Внеклассная работа в учебном заведении рассматривается как одна из важных форм воспитательного и обучающегося воздействия, направленная на формирование навыков и умений безопасного поведения у обучающихся школы, путем расширения познавательного кругозора.
Как показывает школьная практика, внеклассная работа продолжает совершенствоваться и приобретает все новые разнообразные формы и виды учебной внеклассной деятельности, способствующие развитию творческой активности обучающихся по освоению необходимых, жизненно важных навыков по созданию безопасной среды.
Данные требования определены положениями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего общего образования, определяющих внеклассную работу, как одно из значимых направлений в образовательных учреждениях.
Внеклассная работа в школе, в большей степени должна строиться на самостоятельной основе. Приверженцами данной идею является ряд таких видных деятелей, как Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов и ряд других видных деятелей науки в этой области, которые при изучении курса ОБЖ делают упор на самостоятельную учебную работу [8, с. 36-39].
Внеклассная работа является частью образовательной школьной деятельности, направленной на формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, что особо значимо для обучающихся средней школы при формировании у них безопасного образа жизни. Формы внеклассной работы принято делить согласно представленной схеме (рисунок).
Рис. Формы внеклассной работы
Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся, способствующих приобретению образовательных результатов для решения следующих воспитательно-образовательных задач:
- воспитание чувства патриотизма, уважения прав, свобод и обязанностей гражданина общества;
- формирование нравственно-этического сознания;
- формирование творческого трудолюбивого отношения к обучению;
- воспитание ценностного понимания по формированию здорового образа жизни, к природе и окружающей среде;
- формирование ценностных идеалов эстетического воспитания [1].
Л.А. Акимова, А.М. Зуев, Е.Е. Лутовина и ряд других исследователей сходятся во мнении, что внеклассная работа по безопасности жизнедеятельности способствует в решении следующих задач:
- по освоению знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- о государственных структурах системы защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о задачах государства по предотвращению актов терроризма;
- о формировании умений и навыков оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты при оказании первой медицинской помощи [1].
В первую очередь внеурочная деятельность с обучающимися 5 класса по ОБЖ должна быть направлена на работу с отстающими по вопросам пройденного программного материала, должна выполнять форму дополнительных занятий и привлекать обучающихся, проявляющих интерес и познания к основам безопасности жизнедеятельности.
Эта работа направлена на ликвидацию пробелов, с целью предупреждения неуспеваемости и для формирования прочного фундамента знаний в нынешних сложных условиях продолжающейся пандемии. Это особенно подчеркивается в научной работе А.Ю. Красильникова и др., с указанием на необходимость формирования навыков безопасности в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией [6, с. 106].
Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина и др., предлагают сочетание словесных методов обучения, таких как рассказ, объяснение, беседы, с наглядным – личным показом, видеороликами, иллюстрацией, демонстрацией, практической и самостоятельной работой обучающихся с натуральными объектами (образцами аварийно-спасательных инструментов и оборудования, средствами пожаротушения и первой помощи пострадавшим) и изобразительными средствами (макетами аварийно-спасательных инструментов и оборудования, макетами местности, зданий, сооружений, муляжами), а также работой с картой, учебником и дополнительной литературой [1]. Именно такая методическая направленность, по их мнению, дает соответствующий положительный ожидаемый результат.
Особый эффект во внеклассной работе имеет использование частично-поисковых, исследовательских методов обучения, которые стимулируют познавательный интерес к освоению предмета, проявление творческой активности, самостоятельности; развитие универсальных учебных действий обучающихся при работе с информацией, при анализе, синтезе, обобщении, классификации, рефлексии) [1].
Мы приходим к выводу о том, что развитию специальных умений и навыков, способствует соблюдение норм безопасного поведения в повседневной жизни, с использованием элементов профилактики возникновения опасных ситуаций при адекватном реагировании на условия возникновения условий опасности и рисков.
Именно в нашем исследовании, мы опробовали предложенные в научной литературе методы, которые нашли практическое отражение в нашей практической части проводимого исследования.