Главная
АИ #5 (8)
Статьи журнала АИ #5 (8)
К вопросу об использовании лошадей Добровольной Народной Дружиной во время охран...

К вопросу об использовании лошадей Добровольной Народной Дружиной во время охраны общественного порядка

Автор(-ы):

Хромов Александр Владимирович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

добровольная народная дружина; общественная безопасность
охрана общественного порядка
конный патруль
использование лошадей

Аннотация статьи

Одной из форм реализации правоохранительной функции государства в сфере обеспечения общественной безопасности является взаимодействии полиции и добровольных народных дружин, привлекаемых для участия в охране общественного порядка. В содержании правовых норм, регулирующих участие граждан в охране общественного порядка существует ряд пробелов, препятствующих эффективному правовому регулированию. В законодательстве не находятся такие нормы, которые регулируют вопросы специальной подготовки членов народных дружин, вопросы их взаимодействия, в связи с чем появляется необходимость дальнейшего развития законодательства, регулирующего деятельность добровольных народных дружин.

Текст статьи

Гражданское общество невозможно представить без активного взаимодействия значительной части граждан с государством, в частности, без привлечения наиболее сознательных в социальном отношении гражданских лиц к взаимодействию с правоохранительными органами в обеспечении общественного порядка. Одним из примеров такого взаимодействия является функционирование добровольных народных дружин, которые относятся не к общественным, а к государственным общественным объединениям граждан.

Деятельность добровольных народных дружин, регулируется специальными нормами Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) [1, с.5], которые имеют рамочный характер и устанавливают необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками). Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них, использование средств передвижения) не является предметом правового регулирования Федерального закона № 44-ФЗ и определяется исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Объединение правоохранительной направленности не имеет членов общественного объединения и сформировано по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, при этом народная дружина основана на членстве общественного объединения, с правом участия в охране общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами, органами местного самоуправления и государственной власти.

Деятельность народных дружин строго регламентирована местом создания народной дружины и предполагает содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, разъяснительную общественную работу и участие в предупреждении и пресечении правонарушений. Обязанность народных дружинников установлена и ограничивается ст. 18 Федерального закона № 44-ФЗ, права членов добровольной народной дружины согласно ст. 17 данного закона не являются исчерпывающими и могут быть установлены в иных нормативных правовых актах. Сказанное подтверждает, что вопросы участия в охране общественного порядка членов добровольной народной дружины не урегулированы иными федеральными законами, а дополняются местными локальными актами той местности, на которой создана добровольная народная дружина. Так, например, 9 марта 1993 года Правительство Москвы приняло постановление № 207 «О Московской городской народной дружине» [2.c2], в соответствии с которым в системе Правительства Москвы для руководства деятельностью дружин было создано государственное учреждение - «Московский городской штаб народной дружины», которое финансировалось из городского бюджета, располагало собственными штатами и наделялся правами юридического лица.

Взаимодействие государства и общества в охране общественного порядка было значимо со времен образования Древнерусского государства и не потеряло своей актуальности до настоящего времени. До XVII в. на Руси функции обеспечения общественного порядка возлагались на общину. Роль государства сводилась к реализации полномочий в сфере судопроизводства и исполнения судебных решений. В результате исторического развития Русского государства, эволюции права, экономических, политических и социальных отношений, реформирования системы органов государственной власти и управления роль населения в охране общественного порядка существенно изменилась.

Традиция привлечения населения к охране общественного порядка сохранилась до наших дней. В разные исторические периоды правовую основу участия населения в охране общественного порядка составляли соответствующие государственные акты, имевшие целью обеспечить максимальный уровень эффективности взаимодействия государства и населения. Исторический опыт свидетельствует, что достичь максимальной эффективности реализации данной разновидности взаимоотношений возможно лишь в случае совпадения ряда условий: желания населения оказать помощь государственным органам; законодательного урегулирования полномочий граждан, наличия у них навыков реализации предоставленных им полномочий; наличия взаимной заинтересованности в достижении результата.

Надо сказать, что движение добровольных народных дружин в нашей стране происходила с периодическими всплесками активности и угасания. Так Е. Ходжаева в своем исследовании указывает, что позднесоветская модель участия граждан в охране общественного порядка предполагала массовый стандартизированный характер этого движения, форматируемый, с одной стороны, партийными и комсомольскими органами, а с другой - лишь координируемый органами милиции. Постсоветский период (с 1990-х до середины 2000-х годов) характеризуется разнообразием практик: где-то дружины были сохранены и развивались, где-то эта практика постепенно угасла. Со второй половины 2000-х и особенно с начала 2010-х годов постепенно нарастает стимулируемый сверху процесс возрождения народных дружин. С 2014 года в России единым федеральным законодательством были введены основные методы работы дружин, что дало стимул развитию движения.

В качестве дружинников привлекают людей с совершенно разным опытом и социальным статусом. Формы вовлечения их в работу дружины - это не только патрулирование с полицией или по заданию полицейских, но также и охрана посольств, привлечение к охране на массовых общественных мероприятиях, специализированные рейды с контрольно-надзорными органами для создания свидетельской базы, привлечение в следственные действия понятыми и прочее.

Охрана общественного порядка обычно рассматривается в ключе деятельности органов государственной власти, так как традиционно является правоохранительной функцией государства. При охране общественного порядка полиция осуществляет такую специфическую деятельность как несение нарядов патрульно-постовой службы с использованием служебных лошадей. Для осуществления такой функции осуществляется необходимая физическая и психологическая подготовка сотрудника патрульно-постовой службы и служебной лошади. Конный патруль необходим в том месте, где не могут проехать транспортные средства, где не целесообразно использовать пеший патруль. Конная полиция в последнее время стала появляться почти в каждом крупном городе. В России в 1802 году появились первые батальоны конной полиции. Конная полиция — это вид полиции, несущий службу верхом на лошади. Ее задача стоит в том, чтобы патрулировать улицы, обеспечивать порядок в парках, скверах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, а также на различных митингах и демонстрациях [4, c.1]. Сотрудник полиции верхом на коне становится более мобильным и за счёт массы и высоты, его работа становится более продуктивно. Таким образом, при совместном патрулировании сотрудника полиции и члена добровольной народной дружины было бы логичным использовать гужевой вид транспорта.

Как утверждают Галимова А.Г. и Диденко Я.В. большим преимуществом данного вида несения службы является то, что кавалерист сможет пройти верхом на лошади в тех местах, где не проехать автомобилю или мотоциклу [4, c.2]. С этим нельзя не согласиться, действительно, сотрудник верхом передвигается в лесопарковой зоне гораздо быстрее и его служба эффективнее. Во время массовых беспорядков или на спортивных мероприятиях люди не так обращают внимание на автотранспорт, как например, на живого коня. Сотрудник полиции внушает некий страх, так как управляет большим живым существом, которое, намного выше человека и обладает большой скоростью. Охрана общественного порядка с помощью лошадей является более продуктивной в данных случаях, в связи с чем при привлечении членов добровольной народной дружины было бы целесообразно наделять их полномочиями осуществлять свою деятельность и с помощью такого способа. Народный дружинник, находясь верхом на лошади становится более заметным и внушает большее уважение. Верхом на коне народному дружиннику представляется больший круг обзора, и во время несения наряда в лесопарковых зонах, ему удается быстрее и лучше предотвратить или устранить правонарушение.

Специфика несения патрульно-постовой службы с использованием служебных лошадей регламентирована несколькими внутриведомственными приказами, в соответствии с которыми регулируются вопросы закрепления лошади за сотрудниками полиции, так на одну лошадь приходится один или два всадника, вместе служить они могут многие годы, став настоящими напарниками [3, c.4]. Кроме того, сотрудниками полиции самостоятельно осуществляется уход за служебными лошадьми, их тренировку, подготовку их к транспортировке к местам несения службы от мест постоянной дислокации и обратно. Кроме того, лошадь, это живое существо, которое требует внимания, своеобразного подхода и заботы со стороны человека. Для несения службы в конной полиции сотрудник проходит специальную подготовку. В отличие от сотрудника полиции, осуществляющего свою службу и выполняющего свои непосредственные функции, народные дружинники привлекаются для общественной деятельности с отрывом от своей постоянной работы, таким образом в данном случае, народные дружинники не могут участвовать в уходе за лошадьми. Кроме того, народным дружинникам без необходимой специальной подготовки так же невозможно осуществлять деятельность по охране порядка с использованием лошадей. Для патрульного или участкового наличие в рейде гражданских лиц, часто слабо подготовленных физически, воспринимается как лишняя нагрузка [4, c.2]. Дружинник не должен быть дополнительной нагрузкой для сотрудника полиции, а настоящим напарником. Таким образом, не смотря на существенные плюсы в осуществлении деятельности по охране порядка возникает множество вопросов, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне.

Несмотря на наличие нормативных правовых актов в сфере организации деятельности добровольных народных дружин, правовое регулирование в рассматриваемой сфере несовершенно с точки зрения закрепления правового статуса членов народных дружин, а именно содействия в охране общественного порядка с использованием лошадей.

В этой связи, необходимо на законодательном уровне принципиально решить вопрос сотрудничества народных дружинников с конной полицией, урегулировав необходимыми правилами возможность прохождения специальной подготовки, ухода за лошадьми и дальнейшего участия народных дружинников в охране общественного порядка совместно со служащими конной полиции.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. № 77. 04.04.2014.
  2. Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. август 2002. № 31.
  3. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 № 11290) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 07.07.2008.
  4. Галимова А.Г., Диденко Я.В. Специфика несения нарядов патрульно-постовой службы с использованием служебных лошадей Электронная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-neseniya-naryadov-patrulno-postovoy-sluzhby-s-ispolzovaniem-sluzhebnyh-loshadey (дата обращения 09.02.2020)
  5. Ходжаева Е. Возрождение днд (добровольных народных дружин) в России: пример навязанной сверху мобилизации. Электронная библиотека КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrozhdenie-dnd-dobrovolnyh-narodnyh-druzhin-v-rossii-primer-navyazannoy-sverhu-mobilizatsii (дата обращения 09.02.2020).

Поделиться

1836

Хромов А. В. К вопросу об использовании лошадей Добровольной Народной Дружиной во время охраны общественного порядка // Актуальные исследования. 2020. №5 (8). С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/372-k-voprosu-ob-ispolzovanii-loshadej-dobrovolnoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля