданий следует выделить пособие, отредактированное И.В. Дубровиной, инициировавшей становление и развитие службы. Автор дает детальное описание всех этапов развития службы в труде «Практическая психология образования», изданном в 2004-м.

В настоящее время психологи занимаются наиболее актуальными современными проблемами. В их число входит негативное воздействие интернета и активное развитие компьютерных игр. Дети растут в обществе, где мошенничество встречается все чаще, коррупционные преступления стали привычным событием. Школьники учатся в среде с выраженными экстремистскими тенденциями, многие живут в неполных семьях, родители многих разведены. Дополнительный стресс связан с внедрением инклюзивного обучения. Служба, действующая в таких обстоятельствах, должна постоянно расширять разнообразие направлений деятельности, все более активно работать со смежными специалистами, чтобы в полной мере обеспечить охват для успешной деятельности и ее развития.

Список литературы

  1. Василюк Ф.Е. От психологической практики и психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - №1. - С. 15-32.
  2. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 5-9.
  3. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности: Словарь / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев // М.: «Мир». – 2005. – 848 с.
  4. Решетникова О.В. Вестник практической психологии образования №1(18) январь-март 2009. - №1.
  5. Рубцов В.В. Аналитический отчёт по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования/ В.В. Рубцов, Е.И. Метельникова, С.В. Алёхина, М.Р. Битянова, И.Я. Лейбман, Е.Л. Гращенкова//М: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. – 80с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/18/15183464661a5da09 77618a6fc2251cc6edcfd2d4f/Отчет_2008.pdf

Поделиться

3115

Монгуш У. С. История развития психологических служб в образовании // Актуальные исследования. 2022. №6 (85). С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/3718-istoriya-razvitiya-psikhologicheskikh-sluzhb

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа