Совершенствование внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися средней общеобразовательной школы

В статье рассматриваются пути совершенствования и методические подходы к организации и проведению внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности с обучающимися средней общеобразовательной школы. Показана значимость данного вида деятельности в формировании безопасных компетенций у обучающихся средней общеобразовательной школы, рассмотрены различные точки зрения.

Аннотация статьи
внеклассная работа
обучающиеся
школа
безопасность жизнедеятельности
образовательное учреждение
Ключевые слова

Внеклассная работа в учебном заведении рассматривается как одна из важных форм воспитательного и обучающегося воздействия, направленная на формирование навыков и умений безопасного поведения у обучающихся школы, путем расширения познавательного кругозора.

Как показывает школьная практика, внеклассная работа продолжает совершенствоваться и приобретает все новые разнообразные формы и виды учебной внеклассной деятельности, способствующие развитию творческой активности обучающихся по освоению необходимых, жизненно важных навыков по созданию безопасной среды.

Данные требования определены положениями федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего общего образования, определяющих внеклассную работу, как одно из значимых направлений в образовательных учреждениях.

Внеклассная работа в школе, в большей степени должна строиться на самостоятельной основе. Приверженцами данной идею является ряд таких видных деятелей, как Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов и ряд других видных деятелей науки в этой области, которые при изучении курса ОБЖ делают упор на самостоятельную учебную работу [8, с. 36-39].

Внеклассная работа является частью образовательной школьной деятельности, направленной на формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, что особо значимо для обучающихся средней школы при формировании у них безопасного образа жизни. Формы внеклассной работы принято делить согласно представленной схеме (рисунок).

Рис. Формы внеклассной работы

Внеклассная работа способствует развитию индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся, способствующих приобретению образовательных результатов для решения следующих воспитательно-образовательных задач:

  • воспитание чувства патриотизма, уважения прав, свобод и обязанностей гражданина общества;
  • формирование нравственно-этического сознания;
  • формирование творческого трудолюбивого отношения к обучению;
  • воспитание ценностного понимания по формированию здорового образа жизни, к природе и окружающей среде;
  • формирование ценностных идеалов эстетического воспитания [1].

Л.А. Акимова, А.М. Зуев, Е.Е. Лутовина и ряд других исследователей сходятся во мнении, что внеклассная работа по безопасности жизнедеятельности способствует в решении следующих задач:

  • по освоению знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • о государственных структурах системы защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • о задачах государства по предотвращению актов терроризма;
  • о формировании умений и навыков оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты при оказании первой медицинской помощи [1].

В первую очередь внеурочная деятельность с обучающимися 5 класса по ОБЖ должна быть направлена на работу с отстающими по вопросам пройденного программного материала, должна выполнять форму дополнительных занятий и привлекать обучающихся, проявляющих интерес и познания к основам безопасности жизнедеятельности.

Эта работа направлена на ликвидацию пробелов, с целью предупреждения неуспеваемости и для формирования прочного фундамента знаний в нынешних сложных условиях продолжающейся пандемии. Это особенно подчеркивается в научной работе А.Ю. Красильникова и др., с указанием на необходимость формирования навыков безопасности в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией [6, с. 106].

Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина и др., предлагают сочетание словесных методов обучения, таких как рассказ, объяснение, беседы, с наглядным – личным показом, видеороликами, иллюстрацией, демонстрацией, практической и самостоятельной работой обучающихся с натуральными объектами (образцами аварийно-спасательных инструментов и оборудования, средствами пожаротушения и первой помощи пострадавшим) и изобразительными средствами (макетами аварийно-спасательных инструментов и оборудования, макетами местности, зданий, сооружений, муляжами), а также работой с картой, учебником и дополнительной литературой [1]. Именно такая методическая направленность, по их мнению, дает соответствующий положительный ожидаемый результат.

Особый эффект во внеклассной работе имеет использование частично-поисковых, исследовательских методов обучения, которые стимулируют познавательный интерес к освоению предмета, проявление творческой активности, самостоятельности; развитие универсальных учебных действий обучающихся при работе с информацией, при анализе, синтезе, обобщении, классификации, рефлексии) [1].

Мы приходим к выводу о том, что развитию специальных умений и навыков, способствует соблюдение норм безопасного поведения в повседневной жизни, с использованием элементов профилактики возникновения опасных ситуаций при адекватном реагировании на условия возникновения условий опасности и рисков.

Именно в нашем исследовании, мы опробовали предложенные в научной литературе методы, которые нашли практическое отражение в нашей практической части проводимого исследования.

Текст статьи
  1. Акимова Л. А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях : учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 336 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11985-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/496057 (дата обращения: 03.02.2022).
  2. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый, 2012. - № 9.- С.260–263.
  3. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина, А. М. Зуев; под ред. С. В. Петрова ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. – Оренбург, 2010. - 247 с.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2017.
  5. Красильников А.Ю. Процесс преподавания дисциплин, как основа познавательной деятельности студентов. Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития индустрии сервиса, туризма и дизайна: новые вызовы и практика инноваций» / под ред. Т.А. Шебзуховой, А.А. Вартумяна, И.М. Першина – Пятигорск: Издательство ПФ СКФУ, 2015. – ТЗ. – С. 171-173.
  6. Красильников А.Ю. Технологические основы социально – педагогической работы в здравоохранении в условиях коронавирусной пандемии. В сборнике: Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Пятигорск, 2021. С. 106-109.
  7. Крючек Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2010. № 8. С. 19–21.
  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Самостоятельная учебная работа учащихся при изучении курса ОБЖ // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 10. - С. 36-39.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 14 мая по 20 мая
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
24 мая
Загрузка в eLibrary
24 мая
Рассылка печатных экземпляров
01 июня